Аналитические материалы

Рецепт «кадровой сытости» и национальная проблема среднего профессионального образования

Students Hiding There Face With Question Mark Sign, uncertainty of their future concept
Students Hiding There Face With Question Mark Sign, uncertainty of their future concept

Проблема дефицита квалифицированных специалистов рабочих профессий уже не раз обсуждалась во властных кабинетах, на пресс-конференциях, заседаниях, в СМИ и т.д. И эта проблема действительно существует – дисбаланс профессий на отечественном рынке труда очевиден.

Но от частого упоминания об этом в медиапространстве, проблема не решилась и остроты своей не утратила. Как известно, для ее решения был введен очень важный для отечественного рынка проект популяризации рабочих специальностей и среднего профессионального образования.

В его рамках, главными мероприятиями должны были стать введенные на федеральном уровне профсоревнования среди молодых рабочих. Кроме этого, с 2012 года Россия стала членом международной ассоциации WorldSkills, целью которой является повышение квалификации специалистов рабочих профессий и их популяризация, путем проведения международных соревнований.

Сами соревнования проводятся в несколько этапов: от региональных до национальных, после чего определяются лучшие специалисты, которые и представляют РФ на международном уровне.

Этот проект, на который, кстати, выделяются миллиардные средства из бюджета, позволил получить конкретные представления о качестве подготовки молодых специалистов. И результаты оказались неутешительными: на последнем национальном чемпионате лишь по 2 из 38 специальностей рабочие смогли показать мировой уровень. В высокотехнологичных отраслях более-менее «средний» уровень показали около 40% специалистов. В чем же проблема российских молодых рабочих?

Мировой уровень

Как показали сравнительные исследования, выпускники российских техникумов и колледжей существенно уступают по квалификации, например, французам. Последний, для получения диплома по рабочей специальности, должен знать все не только о выполнении технологической части своей работы, но и уметь руководить производственным процессом, уметь организовывать свое рабочее время, быть выносливы, стрессоустойчивым и готовым к командной работе. И в этих вопросах разрыв между отечественными выпускниками и мировыми лидерами огромен.

Во многом – это проблема системы подготовки – она устроена таким образом, что российский рабочий получает лишь четверть знаний, предусмотренных по установленным в мире стандартам.

craft class and mature

А некоторые зарубежные рабочие профессии могут и вообще совмещать трех наших специалистов. Например, зарубежный специалист по обслуживанию холодильного оборудования и вентиляций соответствует нашим специалистам по отоплениям, специалистам по холодильникам и специалистам по вентиляциям. А автомеханик, по WorldSkills, умеет все то, чему у нас учат электриков, автослесарей и диагностов.

По сварке, которая является одной из передовых профессий, уровень подготовки также остается максимально низким. Например, если чемпион мира по сварке на чемпионате мира набирает 100 баллов, то победитель нашего национального чемпионата лишь 26. И это лучший результат – худший показатель среди участников всероссийских соревнований составил 3,5 баллов…

Хотя, низкий результат – это тоже результат. Его наличие позволяет правильно расставлять приоритеты, менять образовательные стандарты, совершенствовать систему профподготовки и разрабатывать другие меры для повышения квалификации и престижа этих профессий.

Ведь из государственного бюджета ежегодно выделяется около 200 млрд рублей на профобразование. Но, по экспертным оценкам, примерно такую же сумму тратят и работодатели, которым приходится переучивать молодых рабочих, которые пришли из техникумов и колледжей. Есть ли во всем этом смысл?!

Взаимодействие на местном уровне

По мнению директора Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина, вопрос подготовки кадров должен решаться с обязательным участием бизнеса, как основного «заказчика» таких кадров.

Он утверждает, что показательным примером в этом вопросе является пермский рынок труда. Еще недавно, в одном из колледжей там вполне «успешно» выпускали специалистов по таким экзотическим профессиям, как «пчеловод-водитель», «оператор ПЭВМ», «контролер сберегательного банка» и т.д., хотя необходимость в них на рынке явно отсутствовала.

И только тогда бизнесу удалось убедить региональные власти, что подобные профессии нужно заменить на более актуальные для города и всего Пермского края. Теперь именно работодатели формируют там заказ на кадры, контролем за исполнением которого со стороны минобразования и учебных заведений занимается местная Торгово-Промышленная палата.

Но Пермь – это скорее исключение из правил, в большинстве регионов о таком налаженном диалоге говорить не приходится. Чаще всего, образовательные ведомства позиционируют себя только лишь как исполнители социальных функций. Но, по мнению Никитина, куда эффективнее было бы принципиально поменять их задачу и привязывать эффективность учебных заведений к экономическим показателям.

Side view of a group of young students writing notes in the classroom

Эксперт утверждает, что единственная эффективная модель, которая способна дать положительный результат – это система дуального обучения. По ней происходит прямое взаимодействие между средними специальными учебными заведениями и промышленными предприятиями, где теория изучается в ссузе, а практика – прямо на производстве, на котором студенту предстоит работать.

Сегодня такая модель тестируется в 13 регионах, в экспериментальной программе участвуют свыше 100 учебных заведений и больше 1 тыс. предприятий. В рамках такого пилотного проекта пытаются выработать оптимальную программу управления всем этим процессом, которая будет не только приемлема для обеих сторон такого диалога, но и покажет экономическую эффективность.

Самый ощутимый прогресс наблюдается в Тамбовской области. Там при губернаторе создан специальный Наблюдательный совет. На его базе сформировано 6 кластерных групп, которые находятся под контролем этого совета и занимаются модернизацией системы обучения по отдельным отраслям. Кроме прочего, они разрабатывают среднесрочный прогноз потребностей региональной экономики, проводят анализ потребностей в кадрах, а также определяют наиболее актуальные профессии и специальности.

Аналогичный совет при губернаторе создан и в Белгородской области. На его базе действует 8 отраслевых наблюдательных советов работодателей, а также советы для каждого из колледжей. Для максимальной эффективности колледжные советы возглавляют руководители якорных предприятий. Они подают в колледжи заявку на необходимое количество специалистов, а ссузы уже подают региональным властям заявку на прием.

Мотивация для бизнеса

По мнению Никитина, именно такие программы помогут обеспечить качественную и необходимую рынку труда подготовку кадров, в связи с чем эту практику нужно поддерживать, а участвующий во всем этом процессе бизнес – мотивировать.

Сегодня работодатель не заинтересован в капиталовложениях в образовательный процесс – по налоговому законодательству лишь обучение штатных сотрудников способно как-то уменьшить налоговую базу. В случае же вложения средств в подготовку молодых специалистов на этапе колледжа, то за это нужно платить из своей прибыли.

Чтоб несколько исправить сложившуюся ситуацию, Агентство стратегических исследований совместно с Минфином разрабатывают налоговые поправки, которые отнесут к расходам на обучение и те расходы предприятий, которые будут иметь место в связи с реализацией образовательных программ для учебных заведений.

Планируется, что расходы будут признаваться таковыми лишь при наличии заключенного с образовательным учреждением договора и хотя бы одним трудоустроенным студентом.

Не менее важной проблемой является все-таки интерес к рабочим профессиям. Проходящие в России чемпионаты во многом способствуют ее решению. Приходя на него даже в качестве зрителя, потенциальный студент сможет сполна оценить всю сложность операций, которые приходится выполнять участникам. А для этого им требуется масса знаний и светлая голова, что несколько ломает стереотипы молодежи о рабочих специальностях.

Не менее важным аспектом является вопрос предоставления потенциальным студентам возможных карьерных вариантов. Так, нужно донести до будущего специалиста, что имея за плечами колледж, стаж, и при наличии высшего образования, он будет на более выиграшной позиции, нежели просто вчерашний студен вуза без какого-либо опыта.

Кроме того, сегодня довольно популярной является путь фриланса, когда опытный рабочий в рамках частного сотрудничества выполняет отдельные заказы. А при наличии предпринимательской жилки, рабочий и вообще может открыть небольшое предприятие и стать уже работодателем. Почему пропаганда предпринимательства не ведется в ссузах?!

Как разоряют бюджет

Но все это возможно лишь в рамках региональных программ. А что же делает в этом плане государство, ведь как мы помним, в России работает программа популяризации рабочих профессий и среднего образования?!

По словам Павла Черных, главного организатора этого проекта и бывшего его руководителя, сегодня эта программа «вывернута наизнанку», а ее идеи искажены. Как утверждает эксперт, изначально программа планировалась беззатратной и даже прибыльной.

Smiling farm employees working in raw milk sector of livestock farm

Поскольку основная ориентация была на профессиональные чемпионаты, то государство выделяло деньги лишь на вступительные взносы на мировой чемпионат и на отправку команды. Все мероприятия на местном уровне должны были проводиться за счет работодателей. Фактически это предполагало создание системы государственно-частного партнерства, руководить которой должны сами компании.

Это можно наблюдать лишь в Белгородской и некоторых других областях, а в большинстве других регионов, руководство такими системами «подмяли» под себя представители Минтруда и Минобрнауки.

Но для самоокупаемости таких программ необходимо все-таки привлекать работодателей, что может стать лишь результатом плодотворной работы. Но, по мнению Черных, завязанные в этом чиновники поняли, что гораздо проще «выбить» необходимые средства у государства. Теперь изначально самоокупаемый проект требует ежегодных многомиллиардных бюджетов: в 2017 году на него потратят 3,6 млрд, в 2018 – 4,8 млрд, а в 2019 – 10,5 млрд рублей…

Таким образом, действительно перспективный и инновационный проект в очередной раз был осёдлан чиновничьим аппаратом, став инструментом для отчетности и освоения государственных средств.

Для создания видимости успешной деятельности в программе остались крупные государственные работодатели, например, Россети или Росатом, но для частного бизнеса, по словам Черных, программа все же потеряла интерес.

Причина тому – снижение ее эффективности ввиду недостаточного контроля и внимания со стороны федеральных властей. В итоге всего этого, те (студенты), для кого и была организована государственная программа, очередной раз оказались в проигрыше…

Разместить резюме Добавить вакансию