Новые условия, проявившие себя на рынке труда с приходом кризиса, вместе с массовыми сокращениями, заставляют россиян заметно больше находиться на работе, куда реже брать отпускные, отправляться в командировки и чаще ходить на больничный. Только в этом году, согласно исследованию, проведенному аутсорсинговой компанией Intercomp, средний срок отпуска уменьшился на 1,9 суток, а командировок – на 1,5 суток, в сравнении с таким же периодом прошлого года. При этом трудящиеся стали существенно больше болеть – в текущем календарном году отмечается почти на 20% больше дней нетрудоспособности, чем в 2015 году – средний срок больничных увеличился на 3,7 суток.
Характерной особенностью болезней этого года стало их «размывание», без привязки ко времени года: если раньше трудящиеся болели чаще в феврале и июне, то сейчас сложно выделить какой-либо конкретный месяц – распределение было одинаковым. И что интересно – такая тенденция распространяется в России повсеместно, поскольку исследование проводилось как в отечественных компаниях, так и в зарубежных представительствах. Аналитический центр Карьерист.ру решил разобраться в таких особенностях и выяснить, почему россияне стали больше работать и чаще болеть.
Причина частых больничных
Аналитики из Intercomp связывают рост числа больничных, не привязанных к сезонности и времени года, с увеличившимися рабочими нагрузками. Так, по словам Екатерины Овчинник, директора Intercomp по персоналу, массовые сокращения, которые мы могли наблюдать в прошедшем году, стали причиной увеличения объемов работы, возложенных на оставшихся работников. По ее мнению, если раньше усредненное увеличение длительности больничных могло говорить лишь об уловках, позволяющих увеличить длительность пребывания в отпуске, то сегодня это вполне объективный показатель состояния здоровья российских трудящихся. Врачи стали куда придирчивее при обследовании больных, да и выдача больничных справок существенно ужесточена, говорит эксперт.
Исследователи считают, что сокращения, в связи с которыми нагрузка на многих работников увеличилась, стали причиной также и уменьшения отпусков: множество процессов требуют постоянного присутствия специалистов на рабочих местах, так что уйти на заслуженный отдых без ущерба для непрерывного производства стало гораздо труднее. В то же время доходы россиян существенно упали, и это могло стать причиной того, что многие приняли решение отложить отдых на лучшие времена, когда появится возможность организовать его на более достойном уровне. А помимо этого, по словам Овчинник, отказ от отпуска может быть одной из стратегий закрепления позиций в коллективе на случай возможных сокращений.
С этим согласна Татьяна Минеева, вице-президент общественной организации «Деловая Россия» – по ее словам, многие сегодня откладывают отпуска, поскольку понимают, что для сохранения рабочего места и повышения лояльности начальства гораздо полезнее много работать, чем уходить в отпуск и заваливать своих коллег дополнительными обязанностями. Как считает эксперт, отказ от отпуска, в большинстве случаев, исключительно выбор работников, ведь ни один уважающий себя рекрутер не будет препятствовать этому. Это не только не принесет никакой экономической выгоды, но и повысит риск потенциальной ответственности за нарушение трудового законодательства.
Что примечательно, данные исследований совпадают с информацией государственных статистов, которые сообщают, что за первую половину текущего года, усредненная длительность рабочего дня по России увеличилась на 0,3% и составила около 7,23 ч. Вместе с тем зафиксировано и увеличение числа отработанных часов – на 1,1%.
Способы экономии
Но если сокращение отпусков не несет никакой экономической выгоды для работодателей, то сокращение командировок – отличный способ для экономии, пришли к выводу в Intercomp. И, по мнению исследователей, это далеко не единственный способ уменьшения расходов, применяемый в 2016 году. Например, для обеспечения хоть какого-то роста заработных плат и проведения положенной по закону индексации, некоторые организации сокращают составляющие соцпакета: за первое полугодие 2016 года почти вдвое сократилось число рекрутеров, предоставляющих своим сотрудникам матпомощь.
Кроме этого, наблюдается сокращение и других составляющих: на 25% уменьшилось число компаний, оплачивающих спортивные занятия своих сотрудников, на 18% — оплачивающих услуги связи, на 6% – обеспечивающих питанием. Многие практикуют сокращение компенсационных и стимулирующих выплат – 7% компаний перестали в первом полугодии оплачивать сверхурочную переработку. Согласно исследованиям аналитиков, не сократилось лишь число работодателей, которые обеспечивают своим сотрудникам медицинские полисы, но тут нужно делать поправку на то, что таких организаций всего лишь 20% из общего числа компаний.
По мнению исследователей из Intercomp, именно сокращение социальных благ стало одним из инструментов того, что наблюдаемое с середины 15-го года уменьшение реальной зарплаты сменилось сегодня, пусть и незамеченным никем, но существующим статистическим ростом. В частности, если в январе она составляла 32,6 тыс. рублей, то в июне – 38,4 тыс., правда, снизившись в июле до 36,5 тыс. рублей.
Но тут нужно уточнить, что рост среднего жалования имел место за счет существенного увеличение заработной платы для двух работных групп – специалистов и ведущих специалистов, в среднем на 6%. Однако, такие данные могут не отражать полной картины, поскольку аналитики Intercomp не учитывали рост доходов сотрудников, связанных с их переводом на более высокую должность.
И если у этих двух категорий размеры прибавок были заметными, то другие категории сотрудников не могут похвастать вообще каким-либо ростом, что говорить про покрытие инфляции. Более, того высший менеджмент и специалисты рабочих специальностей отмечают даже понижение зарплат на 0,5 и 2% соответственно. Но вместе с тем если в 2015 году (и даже в 1 квартале 2016 года) наблюдалось сокращение топ-менеджмента, то сегодня фактов увольнения руководства существенно поубавилось. Как считает Овчинник, это может говорить лишь о том, что оптимизационный период подошел к концу и сокращений в целом больше ожидать не стоит.
Профи больше не нужны
Но такие тенденции касаются лишь массовых увольнений: наряду с тем, что рекрутеры экономят на высшем менеджменте, сам менеджмент экономит на высококомпетентном и дорогом персонале. Так, наблюдаются точечные сокращения высокооплачиваемых сотрудников, обязанности которых перекладываются на рядовых и дешевых работников – чаще всего, это бывшие помощники и ассистенты. Ввиду этого компаниям требуется больше сотрудников средней категории: только за второй квартал текущего года численность рядовых сотрудников компаний увеличилось на 8%, в то время, как число узких специалистов уменьшилось на 5%. Сэкономленные на таких работниках деньги, в свою очередь, позволяют работодателям незначительно увеличивать рядовому персоналу жалование, хотя так делают далеко не все.
По словам Екатерины Овчинник, увольнения высокооплачиваемых специалистов наблюдаются на протяжении последних полугода и они, очевидно, продолжатся и дальше: специалисты Intercomp видят сохранение таких тенденций, как минимум до конца года. Дальше все будет зависеть уже от тех последствий, которые понесут компании. И они могут быть разными, поскольку рядовой персонал непредсказуем: расширение обязанностей и ответственности может стать отличным стимулом для восхождения по карьерной лестнице, отчего старание у работников точно будет присутствовать, но в то же время недостаток квалификации в большинстве случаев ухудшит качество их работы.
Как считает Минаева, дискуссия относительно замены опытных специалистов перспективной молодежью длится уже давно. По ее мнению, такие «рокировки» имеют массу плюсов: сокращение зарплатных расходов, «воспитание» высококлассных специалистов под нужды компании в короткие сроки, повышение лояльности молодых специалистов и увеличение их заинтересованности в самоотдаче на благо компании.
В целом Овчинник констатирует стабилизацию ситуации на рынке труда, однако, бурного роста ждать в ближайшее время не стоит. О завершении кризиса, по мнению эксперта, говорить пока рано, ведь положительных факторов слишком мало, чтоб делать такие «громкие» выводы. Зарплатные бюджеты продолжают давить на деятельность компаний, а поэтому работники продолжат больше работать, чаще болеть и реже ходить в отпуск, подытоживает эксперт.
Разместить резюме Добавить вакансию