Термин «высшее образование», на протяжении нескольких последних десятков лет, носит довольно сложную смысловую нагрузку.
С самого детства всем нам настойчиво пытаются доказать безальтернативную необходимость учиться — сначала в школе, потом в университете.
И все мы также не раз слышали, что ни деньги, ни связи, ни папа в министерстве, а именно хорошее образование является единственным ключом к успеху для миллионов таких же как мы — простых россиян.
Однако ожидания о высшем образовании редко когда оправдывают себя, а «состоятельными» и «влиятельными» почему-то становятся вовсе не отличники.
В свете этого, экономическое состояние России представляется вполне логическим продолжением государственной политики в сфере профессионального образования.
И, судя по всему, подобное положение дел устраивает нынешнюю российскую власть – не так давно, вице-премьер Ольга Голодец заявила о том, что доля кадров рынка труда, имеющая высшее образование, по меньшей мере, неоправданна существующей в экономике ситуации.
По ее словам, у правительства есть довольно четкий просчитанный баланс, где доля работников с высшим образованием должна составлять лишь треть от общего числа экономически активного населения.
Это довольно смелое заявление заинтересовало аналитиков Карьерист.ру — и мы решили разобраться в сложившейся ситуации.
Что мы имеем
По мнению Голодец, доля профессиональных кадров, которым нужно будет высшее образование, постепенно будет сокращаться на рынке труда. Со слов вице-премьера, работодатели сегодня уже понимают ценность рабочих профессий и готовы хорошо платить за действительно хорошую квалификацию.
В связи с этим правительством был просчитан баланс, по которому высшее образование нужно будет лишь 35% трудящихся, а остальные 65% — это люди, которым «вышка» никогда не потребуется.
Исходя из этого, будет меняться и пропорция в экономических сферах, где необходимость в образовании будут иметь лишь 35% профессий и должностей.
Подобного рода заявления от чиновников разного ранга и мастей мы можем слышать на протяжении последних лет, и хотелось бы верить в то, что они действительно направлены на благополучие россиян.
Пока же мы лишь можем констатировать переориентацию российских властей на сугубо утилитарный подход к профессиональному образованию.
Получается, что будущее высшего образования направлено не на перспективу развития, а исключительно на практическую и прикладную составляющую, когда его будут получать не все, кто хотят, а только лишь то количество людей, в котором нуждается экономика.
Включая логику, можно догадаться, кто войдет в число таких «нужных» людей. А кроме прочего, это все ведет к нарушению конституционного принципа, который предоставляет право на высшее образование каждому россиянину.
Между тем, по данным Международной организации экономического сотрудничества и развития, высшее и среднее специальное развитие есть у 54% взрослого населения, и как ни странно, наиболее серьезный рост количества дипломированных специалистов пришелся на кризисные 90-е годы.
Что интересно, это один из лучших показателей в мире, и он вполне соответствует международным трендам – процент людей, получивших «вышку», растет по всему миру. Примечательно то, что в числе лидеров именно страны с развивающейся экономикой.
Вполне логично было бы думать о реформировании системы высшего образования, повышении его качественных характеристик, проблемах трудоустройства будущих выпускников, но не снижать сам охват получивших «вышку» людей.
В то время, когда весь мир стремится повысить количества образованных, мы выбираем самые беспрецедентные и совсем недальновидные стратегии.
С нашим мнением согласен заместитель первого проректора Высшей школы экономики Игорь Чижиков. По его мнению, важен не только охват определенных частей населения, но и востребованность, а также качество образования.
Качество знаний
По данным, предоставленным Всероссийским центром изучения общественного мнения, 56% россиян оценивают качество предоставляемого российскими вузами образования не выше, чем среднее.
С ними согласно аналогичное количество работодателей и около 36% выпускников. При этом, треть работодателей и 22% россиян в целом, оценивают уровень предоставляемых знаний, как низкий.
Между тем, 58% выпускников считают, что они получили хорошее образование — очевидно, что будущее за плохо образованными оптимистами.
Что касается уровня практических навыков, этот показатель находится на самом низком уровне – с его тотальной нехваткой согласились 91% работодателей и 56% вчерашних выпускников.
В целом это говорит о довольно низком качестве высшего образования, и в качестве решения этой проблемы 65% опрошенных поддерживают идею лишения вузов государственной аккредитации, если будет доказана неэффективность их работы.
Причинами того можно называть рост числа коммерческих вузов, начиная с 90-х. Это явление наблюдалось неспроста – у населения был спрос на образование, и вузы играли роль своего рода «фабрики» дипломов.
Теперь же, когда существенное понижение уровня предоставляемых знаний стало очевидным даже для рядовых граждан, это поле нуждается в «чистке». Но она должна проходить в рамках рыночных механизмов, а не путем варварско-административного «закручивания гаек».
Специалисты говорят про то, что сегодня как никогда нужна диверсификация учебных заведений, а не их систематизация и унификация по формальным признакам.
И, что интересно, подобного рода рыночные механизмы существуют. Так, независимо от полученных знаний и их уровня, сам факт наличия диплома выполняет функцию пропуска для выпускника на рынок труда.
Более того, по некоторым расчетам российских ученых, наличие диплома даже влияет на уровень оплаты труда – в среднем, специалисты с высшим образованием имеют уровень заработных плат на 14% выше.
В то же время, на уровень получаемых после трудоустройства доходов совсем не влияет успеваемость вчерашнего студента, что могло бы стать отличным стимулом для хорошего обучения.
Всем известно, что при принятии на работу в дипломный вкладыш никто не заглядывает – вес имеет лишь наличие образования. Вероятнее всего это связано с разностью требований, предъявляемых к студенту в университете, и уже потом, а рабочем месте.
Развитие высшего образования
О развитии, к нашему общему сожалению, говорить сегодня не приходится. Мы можем наблюдать лишь неблагоприятные тенденции снижения государственных расходов на высшее и послевузовское образование.
Если в 2014 году было выделено 537 млрд рублей, то в 2015 году они понизились до 501 млрд рублей, а в 2016 году не превышают даже 480 млрд рублей., что находится на уровне около 0,7% ВВП.
В это же время, страны-конкуренты России тратят на государственное высшее образование от 1,2 до 1,5% своего ВВП, постепенно наращивая их.
Очевидно, что с таким подходом довольно сложно будет реализовывать планы властей на улучшение экономической ситуации – силовые структуры, на которые из года в год увеличиваются расходы, не способны будут подтолкнуть экономику и обеспечить подготовку кадров для большинства отраслей народного хозяйства. По мнению ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, снижение доступности высшего образования путем тотального сокращения бюджетных мест и их замена среднеспециальным образованием, по меньшей мере, опасна.
Тут властям придется столкнуться с неприятием таких стратегий со стороны более чем 80, а то и 90% всего населения, ведь более 60% всех выпускников школ поступают в вузы.
А это, в условиях кризиса и в преддверии парламентских выборов, способно добавить масла в уже потихоньку раздуваемый огонь электорального негодования.
Куда проще разработать стратегию развития вузовского образования, рассчитанную на его капитализацию и снижение расходов – это позволило бы хоть как-то оправдать действия властей по уменьшению бюджетного финансирования.
Одним из таких действенных ресурсов развития образования можно считать перекладывание расходов на него с бюджета на работодателей и самих студентов, что мы можем наблюдать опять же с начала 90-х.
Такое перераспределение расходов – уже давно сложившаяся традиция в большинстве развитых стран, например, в США. В этом смысле, уменьшение количества бюджетных точек за счет увеличения платных – вполне отвечающая мировой практике программа снижения нагрузки на бюджет.
Но при всем этом, важным аспектом остается и тот факт, что необходимость получения высшего образования не ограничивается исключительно возможностью трудоустройства.
С самого момента появления в России «вышки», она стала важным инструментом развития молодого человека и интеграции его в социум.
Играя роль одного из важнейших аспектов социального лифта, образование позволяет сделать из россиян не только настоящих профессионалов, но и самостоятельно думающих людей, способных здраво мыслить.
Логично, что именно они чаще всего стараются критиковать беспрецедентные и нелепые действия властей, и исходя из этого, утилитарные стратегии вице-премьер министра вполне оправданы.
Разместить резюме Добавить вакансию
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что нашу молодежь целенаправленно отупляют, оглупляют и стараются сделать из неё послушных и подконтрольных рабов, которых можно, в случае чего, менять как винтики в механизме. А все эти предложения по увеличению недоступности высшего образования, прикрытые красивыми фразами и благими намерениями, ни что иное как один из приёмов профанации населения.
Автору статьи не мешало бы подтянуть русский язык, а потом пускаться в рассуждения о высшем образовании… «Мир стремитЬся» — позорище!!!
Я бы обратил внимание на то, зачем или почему, образование бесплатное. (бюджетное).Оно ведь не бесплатное. Это же на наши налоги. То есть платим мы с вами. И за что мы платим? Например Морское училище. А вы видили, где нибудь у нас государственный морской флот? Весь морской флот частный. А Лётное училище? В большенстве своём наши лётчики работают за границей на другие государства и частные компании. а СКОЛЬКО ВРАЧЕЙ ОСТАЛОСЬ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ? а ПРО ДАНТИСТОВ, Я ВООБЩЕ МОЛЧУ. ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ЗА ЭТО ПЛАТИТЬ?
Вместо призыва — учиться, учиться и ещё раз учиться, нас ведут в рабовладельческий строй. ПОЗОРИЩЕ и СТЫДОБА! Приехали!
Тут дело даже в не эффективности вузов, а в том, что работать просто негде. Крупных компаний в стране по пальцам пересчитай, и не в каждом регионе есть филиалы. Кто является на сегодня работодателем? Кафе, рестораны, осколки промышленных предприятий, всякие шарашки, где 20 человек делят прибыль по долям. Кому нужен человек со стороны, независимо от того, есть у него образование или нет? По сути у нас страна официантов. И дело даже не в недостатке навыков и знаний, а в том, что у кого-то просто нет денег на развитие своих идей. Да и в рынок вписаться — это отдельный разговор, он существует по своим законам.
безальтернативную необходимость учитЬся — сначала в школе, потом в университете (5 класс школы — что делать? )
ожидания оТ высшего образования (двойка Вам за статью), читать дальше даже не стала. Тотальная безграмотность
Ответ на вопрос аналитическому отделу заголовка статьи «Высшее образование — зачем оно россиянам?» Что бы не считали нас тупее вас -неучей!
Я думаю 35% это много, очень много мест где требуют высшее образование для вакансий на которые на самом деле высше образование не нужно. Из 18 человек учившихся со мной в группе только 6 были в состоянии хоть как-то учиться, остальные получили диплом о высшем образовании, а не образование. А если бы образование давали бы на уровне высшего, то и эти 6 не потянули бы его. Для чего нужны стране люди с дипломами о высшем образование, не имеющие его, потому что в их ВУЗе такогвого просто не было. Дипломы должны получать только те чей уровень знаний действительно имеет уровень высшего образования. Кроме того есть много специальностей по которым дают высшее образование, но оно не нужно по такой специальности, например бухгалтер, системный администратор, Воспитатель детского сада — для этих специальностей достаточно среднего профессионального образования.