В условиях, когда экономический кризис становится причиной высокого уровня инфляции, вопрос обеспечения реального содержания заработной платы становится как никогда актуальным.
Обеспечить соответствие выплачиваемых средств реальному содержанию призван институт индексации заработных плат.
Как показывают социальные опросы, лишь около 10% россиян могут похвастать индексированием своих зарплат – в большинстве случае работодатели игнорируют свою такую обязанность, хотя она и закреплена нормативно в ст. 134 ТК.
Многие эксперты считают, что такое положение дел обусловлено отсутствием в законе конкретного порядка проведения индексации, другие связывают это с нечеткой формулировкой нормы.
В целом, все сходятся на отсутствии должного нормативного регулирования, в связи с чем на рассмотрение Госдумы регулярно поступают все новые законопроекты, предполагающие внесение изменений в ТК.
Так, очередной законопроект под № 1119655-6 был внесен в парламент законодательным собранием Республики Карелия.
Сможет ли он действительно обеспечить сохранение покупательской способности зарплат? Карьерист.ру постарался разобраться в этой насущной проблеме?
Предложенные изменения
Логика законодательного собрания Карелии состоит в том, что основная проблема института индексирования зарплат состоит в отсутствии в законе четкого порядка проведения данной процедуры.
В связи с этим, как обязанность индексацию воспринимают лишь работодатели-бюджетные организации, остальные — порядок ее проведения (или не проведения) определяют самостоятельно.
Коммерческие структуры, как правило, если определяют порядок индексирования зарплат, то регламентируют его в локальных нормативно-правовых актах, например, положении о зарплате, колдоговоре или договоре о соцпартнерстве.
Многие привязывают возможность индексирования к производственным показателям, например, к уровню чистой выручки.
Такое положение дел, по меньшей мере, незаконно, ведь еще в 2010 году Роструд в письме 1073-6-1 разъяснил, что законодательство устанавливает обязанность индексирования зарплат в одинаковом порядке абсолютно для всех работодателей, независимо от их формы собственности и прочих особенностей.
Поэтому при отсутствии его в локальных актах, рекрутер обязан будет внести соответствующее положение. Однако, исходя из отсутствия конкретной регламентации в ТК такого порядка, на практике всегда присутствовали разночтения, которые становились поводом для частых судебных разбирательств.
И в этом вопросе судебная практика практически всегда оказывается однозначна – если рассматривать индексацию заработных плат как единственный механизм, способный обеспечить их реальное содержание, которое предоставляется в рамках государственной гарантии, то индексация не может рассматриваться иначе, как обязательная.
Такого мнения придерживаются практически все суды, которые рассматривали дела такой категории. Но несмотря на это, чаще всего такая обязанность рассматривается работодателями не более, чем их право, в связи с чем многие работники не получали индексации по несколько лет.
Последние данные про уровень жизни населения, а также рост цен оставляют желать лучшего – все это повышает напряженность в обществе.
Руководствуясь этим, законодательный орган Карелии, предлагает ввести ряд мер, среди которых:
- Прямая привязка уровня индексации к уровню инфляции, установленному субъектом федерации;
- Определение, что уровень индексации в субъекте не может быть ниже, чем тот, который определен на федеральном уровне;
- Определение прямой обязанности проведения индексации, независимо от формы собственности;
- Установление максимального размера заработной платы, после которого индексация не проводится (10 прожиточных минимумов);
- Необходимость ежегодного проведения индексации заработных плат;
- Дифференциация бюджетов, из которых индексация должна проводиться, в зависимости от финансирования организации.
По мнению авторов проекта закона, это позволит регулировать региональный уровень индексации, учитывая как социальные, так и экономические аспекты. И многие их поддерживают.
PRO
По мнению энтузиастов, логика регионального определения уровня индексации более чем правильная. Многие, например, Александр Шершуков – секретарь Федерации независимых профсоюзов РФ, утверждают, что именно отсутствие четкого нормативного регулирования позволяет работодателям игнорировать инфляцию.
По мнению эксперта, в случае принятия предложенных норм компенсация инфляции будет проходить куда активнее, чем сегодня.
Нормативное закрепление обязанности индексировать зарплату попросту не оставит работодателям выбора – в противном случае придется активизировать надзорные органы и привлечение к ответственности будет наблюдаться все чаще.
Конечно, это существенно повысит затраты работодателей, ведь кроме текущего индексирования, вероятно, это повлечет за собой череду большого количества судебных исков, по которым индексация будет взыскиваться с рекрутеров за прошедшие периоды.
В масштабах страны это будут колоссальные суммы, но другого выхода нет! Всем прекрасно известно, что только за прошлый год уровень инфляции составил почти 13 % — именно на них фактически упала покупательская способность зарплаты среднестатистического россиянина только за 2015.
В буквальном выражении, если за свою зарплату в начале 2015 года он мог купить 6 палок колбасы, то к концу года за те же деньги уже 5!
Более того, экспертов, поддерживающих законопроект, радует то, что в случае принятия изменений, они не будут распространяться на топ-менеджеров и других работников высокой зарплатной категории.
По их мнению, индексация должна быть направлена в первую очередь на низкооплачиваемых работников, для которых прибавка в 9-10% окажется более чем существенной.
Конечно, это может оказать существенную нагрузку на бюджеты промышленных предприятий, где проведение индексаций повлечет колоссальные дополнительные затраты.
Но эта проблема должна быть решена исключительно путем анонсируемого властями положительного изменения экономической ситуации в России.
К тому же, повышение доходов населения будет стимулировать спрос на отечественную продукцию (про импорт пока говорить не приходится), а это должно понемногу оживить экономику.
Contra
Между тем, несмотря на сложившуюся ситуацию, находится и много противников принятия данного законопроекта.
Прежде всего, это представители бизнесового сообщества, малые и средние предприниматели, и прочие скептики, на кого данный законопроект, в случае его принятия, возложит дополнительные существенные расходы.
По их мнению, даже несмотря на то, что изменение закона рассчитано лишь на низкооплачиваемых работников (таковыми, как ни странно, называют работников, уровень зарплат которых ниже 100 тыс. рублей) как государство, так и бизнес не смогут потянуть таких затрат. В первую очередь потому, что на сегодня невозможно даже приблизительно определить их уровень.
По мнению скептиков, даже если рост цен в следующем году, как планируется, будет составлять около 5-6%, то все равно уровень индексации окажется неподъемным для большинства.
В подтверждение этому приводятся цифры непредсказуемо быстрого расходования средств из Резервного фонда, выделяемых на компенсирование дефицита бюджета.
С учетом слухов о тотальном опустошении фонда уже в ближайшее время, перспектива для бюджетников не кажется такой радужной – индексировать зарплаты будет попросту неоткуда.
При всем этом, нет никаких гарантий, что очередные потрясения на мировых рынках и неустойчивые цены на сырьевые ресурсы в очередной раз не спровоцируют резкого укрепления американской валюты по отношению к рублю.
Результатом всего этого может стать возвращение двузначного уровня инфляции, а это приведет к тому, что показатели необходимого индексирования станут попросту заоблачными.
По мнению Павла Сигала, вице-президента организации «ОПОРА России», в такой ситуации лишь только затраты на индексацию зарплат могут стать поводом для банкротства.
Кроме прочего, обязательность индексирования заставит многих частников вернуться к зарплатам в конверте – вводимая поправка лишит тех рекрутеров, которые решили отказаться от серых схем, какого либо желания рассчитываться с работниками официально. И это точно не отразится благоприятно на отечественной экономике.
Скептики напоминают, что подобные предложения (устанавливать уровень индексаций исходя из уровня инфляции) уже были выдвинуты Митрудом в прошлом году, однако были отклонены, вероятно ввиду потенциально высоких затрат бюджета.
Исходя из этого, можно предугадать будущую позицию Министерства финансов, которая, скорее всего, будет довольно жесткой. Вероятно, если предложение не удастся отклонить вновь, то скорее всего в документ будут внесены существенные смягчающие поправки.
Какой они будут иметь характер – скептики пока предугадывать не берутся, но им совершенно точно ясно, что быстрого прохождения документа через Госдуму, ожидать точно не стоит.
Анализируя мнение двух противоборствующих сторон можно сложить довольно четкую картину всего происходящего.
Очевидно, что все работное сообщество остро нуждается в куда более жестком регламентировании порядка индексирования зарплат, и предложенные изменения как раз отвечают таким требованиям.
Это не только позволит хоть как-то поднять трудовые доходы населения, но и несколько снимет напряженность в обществе.
Однако против этого прямо выступает сложная экономическая ситуация и чиновники, на которых оказывает прямое давление бизнес.
Довольно сложно поспорить со скептиками, что при фактическом отсутствии средств в фонде оплаты труда, вряд ли можно будет говорить про какое либо благоприятное влияние, при повышении его расходной части еще на 10-15%.
И только исходя из этого можно говорить про бесперспективность этого очередного законопроекта, призванного индексировать зарплаты.
Разместить резюме Добавить вакансию
такое может быть ,но только не вРоссии!!!!!!!!!!!!!
сложно сказать..но, скорее всего такой законопроект ещё больше поставит в тупик всех граждан: как работников, так и работодателей..коснётся всех!..решить что-то в плане решения всё более усугубляющихся проблем в обществе, будет просто либо суперсложно, либо не возможно вообще..надо в срочном порядке ехать изучать экономику стран таких как Норвегия, Дания в них самый высокий уровень социальности в мире: доход граждан страны, налоги, социальные сферы жизни высокие, поступления в казну страны от работающего населения, а также пенсии, пенсии инвалидам, правовые аспекты, пособия на биржах ( в Норвегии, например, ещё в далёком 2007 году, вставшим на биржу платили пособие ежемесячное в сумме на рубли — 72000 (!!!), биржевики открывали у себя мастер-классы, конференции, симпозиумы для неработающих или потерявших работу граждан..так там люди могли уже в течение 1-го месяца стоя на бирже и получив пособие, найти работу в соседнем городке, им не надо там месяцами безрезультатно стоять на бирже в поисках вакансий..также у себя в таких центрах защиты населения они приглашают работодателей и те более активно отбирают кандидатов к себе на работу, чем это всё это время и до сих пор происходит в России)..вот такие примеры — показательны..жаль, что у нас в стране не работают ЦЗН по такому принципу, а больше только сидят в кабинетах и осуществляют прием граждан..
Зашибись! Вместо снижения налоговой нагрузки поднимаем зарплату. А денег на налоги кто даст? Путшкин?
Вы это о чём? Государство в этом году недоиндексировало пенсии. Недодало денег тем кто уже был обложен всеми возможными и невозможными налогами, в том числе отчислениями в пенсионный фонд. Из которого государство не раз черпало деньги на другие нужды, хоть это и зарещено законодательством. А биснесмены должны рвануться вперёд? Да они что — рыжие что ли? И хватит уже подменять понятия — американская валюта укреплена — мама не горюй, это рубль падает, а не доллар растёт! И почему-то в США инфляция в разы меньше чем в России. А наши горе-экономисты продолжают твердить мантры что укрепление валюты приводит к инфляции. Может просто работать не умеют?