Аналитические материалы

Только для нуждающихся: Минтруд откажет в соцпомощи владельцам имущества

programmy

Определение нуждаемости – один из главных принципов, по которым в развитых странах назначается социальная помощь.
Общемировая практика показывает, что нуждаемость нужно определять не только по доходам гражданина, но и по его имуществу, так как это позволяет повысить эффективность социальной помощи, лишив права на ее получение тех, кто в ней действительно не нуждается. По существующему сегодня принципу распределения, каждый рубль, выделенный из госбюджета на социальную помощь, повышает благосостояние бедняков лишь на 11 копеек. Дабы исправить такую ситуацию в правительстве подумывают про повсеместное введение критерия нуждаемости и принципа адресности пособий.

Первый шаг для этого сделал Минтруд, который 28 ноября разместил на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов проект Методических рекомендаций, которые призваны урегулировать вопросы оценки нуждаемости и вопросы определения критериев нуждаемости в регионах. По ним, как и оговаривалось ранее, предлагается учитывать имущественное положение россиян, в том числе, определены конкретные виды имущества, которые будут влиять на возможность получения статуса нуждающегося, и, соответственно, социальной поддержки. Какое имущество будет учитываться и что это, вообще, значит? Карьерист.ру решил разобраться в этих вопросах.

С машиной, но без помощи

Согласно опубликованному проекту Методических рекомендаций, право собственности на автомобиль, землю, или, например, корову, станет в будущем препятствием для получения гражданами социального пособия, которые выделяется региональными властями. Наличие такого имущества может стать причиной получения неучтенного государством «серого нала», а поэтому, что должно лишать гражданина права на какую-либо социальную помощь, так как его нельзя назвать нуждающимся. В качестве самого понятия нужды, Минтруд рекомендует принимать «недостаток средств, требуемых для сохранения здоровья и жизнедеятельности». Ее критерием предлагается считать те условия, в которых этот самый недостаток средств возникает.

07_3_1

Но при этом Минтруд уточняет, что в случае обнаружения при оценке нуждаемости того или иного имущества, в помощи рекомендуется отказывать. К такой собственности относят больше одного жилого помещения, в том числе доли в них, земельный участок под строительство (кроме многодетных), транспортное средство, используемое до 5 лет, сельхозтехника, водные и воздушные суда, а также скот (выше регионального норматива). Кроме того, права на пособие рекомендуется лишать и тех, кто, будучи в трудоспособном возрасте, не работает и не состоит на учете в центре занятости, либо же тех, в чьих семьях есть такое лицо, за исключением тех, кто ухаживает за детьми, инвалидами и престарелыми членами семьи.

Как пишет «Газета.ru», со ссылкой на представителей Минтруда, наличие в собственности указанных объектов не повлияет на оценку дохода и сумму выделяемой помощи – учтенным будет лишь сам факт их наличия. Тем самым ведомство предлагает отказаться от объективной оценки имущественного состояния, ведь само наличие имущества в собственности совсем не говорит про наличие «серого» дохода с него, и даже про наличие возможности его получить. Представляется, что для объективной оценки необходимо учитывать состояние имущества, а судя по рекомендациям Минтруда, этот вопрос лишь частично учтен в случае с автотранспортом (в пользовании до 5 лет), во всех остальных пунктах даже намека на состояние и возможность имущества приносить доход, нет.

Нужно понимать, что состояние имущества – важный критерий оценки его доходности.
 Вполне логично, что имеющийся в собственности дом, например, помимо квартиры, может быть в плачевном состоянии, и в таком случае он, скорее, будет статьей расходов, нежели источником прибыли. Таким образом, очевидно, что данный документ требует доработки.

На догадках

Что интересно, разработкой документа занимался не непосредственно Минтруд – для этого были привлечены ученые из НИУ ВШЭ. Как один из авторов документа, Сергей Смирнов, рассказал «Газете.ru», основной принцип, который реализован в рекомендациях – это отсечение от государственной помощи тех, кто «скорее всего, имеет «серые» доходы». Сама методика, которую предложили ученые, проста и одновременно противоречива. Так, по их мнению, если внушительная часть населения задействована в сером секторе экономики, то для получения нелегальной прибыли ему обязательно понадобится имущество. И если оно есть у гражданина – он, «скорее всего», потенциальный получатель теневых доходов и совсем не нуждающийся. Как утверждает Смирнов, такие граждане не должны быть в числе получателей социальной помощи, которая предназначена для людей с финансовыми проблемами.

079193dc3ea577b21c8b532bde448ff6

В качестве примера, ученые указывают на модель, реализуемую в Албании, где, по их мнению, аналогичная система проработана идеально.
Там, при определении нуждаемости, в частности, оценивают даже потенциал земельных участков в плане плодородия. В России, как утверждает Смирнов, такой детальной оценки в ближайшем будущем не предусматривается – будет рекомендовано оценивать лишь само наличие собственности, что важно, не обремененной ипотекой. Однако это и пугает больше всего, ведь предлагаемая модель оценки основана, прежде всего, на догадках, а не на реальных доказательствах получения теневых доходов.

Конечно, сам факт наличия имущества в общих случаях таки позволяет объективно оценивать благосостояние гражданина или его семьи, но это вовсе не является доказательством теневой прибыли и отсутствия нужды в частных случаях. Тот же албанский опыт нацелен именно на глубокую оценку нуждаемости, и если мы хотим ориентироваться на него, то от поверхностных оценок имущественного состояния логично было бы отказаться.

В конце концов, сама норма, позволяющая отказывать получателям пособий в их выделении, уже давно предусмотрена в ст. 9 ФЗ «О государственной соцпомощи». В качестве оснований там указано предоставление недостоверных сведений относительно, в том числе, и доходов. Поэтому в самой возможности отказа ввиду получения нелегальной прибыли нет ничего нового – вопросы вызывают лишь основания, по которым такую категорию лиц предлагают определять.

Для самых нуждающихся

Что интересно, право на проверку благосостояния нуждающихся в социальном пособии было предоставлено соцлужбам еще 3 года назад.
Год назад, еще одним федеральным законом, принцип адресности и нуждаемости был определен как приоритетный, в части выделения социальной помощи. Однако, право на определение критериев было передано субъектам федерации, в качестве которого чаще всего устанавливался средний доход члена семьи, который должен быть не ниже величины регионального прожиточного минимума. Встречаются регионы, где такой критерий определяют величиной 2-х прожиточных минимумов. Теперь же, в случае утверждения рекомендаций Минтруда, регионы будут вынуждены определять нуждаемость по единой системе, «спущенной сверху».

Ранее, Минтруд предлагал обязать регионы использовать особые критерии определения нуждаемости, привязав необходимость их использования к праву на получение средств из государственной казны. Однако позже, как пишет «Газета.ru», от этой меры решено отказаться, так как сэкономленные на введении критерия нуждаемости средства идут на меры региональной соцполитики, и поэтому, выбор должны делать сами регионы. Хотя, в то время, когда это предложение было еще актуально, сэкономленные средства предлагалось направить на перераспределение пособий путем лишения ненуждающихся, и их повышения истинно нуждающимся. Сегодня же, формулировка более размытая.

skoraya-sotsialnaya-pomoshch-podderzhivaet-semyu-v-trudnostyakh

Тем не менее о получении новыми рекомендациями законной силы говорить пока рано – до 12 декабря будут длиться общественные слушания. Да и потом, нужно понимать, на какие конкретно пособия новые принципы будут распространяться. Судя по всему, это помощь, финансируемая из местных бюджетов – детские пособия, помощь медицинским работникам, компенсация оплаты детсадов и прочие незначительные выплаты, потеря которых, возможно, не сильно огорчит их получателей. Совершенно другой вопрос, если такие меры коснутся, например, региональных доплат к пенсии, и это станет следствием необъективной оценки имущественного положения и наличия нелегальных доходов со стороны соцслужб.

Таким образом, по нашему мнению, опубликованные Методические рекомендации требуют не только широкого обсуждения, но и доработки в части более детальной оценки имущественного положения нуждающихся граждан. Только так можно будет объективно определить наличие и степень нужды, реализуя принцип адресности социальных пособий.

Разместить резюме Добавить вакансию