Даже при наличии работы далеко не всем россиянам приходится «сладко». Но еще хуже чувствуют себя безработные – максимальный размер выплачиваемого им пособия не достигает даже 5 тыс. рублей. Проблема в том, что выплаты считаются формой социальной помощи, а это прямые издержки федерального бюджета, который, как известно, испытывает серьезный дефицит. Чтоб изменить существующую модель, и обеспечить безработным более высокий уровень помощи, Минтруд предлагает перейти на модель страхования от безработицы. Мол, большинство развитых стран используют данный формат, да и в России он существовал до начала 00-х.
Переход на такую систему возможен в перспективе ближайших 5-10 лет, а размер отчислений не должен превышать 1% от выплачиваемой заработной платы. Несмотря на необходимость обсуждения новой модели с общественностью и работодателями, в Минтруде уверены – такой формат в будущем позволит существенно поднять выплаты по безработице. Пока же ведомство согласовывает анонсированный еще в 2016 году проект документа, который должен ограничить число адресатов, и сделать его более адресным.
Страховая система
Чтоб вернуться к ранее существующей системе, по словам министра, нужно проводить публичные и партнерские обсуждения в рамках трехсторонней комиссии (профсоюзы, бизнес и правительство). Представители рабочих наверняка будут за. В случае официального появления подобной инициативы, предметом особого обсуждения станет размер взноса. По расчетам Минтруда, хватило бы минимального взноса – оптимальным был бы тариф в 1%. Топилин утверждает, что такой размер взноса ежегодно приносил бы в новосозданный фонд около 200 млрд рублей, а сегодня бюджет этого направления составляет всего около 40 млрд. И действительно, по открытой информации казначейства, в прошлом году на эти цели было потрачено около 41 млрд рублей, а в текущем году на эти цели будет выделено всего на 2 млрд больше.
Следуя логике министра, применение модели страхования от безработицы и пятикратное увеличение финансирования пособий позволило бы существенно повысить размер выплат гражданам, в 4-5 раз. Все это представляется довольно полезным с точки зрения социальной политики, но введение подобной модели возможно не сразу, а лишь в среднесрочной перспективе, за пределами 2020-22 годов. По словам министра, в необходимости применения системы страхования не сомневается никто – даже работодатели, на плечи которых ляжет весь груз страховых платежей, считают страховой принцип защиты безработных гораздо более эффективным, чем существующий сегодня. Другой вопрос, как определить ту часть государственного финансирования, которая будет подлежать замещению за счет страховых платежей. Очевидно, для полного перехода на страховую систему потребуется проводить реформу, а она наверняка займет годы.
Модель 90-х
Интересно, что с начала 90-х в России существовала система страхования от безработицы. Для ее успешной работы был создан внебюджетный Государственный фонд занятости, наполнение которого осуществлялось за счет отчислений работодателей в размере 1,5% от зарплат сотрудников. Однако с начала 2001 года данная структура была упразднена, а все тяготы выплаты пособий по безработице были переложены на федеральный и региональный бюджеты. Отказ от страховой системы был вызван желанием властей снизить налоговую нагрузку на работодателей, а также усилить надзор над расходами, совершаемыми в рамках выплаты пособий. Такие меры были продиктованы несовершенством системы распределения средств – 80% от собранного бюджета оставалось в регионах, в то время как до консолидированного бюджета федерального центра доходило лишь 20%.
Все это вытекло в существенные диспропорции. Благополучные регионы могли полноценно распоряжаться собранными средствами, проводя массовые мероприятия по содействию занятости населения, в то время как дотационные регионы не могли найти средств даже на выплату пособий. После упразднения Фонда и перехода на бюджетное финансирование, в 2001 году впервые за 6 лет государству удалось обеспечить полноценную и регулярную выплату пособий всем безработным без исключения. Но изменение системы финансирования привело к существенному сокращению объема выделяемых на поддержку безработных средств – минимум в два раза.
Кроме этого, реформаторы предполагали, что изменение системы приведет к изменениям в политике – активная работа центров будет способствовать более высоким показателям занятости. Мало того что этого не произошло, так ситуация еще и ухудшилась: если в 2000 году на пособия и мероприятия по содействию занятости тратились одинаковые суммы, то к 2004 году выплата пособий превышала бюджет мероприятий уже в 3 раза! Само пособие, с момента введения существующей сегодня системы, окончательно потеряло признаки материальной помощи, замещающей зарплату, а отсутствие привязки к прожиточному минимуму не позволяет обеспечить полноценную поддержку безработных.
Сокращение вместо страхования
На данном этапе документ согласовывается с Министерством юстиции и Министерством финансов, а также проходит обсуждение в рамках трехсторонней комиссии. По словам министра труда, противником нововведения являются профсоюзы, настаивая на том, что такой подход – это дискриминация безработных. Новая система представляется Топилину действительно более жесткой, но, одновременно справедливой – ресурсы нужно направлять на тех, кто действительно ищет работу. Министр считает, что не имеет никакого смысла выплачивать по 850 рублей тем, кто при этом остается «в тени». Да и покупательная способность этих денег ничтожна – реальной помощи их выделение оказать не способно. Сам законопроект важен для государства даже не со стороны повышения пособия, а как механизм наведения порядка, считает министр.
Хотя, сами безработные наверняка не согласятся с чиновником – диапазон пособия в размере 850-4,9 тыс. рублей сохраняется с 2009 года, хотя совокупный процент инфляции с тех времен составил более 110%, а курс основных валют вырос в 2 раза! По анонсированному законопроекту, поднятое пособие должно достигнуть уровня в 7,5-8 тыс. рублей, что на 40% выше, чем существующее сегодня. В это же время, по словам руководителя департамента занятости Минтруда Михаила Кирсанова, в планах есть доведение пособия по безработице до прожиточного минимума. Но экономическая ситуация, как известно, служит оправданием для отказа от реализации таких инициатив.
Разместить резюме Добавить вакансию