Аналитические материалы

На помощь безработным: когда Минтруд повысит пособие по безработице?

chastichnaya-bezrabotica

Ситуация с безработицей в России остается стабильно тяжелой на протяжении последних нескольких лет.
 Вспышки массовых увольнений, которые кошмарили российский рынок труда в 2014-2015 годах, впрочем, не сильно повлияли на официальные показатели безработицы и совсем не мешали Минтруду еженедельно отчитываться об уменьшении количества безработных. Как правило, такая информация не учитывала расчет безработицы по методу МОТ – по нему, количество безработных было как минимум в 4-5 раз больше, чем официально. Одной из причин нежелания россиян регистрироваться в центрах занятости и получать официальный статус безработного становилось пособие по безработице. А, точнее, его мизерный размер.

Но Минтруд взялся за решение этой проблемы – впервые за долгое время пособие по безработице должно вырасти, причем почти вдвое. Над проектом закона, который позволит сделать это, уже сегодня работают в министерстве. Впрочем, повышение анонсируется второй раз в этом году – в мае общественности уже был представлен такой документ, и помимо повышения пособия он, в частности, ограничивал круг его получателей. Однако, до Госдумы документ так и не дошел. Насколько в этот раз планируют поднять пособие по безработице и когда ждать такого нововведения? Карьерист.ру постарался ответить на эти вопросы.

Не раньше 2018 года

Каждый безработный россиянин знает, что обязательным условием для получения государственной помощи по безработице является регистрация в центре занятости. Размеры пособия по безработице определяются в ст. 33 ФЗ «О занятости населения РФ» и, на первый взгляд, вовсе не кажутся мизерными. Например, первые 7 месяцев безработный получает 75-60% от своего среднемесячного заработка, что довольно неплохо, отталкиваясь, например, от средней зарплаты по стране. Однако, не все так просто. По факту получаемое пособие ограничено минимальным и максимальным размером пособия, который ежегодно определяется постановлением правительства. Эти пределы как раз и не менялись последние 8 лет – с 2009 года, несмотря на процентное отношение к зарплате, пособие по безработице назначается в пределах 850-4900 рублей.

fnnpcrs8

Обязательным условием для получения государственной помощи по безработице является регистрация в центре занятости.

Официальной причиной отказа от его повышения за все это время считалось количество вакансий на биржах, которое постоянно превышало количество безработных. Речь шла о том, что повышение пособия может повысить иждивенческий настрой граждан, мол, пропадет стимул искать работу. Про качество предлагаемых в центрах занятости вакансий предпочиталось умалчивать. Однако, с другой стороны, пособие – это помощь от государства в трудную минуту, и выделяемые пусть даже 4,9 тыс. рублей неспособны помочь человеку выжить.

В итоге, как сообщает «Российская газета», Минтрудом принято решение найти баланс между мотивацией к трудоустройству и сохранением трудоспособности. Такой «баланс» оценен чиновниками в 7,5-8 тыс. рублей. Как утверждает руководитель департамента занятости Минтруда Михаил Кирсанов, для повышения пособия по безработице до такого уровня ведомство разрабатывает проект федерального закона, сейчас он согласовывается. Впрочем, конкретных дат внедрения новых размеров пособия в Минтруде не называют. Как сообщает «Комсомольская правда», представить проект документа общественности планируется на следующем заседании Общественного совета Минтруда.

Проект бюджета на будущий год повышения пособия не предусматривает – на выплаты в 2017 году заложено 43 млрд рублей – лишь на 1,9 млрд больше, чем в 2016 году. Так что раньше 2018 года повышения пособия по безработице ждать точно не стоит. Как отметил сам Кирсанов, в планах у министерства довести размер пособия до прожиточного минимума (для трудоспособных, сегодня – это 10,7 тыс. рублей), но экономическая ситуация заставляет правительство пока оставить его на уровне прошлых лет. По словам чиновника, в будущем изменению подвергнутся не только размеры пособия, но и критерии для его получения. Интересно, что все это содержал законопроект, который был опубликован в мае.

Попытка № 2

Как уже было сказано, первая попытка повысить пособие по безработице была совершена в мае 2016 года.
Обнародованный тогда проект закона также должен был повысить размер пособия до 8 тыс. рублей, а минимальный предел должен был составить 2 тыс. рублей. По крайней мере, так отмечалось в пояснительной записке. Но по факту, документ лишь сокращал период его получения до полугода, само процентное соотношение к зарплате в этот период оставалось тем же – от 75 до 60%. Минимальные и максимальные пределы, как и раньше, определялись ежегодно принимаемым постановлением правительства. И, очевидно, что по новому законопроекту эта же норма будет определять порядок фиксации пределов пособия. Таким образом, для повышения пособия, как полгода назад, так и сейчас, нет никакой необходимости принимать поправки в законодательство – достаточно лишь нового постановления правительства, в котором указаны повышенные пределы помощи.

Но зачем тогда Минтруд анонсирует разработку нового закона? Дьявол, как мы знаем, кроется в деталях. Логично, что увеличение размера пособия потребует дополнительных издержек, пойти на которые, в условиях борьбы с бюджетным дефицитом, правительство не решится. Поэтому, очевидно, что там не придумают ничего лучше, чем сократить количество получателей, сроки выплаты и прочие значимые статьи. Только это позволит высвободить достаточное количество средств для текущего повышения и в перспективе, для приближения к показателю прожиточного минимума. Едва ли в правительстве станут «выдумывать велосипед» и идти на структурные изменения, так что такое развитие событий представляется нам наиболее вероятным.

7e9b07072caa66bc70ce0a3d8ded17e5

Но чем это чревато для самих безработных? В прошлый раз, помимо сокращения сроков выплат до 6 месяцев, было предложено лишить его, например, выпускников, впервые ищущих работу, предпринимателей, фермеров и тех, кто обратился в центр занятости после длительного периода без трудоустройства – больше 12 месяцев. Кроме этого, предлагалось исключить из закона норму про выплату материальной помощи после окончания уплаты пособия по безработице, а также про назначение пособия при повторной регистрации.

На что хватит фантазии Минтруда в этот раз предугадать сложно. Едва ли они откажутся от прошлой модели – она получила позитивную оценку экспертов, даже несмотря на ряд крайне непопулярных предложений. Да и сама сумма повышения – 3 тыс. рублей в целом не такая уж и значительная. Но в таком случае непонятно, зачем повторно начинать законотворческий процесс – документ уже с июня готов к принятию. Судя по всему, в правительстве просто не хотят спешить – майский законопроект должен был вступить в силу с января 2017 года.

Проблема не в размере

Декларируемая цель повышения пособия по безработице – повысить покупательную способность пособия вместе с параллельной борьбой с иждивенческими настроями по отношению к нему. Но может ли сумма в 4,9 тыс. рублей быть стимулом для отказа от трудоустройства? При том, что прожиточный минимум превышает 10 тыс. рублей, очевидно, нет. В масштабах безработицы такие размеры помощи незначительны – даже государство, путем принятия размера прожиточного минимума, признает, что на них нереально просуществовать месяц. Эта помощь, скорее, носит для безработных символический характер. Хотя, 3 тыс. рублей лишними точно не будут.

3-1261456326

Как считают эксперты, увеличение размера пособия повысит нагрузку на центры занятости.
 Пусть количество открытых вакансий на них и превышает количество безработных, само качество этих вакансий оставляет желать лучшего – основными работодателями там выступают государственные и коммунальные предприятия, где зарплаты достаточно низкие. Вызывает скепсис и сама модель работы отечественных служб занятости – она могла бы быть гораздо эффективнее, если бы с ними работал частный бизнес и рекрутинговые компании. Как утверждает Ольга Глухова, руководитель НП «Эксперты рынка труда», чьи слова приводят «РИА Новости», основная аудитория центров занятости – это персонал с низкой квалификацией – люди высокооплачиваемых профессий ищут работу самостоятельно, пособие их не привлекает.

Расширение круга работодателей, увеличение количества и качества вакансий не только повысили бы популярность служб занятости, но и ускорили бы процесс трудоустройства. Учитывая, что большая часть всех официально зарегистрированных безработных – это граждане, состоящие на учете длительно, эффективность центров могла бы существенно вырасти. Это, в свою очередь, естественным путем уменьшило бы количество получателей и длительность выплат, не прибегая к искусственному ограничению. Пособие могло бы стать нежелательным поощрением за отсутствие занятости – главной целью обращения граждан в центры занятости, напомним, является эффективный поиск достойной работы. А в этом государство как раз помочь и не может.

Разместить резюме Добавить вакансию