Большая часть тех, кто заканчивал ВУЗы после распада Советского союза, сталкивались с проблемами в трудоустройстве на свое первое место работы – работодателям нужны молодые сотрудники, но с опытом работы, а «зеленых» вчерашних студентов должен учить кто-то другой. Люди старшего поколения, наблюдающие сложившуюся ситуацию, недовольно сетуют на это, мол, раньше государство обеспечивало всех работой, не то что сегодня… И действительно, система государственного распределения студентов работала на протяжении всего существования СССР – молодому государству нужно было развиваться быстро и во всех отраслях сразу, а справиться с кадровым дефицитом действительно могла лишь государственная «обязаловка».
А что сегодня? Условия «игры» кардинально изменились – при развитии более мобильного рынка труда и конкуренции на нем, система распределения теряет всякий смысл и становится попросту неактуальной. Во всяком случае, такую позицию высказывало правительство в лице его главы Дмитрия Медведева 14 октября, во время селекторного совещания. Как он считает, государственный заказ на трудоустройство молодых специалистов сегодня потерял свою актуальность. Но почему тогда многие государственные предприятия продолжают испытывать дефицит квалифицированных кадров, а молодые специалисты годами ищут свое первое место работы? Карьерист.ру постарался выяснить, действительно ли система государственного послевузового распределения больше неактуальна?
Распределение больше неактуально
Но существует некая альтернатива (во всяком случае, так считает Минтруд) – как пишет издание «Экономика труда», Минтруд уже несколько лет реализует программу стажировок студентов, в рамках которой компенсирует работодателям как затраты на оплату труда новичков, так и некоторые доплаты для их наставников. Если студентам удается проявить себя на предприятии, ему могут предложить остаться на нем после окончания обучения – таким образом первую работу находят около 70% от всех стажирующихся.

70% студентов находят работу там где они проходили стажировку.
Но это касается лишь тех, кто попал в эту программу. Чтоб проверить ситуацию в целом по стране, Министерство образования решило отследить трудоустройство выпускников через данные ПФР. И согласно этому исследованию, в общем по стране в течение первых двух лет после окончания ВУЗа работу находят около 75%. Но это лишь средние данные – в регионах ситуация может быть гораздо плачевнее.
Именно на это, вероятно, хотел обратить внимание премьер, заявляя, что система распределения выпускников в целом не актуальна, но, в проблемных регионах, где наблюдается кадровый дефицит, дополнительные меры для закрепления кадров крайне необходимы. Как приводят слова премьера «РИА Новости», в отдельных отдаленных уголках России часто не хватает учителей, врачей, соцработников или просто рабочих. Вот там похожие программы нужны, но они точно не будут повсеместными, и иметь ту форму, в которой госзаказ удовлетворялся в СССР.
Реагировать придется
Но, как мы знаем, проблема осталась. Демографический вызов начинает все сильнее давить на российскую власть. Отсюда и всплывшие недавно инициативы повысить пенсионный возраст… Но мы не об этом. Так, острая региональная нехватка специалистов наблюдается уже не первый год. В начале 2015 года Федеральное агентство уже планировало запустить программу добровольного распределения студентов в Крым и Северный Кавказ, а в дальнейшем распространить ее на другие тяжелые в этом плане регионы. Как писал «Взгляд», студенты могли самостоятельно направлять заявки на трудоустройство, которое проходило по открытому конкурсу. В чем это «распределение» отличается от обычного трудоустройства в современной России – непонятно, но то, что дальше этих регионов данная программа не пошла – факт.

Ольга Васильева предлагает — трехсторонний контракт, который заключается между работодателем, студентом и ВУЗом.
Другую форму реализации премьерской инициативы и обеспечения нуждающихся регионов квалифицированными молодыми кадрами в конце сентября предложила министр образования Ольга Васильева. Как цитирует чиновницу «ТАСС», единственная форма, в которой возможно возвращение к распределительной системе – это трехсторонний контракт, который заключается между работодателем, студентом и ВУЗом, в рамках которого работодатель оплачивает обучение, ВУЗ обучает согласно требованиям работодателя, а студент будет обязан отработать определенное количество лет на предприятии, которое оплатило обучение. Кстати, в такой форме, работодателем вполне может выступать и РФ, распределяя студентов по государственным предприятиям и замещая персонал, средний возраст которого уже давно превысил пенсионный.
Но в то же время, по мнению многих ученых, такое административное вмешательство со стороны государства может быть крайне неэффективным. Оказывается, что, несмотря на сложившуюся в стране демографическую ситуацию, государственное посредничество может поломать уже устоявшиеся принципы рыночной экономики.
Ученые против
С Рощиным согласна и профессор НИУ ВШЭ Марина Колосницына. По ее мнению, сегодня на рынке труда существует эффективное равновесие, когда соискатели и рекрутеры находят друг друга исходя из своих требований. Система распределения может нарушить этот баланс. А кроме того, это напрочь уничтожит мотивацию к конкурентному труду. Такая позиция удобна для «средних» ВУЗов, выпускники которых обладают посредственными знаниями и умениями. Гораздо проще взвалить обязанность трудоустройства выпускника на государство, чем научить его всему необходимому, чтоб он мог найти работу самостоятельно.
Про неэффективность советской системы государственного распределения в современных условиях рассказал «Экономике труда» и кандидат юридических наук Василий Шавин. По его словам, причины, которые приводили к мыслям о распределении студентов в советское время и сегодня в корне разные, ввиду чего сопоставлять и сравнивать их некорректно. По мнению юриста, если раньше существовала острая нехватка специалистов, то сегодня гораздо большей проблемой является переизбыток невостребованных и очень нечасто квалифицированных выпускников. Поэтому, по его мнению, куда важнее решать проблему с низким уровнем образования, а не пытаться трудоустроить уже существующую армию выпускников. Однако это все равно не дает ответа на вопрос, как эффективно противостоять демографическим вызовам.
Но, несмотря на всю несправедливость ситуации и масштабы проблем с трудоустройством выпускников, с учеными сложно не согласиться – в современных условиях система государственного распределения будет бесполезна хотя бы потому, что государство не в состоянии обеспечить наличие такого количества рабочих мест, которого требует общество.
Ввиду всего этого, самой эффективной системой распределения может стать лишь предложенный Васильевой трехсторонний контракт. Несмотря на наличие административного вмешательства, оно будет лишь формальным и позволит заинтересованным сторонам найти друг друга, задолго до возникновения необходимости в том. К тому же это позволит задействовать рыночные механизмы и наладить качественную отдачу в образование. Так, ВУЗы будут заинтересованы в выпуске квалифицированных специалистов, поскольку в таком случае это позволит привлекать «инвестиции в студентов» от работодателей, которым будут интересны лишь заведения с хорошим имиджем.
Все это способно в корне поменять систему высшего образования. Дело за малым – осталось лишь заставить чиновников запустить такую масштабную программу государственно-частного партнерства в образовании…
Разместить резюме Добавить вакансию