Не новость, что за последние несколько лет онлайн-сервисы для трудоустройства проникли практически во все сферы экономики и народного хозяйства. Кризис традиционной модели поиска работы и трудоустройства заставляет потенциальных работников все чаще искать удаленную или временную работу именно через них.
Благодаря онлайн-платформам, сегодня можно решить практически любую проблему, начиная от замены смесителя и заканчивая поиском директора для компании. Теперь можно уверенно говорить об образовании такого понятия, как «цифровая экономика», имеющего многомиллиардные бюджеты и не имеющего какого-либо государственного регулирования.
Развитие этого нового онлайн-рынка идет стремительными темпами – сервисы, представленные на российском рынке, декларируют ежегодный прирост клиентов и прибыли как минимум в 2,5-3 раза.
Уже в ближайшие несколько лет они вполне могут охватить до 10% рынка труда, составив конкуренцию рекрутинговым службам и отобрав оставшихся клиентов у государственных бирж труда. Подспорьем для этого является растущий спрос и повышение уровня доверия потребителя к заказам услуг онлайн. Чего ждать рынку труда в свете этих событий?
Цифры и немного прогнозов
По прогнозам, опубликованным международной консалтинговой компанией McKinsey & Company, большинство стран, как с развивающейся, так и с развитой экономикой, в ближайшее десятилетие ждет колоссальный рост числа безработных среди средне- и низкоквалифицированных представителей рынка труда.
Международная организация труда дает более точный и менее оптимистичный прогноз, согласно которому за ближайшие три года число безработных во всем мире увеличится на 11 млн человек и к 2019 году достигнет 212 млн.
На фоне всего этого, сервисы для самозанятости могут стать более чем популярными, на что можно рассчитывать судя уже по сегодняшним цифрам.
Так, по данным ведущей международной консалтинговой компании Boston Consulting Group, совокупный объем «цифровой экономики» в странах G-20 в 2016 году должен превысить 4,2 трлн долларов.
Только на одну США «онлайн-трафик» средств за выполненные услуги между частными лицами достигает не меньше 650 млрд долларов. Российский рынок, конечно, куда меньше, и, по мнению Алексея Гидирима, одного из основателей сервиса YouDo, его объем находится в пределах нескольких десятков миллиардов рублей. Только через их сервис ежедневно проходит несколько тысяч заказов, а годовой оборот 2015 года составил 1,6 млрд рублей.
Если заглянуть в более далекое будущее, то станет очевидным, что в следующие 20 лет машины вытеснят людей из многих профессий. Прежде всего, это обусловлено распространяющейся повсеместно рыночной экономикой, конкуренций и прочими структурными факторами, которые потребуют от компаний регулярного повышения их эффективности.
Если верить научному докладу под названием The Future of Jobs, опубликованному в рамках Всемирного экономического форума, то автоматизация многих отраслей промышленности приведет к появлению новых рабочих мест (более чем 2 млн по всему миру) для таких профессий, как аналитики, разработчики программного обеспечения, инженеры и других специалистов с высокой квалификацией.
Но, в то же время, она приведет к сокращению 7 млн рабочих мест, требующих задействования среднеквалифицированных работников, работу которых впредь будут выполнять роботы. И что интересно, без работы останется больше женщин, чем мужчин, ведь в технических отраслях задействовано гораздо больше последних. А программисты и математики приобретают сегодня все большую популярность.
Придется приспособиться
Так, по всему миру увольняют кассиров, которых заменяют автоматические кассы, а общественный транспорт все чаще работает без кондукторов. Специалисты предрекают то, что в скором времени мы уже не увидим и водителей – например, в Китае в качестве эксперимента запущен беспилотный общественный транспорт.
В подмосковном «Сколтехе» с уверенностью говорят про то, что даже в России скоро исчезнут вахтеры и консьержи, логисты и строители, машинисты и даже копирайтеры.
В такой своеобразной «группе риска» находятся все те, кто в той или иной форме предоставляет стандартизированные услуги, лишенные творческого подхода.
Условия рынка потребуют от множества отраслей проведения модернизации, к которой придется приспосабливаться и работникам. Например, былые функции прорабов будут существенно изменены: вместо привычной функции посредничества между строителями и заказчиками им придется освоить инженерные азы, и научиться использовать сложное инженерное оборудование, программный анализ и прочие примочки, с помощью которых он будет проводить сложную диагностику строительных объектов.
Это сэкономит строительным компаниям массу средств, ведь вместо команды, они смогут задействовать одного квалифицированного специалиста, который будет способен одновременно следить за производственными и экономическими процессами. Но, многие люди лишатся работы, что потребует радикальных шагов уже от государства.
Меняются и сами подходы к поиску и подбору персонала, применяются новые методы оценки квалификации, большое внимание уделяется наличию и раскрытию талантов.
В частности, для оценки последнего, некоторые передовые IT-компании используют для проверки достижений потенциальных сотрудников игровое пространство, например, японскую игру Knack.
Все это позиционируется в качестве инструмента для анализа общих способностей соискателя и его таланта. Так что будущим соискателям нужно быть готовым и к такому.
Противоречивое будущее
Тенденции рынка труда таковы, что многие удерживаются на «насиженных» местах благодаря лишь уникальному набору трудовых качеств. Значение образования, особенно когда в 70% оно получается лишь ради диплома, неумолимо снижается.
Курсы повышения квалификации, ввиду того, что они не развивают талант и не учитывают индивидуальных качеств, постепенно теряют свою актуальность. Хотя с другой стороны, существующий сегодня во многих компаниях корпоративный строй, скорее ограничивает возможности даже талантливых работников – вместо помощи в саморазвитии, он заставляет их просто отсиживаться и ждать времени окончания рабочего дня.
Серая заработная плата, бюрократические больничные, жесткая корпоративная рутина, неисполнимые рабочие планы – такой симбиоз способен погубить весь талант сотрудников, приводя их к состоянию уныния и лишая веры в собственные силы.
Такое положение дел не устраивает многих специалистов, и именно по этой причине они все чаще переходят на удаленное сотрудничество с работодателями.
По мнению аналитиков из McKinsey & Company, причиной тому служат негативные тенденции на рынке труда, которые наблюдаются по всему миру. Среди них особенно ярко выделяются растущая текучка кадров, завышенные требования к соискателям, не отвечающие реально выполняемым функциям и низкий уровень образования соискателей развивающихся стран.
В России картина соответствует мировым тенденциям. Но к ним добавился еще и кризис, который нам вроде бы и удалось пережить, но его влияние на рекрутинговый рынок не заметить было нельзя. Особенно запомнились массовые увольнения, которые сопровождались максимальной оптимизацией выделяемых средств и оперативным повышением эффективности, так сказать «на скорую руку».
Это, конечно, дало свой результат, но куда эффективнее кризис смогли использовать те, кто задолго до этого увидели необходимость в фундаментальных изменениях к подходам ведения бизнеса. Для них он стал дополнительным стимулом.
Теперь многие стремятся монетизировать свое свободное время, и именно для этого они используют сетевые платформы. Новые возможности способствуют радикальным изменениям и переоценке стоимости своего свободного времени.
Расширяя круг деловых контактов, развивая свои навыки и самосовершенствуясь, удается радикально поменять и свое отношение к свободному времени. Когда время начинает стоить денег, многие предпочитают использовать его для заработка.
И именно это может стать лекарством от сомнительных больничных, ключом для качественного повышения эффективности и способом исключить «отсидку до 18.00», которая так знакома многим представителям офисной работы.
Возможности цифровых сервисов
Мир остро нуждается в талантливых людях. Именно такой нуждой можно объяснить появление нового кластера онлайн-платформ, где наиболее актуальными являются услуги настоящих профессионалов. Заказчик лишь ставит задачу, а специалист уже предлагает варианты ее исполнения и цену, в зависимости от собственной квалификации и уровня предоставленного им обслуживания.
При этом сам заказчик легко может оценить исполнителя по нескольким параметрам: соотношение цены-качества, профессионализма и прочих, которые отражаются на маркетплейсах. И на фоне вышеуказанных негативных тенденций такие платформы перетягивают все больше специалистов.
Но они рассчитаны не только на самых лучших – сервисы помогают всем, кто в тяжелую минуту оказался без работы, найти себя и стать действительно настоящей экономической единицей.
Конечно, это требует от исполнителя перехода на постоянный фриланс, но именно он заставляет их постоянно совершенствовать свои навыки и развиваться, чтоб составить конкуренцию на этом рынке.
Кроме прочего, подобные сервисы позволяют реализовать себя и тем, кто не может по тем или иным причинам работать в штате (женщины в декрете, пенсионеры, студенты, инвалиды), или же ищет возможности дополнительного заработка.
Самозанятость дает действительно неплохие перспективы в бизнесе: по данным из независимых источников, примерно 14 млн самозанятых американцев, выступая в качестве работодателей, создали около 29 млн новых рабочих мест.
Что касается общемирового выражения, то согласно исследованию McKinsey & Company, только онлайн-платформы в течение ближайших 5-8 лет смогут создать больше 70 млн рабочих мест в 160 странах мира.
Так что онлайн-сервисы для взаимодействия заказчиков и исполнителей имеют очень даже привлекательную перспективу. И пусть российский рынок таких услуг пока находится на периферическом уровне, прогресс всего этого очевиден.
Когда традиционная модель занятости рушится и не приносит желаемых результатов, возможно, пора менять подходы к организации своей работы?!
Разместить резюме Добавить вакансию