Как известно, правительством, во главе с Медведевым, принято решение отказать пенсионерам в индексировании пенсионных выплат во второй половине текущего года. Вместо индексации, в начале следующего года власть планирует выплатить более чем 40 миллионам пенсионеров единовременную выплату, равную 5 тыс. рублей, заменяющую номинальное повышение пенсий. К слову, вопрос этого самого повышения оставался на повестке дня на протяжении всей первой половины 2016 года.
Прежде всего, потому, что ввиду финансовых трудностей и роста инфляции, индексирование пенсионного обеспечения проводилось лишь 1 раз, да и то на небольшие 4%, которые неспособны были покрыть даже трети инфляционного роста цен, обусловленного показателями еще 2015 года, что говорить про инфляцию 2016 года.
Принятие решения о проведении второй индексации пенсий откладывалось еще с конца весны. Оно должно было быть обусловлено экономическими реалиями России, и, судя по всему, время для его принятия таки пришло.
Но несмотря на декларируемое улучшение экономической ситуации, от фактического повышения пенсий решено отказаться. Тем не менее издержки бюджета (который, к слову, в первом полугодии недополучил 11% ожидаемого дохода) все же будут – единовременные выплаты потребуют изыскания в «закромах» 200 млрд рублей, которых в казне не предусмотрено. Но почему такие расходы все равно будут выгодны правительству? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.
Что случилось?
23 августа, после совещания Кабмина, проведенного в подмосковной резиденции в Горках, премьер Дмитрий Медведев дал четко понять: доиндексировать пенсии нужно, но средств, которые необходимы для этой процедуры во втором полугодии, в привычной для такого мероприятия форме, попросту нет.
Полностью отказаться от выполнения госгарантий при существующих инфляционных рисках и в преддверии осенних думских выборов нельзя, в связи с чем принято решение ввести некие компенсационные выплаты. Они же, по словам премьера, «помогут нуждающимся пенсионерам восполнить потери средств от инфляции».
При этом, как сказала пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, на такую компенсацию смогут рассчитывать все пенсионеры: как неработающие, так и работающие – всего, по данным Россстата, почти 43 млн.
Учитывая сумму таких выплат легко рассчитать, что расходная часть бюджета составит более 200 млрд, которые поручено «изыскать» Минфину. Запланированные параметры бюджета для будущего года поставлена задача сохранить. Исходя из этого, а также со слов вице-премьера Ольги Голодец, необходимые средства будут найдены в средствах, предусмотренных для текущего года, что довольно сомнительно, учитывая их дефицит.
Что интересно, идея подменить доиндексацию разовым пособием обсуждалась в правительстве еще в апреле. И уже тогда говорилось про изыскание необходимых для этого денег из средств «президентского резерва». Сформированный в бюджете этого года, он насчитывал 342 млрд рублей, 150 из которых еще весной были выделены для поддержки Внешэкономбанка.
Если выделение средств для разовой выплаты будет именно из этого фонда, то трансфер через ПФ РФ не потребуется, говорят в Минэкономразвития. Хотя механизм проведения этих платежей, как и источник для их выделения еще публично не обсуждался.
Не затрагивая финансовую сторону вопроса (о которой мы поговорим позже), еще одна причина, по которой правительство отказалось проводить доиндексацию – она бы потребовала внесения правок в бюджет, а их пришлось бы принимать Думе уже нового созыва. А так, все необходимые средства, как и средства на единовременные пенсионные компенсации, будут закладываться уже в новый бюджет, хотя и изысканы будут из старого.
Кроме прочего, премьер заверил общественность, что стандартная индексация, компенсирующая инфляционные потери 2016 года, по плану стоит в феврале 2017-го, и обязательно будет проведена, несмотря ни на что.
Она потребует выделения более 270 млрд рублей или индексирования пенсий на 5,9%, что сказал еще в начале лета министр финансов Силуанов. Несколько не соответствует этому официальный прогноз инфляции 2016, который должен оказаться на уровне 6,5%. В оправдание такой цифры выступил замминистра экономразвития Ведев, который заявил, что по итогам года, инфляция может оказаться на уровне 6% или даже меньше. Подождем – увидим.
Денег нет, но вы держитесь
Обратившись к законодательству, мы видим, что государство гарантирует ежегодное индексирование пенсий на уровень роста цен прошлого года. Так, уровень инфляции 2015 года, как говорит Росстат, составил 12,9%.
Нехватка средств текущего кризисного бюджета позволила провести индексацию лишь на 4% с возможностью еще одной индексации исходя из результатов выполнения бюджета за первое полугодие. Как говорят данные ПФ, размер страховой пенсии после повышения ее на 4% равен 13132 рублей. А вот если бы индексация была проведена в полной мере на 12,9%, то такая средняя пенсия была бы не менее 14,3 тыс. рублей, что на 1,2 тыс. рублей больше.
Понимание невозможности проведения дополнительной индексации пришло после катастрофического падения стоимости российской нефти марки Urals, средняя цена которой за последние полугодие составила 38 долларов, при заложенном среднегодовом минимуме в 50 долларов.
Как сказал премьер, кризисные факторы все еще напоминают о себе, хотя «дно» уже позади. Так, по итогам первого полугодия бюджет недополучил 11% запланированного дохода. По результатам года, доходная часть казны может недополучить целые 1,5 трлн рублей. Но, по словам Медведева, это всего лишь один из неблагоприятных сценариев, пока конкретно ничего неясно.
Кроме идеи разовых выплат, с апреля обсуждалась возможность и доиндексации на аналогичные 4%.
Для чиновников очевидно, что перед выборами отказываться от такого шага нельзя, но индексация, в том виде, в котором она заложена, увеличила бы размер номинальной пенсии, а следовательно – базу для перерасчета в будущем году, и потребовала бы дополнительных изысканий уже в бюджете 2017 года…
Экономия для бюджета
Доиндексация, в той форме и размерах, в которых она предусмотрена в законодательстве, если бы даже она была принята с начала осени, то до конца года уже потребовала бы выделения 137 млрд рублей (индексация на 12,9%). Это бы повысило индексационную базу и уже в 2017 году регулярное повышение пенсий потребовало бы изыскания в бюджете 500 млрд рублей.
По словам некоторых чиновников Минфина, полноценная индексация раздула бы бюджет 2017 года, но предельные его значения уже неоднократно обсуждались, пересматривались и на сегодня они окончательно утверждены. Таким образом, проведение индексации сегодня потребовало бы урезания уже предусмотренных расходов на завтра, а это невозможно.
Путем нехитрых подсчетов можно определить, что доиндексация, от которой отказались, а также регулярная индексация 2017 года с увеличенной базой, обошлись бы государству в ни много ни мало 600–630 млрд рублей. Альтернатива же, которую принято применить правительством, обойдется бюджету в 470 млрд рублей, что следует со слов премьера. И это уже не говоря о том, что лишних денег в этом году тратить не придется.
По словам Андрея Исаева, члена думского комитета по труду, заложенная единовременная компенсационная выплата в размере 5 тыс. рублей, будет равнозначна доиндексации пенсий, т.е. депутат намекает, что пенсионеры ничего не потеряют (по крайней мере, в этом году, в 2017 их пенсия будет ниже, чем в случае доиндексирования). Но само решение и его реализация обойдутся государству намного дешевле… пусть и за счет пенсионеров.
Потери пенсионеров
Как считает директор Института труда и страхования РАНХиГС Александр Сафонов, кроме прочего, пенсионеры потеряют и размер начисленных пенсионных баллов. Вся проблема в том, что помимо самой фиксированной для пенсионеров выплаты, индексация распространяется и на пенсионные баллы (условный показатель, отражающий количество того, сколько пенсионер перечислил для собственной пенсии во время работы).
Пенсионное законодательство рассчитано на поддержание актуальности пенсии, путем индексации не только выплачиваемого обеспечения, но и путем индексации заработной платы, за которую эта самая пенсия начислялась.
Такой подход позволял обеспечивать рост пенсий такими темпами, которые инфляция неспособна была догнать. Фактически этот механизм реально увеличивал пенсии, а не только компенсировал рост цен.
Еще один недостаток единовременной компенсации в том, что ее размер будет для всех одинаков, без учета размера самой пенсии, нуждаемости и прочих важных факторов. Таким образом, о заявленной депутатом Исаевым равнозначности такой выплаты индексациям, говорить уже не приходиться. По мнению Сафонова, с этой точки зрения, принятое правительством решение не более чем политическое и предвыборное.
Эксперт считает, что такой предвыборный ход рассчитан на пенсионеров с низкой пенсией, которые будут заинтересованы в единовременной выплате, поскольку она превысит размер положенной им индексации.
Однако, только на 2016 год – в будущем их ждут потери. Для тех же, у кого размер пенсии выше среднего, выплата не покроет инфляции, и они останутся в проигрыше, поскольку пенсия не проиндексируется.
Предвыборное решение
Объясняя свою позицию относительно введение единоразовой компенсации, премьер-министр акцентировал внимание на том, что сегодня существует множество политических и экономических проблем, которые и являются барьером для исполнения государственных обязательств, и на которое правительство может ссылаться. Тем не менее у власти есть принципиальная позиция, по которой они не могут обещать того, что не могут выполнить, но должны выполнять то, что обещали ранее, независимо от формы исполнения.
По мнению замдиректора Института мировой экономики и международных отношений Евгения Гонтмахера, единоразовые выплаты – это популистские шаги власти. Эксперт считает, что от них ждут чересчур многого. Гонтмахер уверен, что политтехнологи «Единой России» слишком серьезно оценили угрозу уменьшения популярности и низкого числа депутатов, проходящих в Думу по партийным спискам.
Ну а помимо популизма, этот шаг рассчитан на создание благоприятного имиджа самому премьеру, и его «реабилитацию» в глазах общественности, после известного всем неудачного заявления в сторону крымских пенсионеров про «денег нет…».
Поддерживает такую позицию и Сафонов из РАНХиГС, говоря, что 5-тысячная компенсация – это политическая надежда, рассчитанная на малоимущий электорат, ведь Медведев — № 1 в списке единоросов.
В любом случае, как это все отразится на электоральных настроениях, сказать довольно трудно, особенно учитывая то, что средства будут получены только в январе, а выборы уже осенью. Вероятнее всего, значение этой компенсации правительством преувеличено, ведь в свете последних событий, даже пенсионеры понемногу привыкли рассчитывать на себя, не надеясь на «подачки» со стороны государства…
Разместить резюме Добавить вакансию