Аналитические материалы

«Теневая Россия»: кто получает триллионы в конвертах?

По опубликованным в СМИ данным Федеральной службы государственной статистики, масштабы теневой экономики продолжают расти. Начиная с 2012 года объем неформальных зарплат и доходов в целом вырос практически вполовину. Да что там, только за 9 месяцев прошлого года рост теневых поступлений превысил 15%. Положительная динамика теневых поступлений наблюдается на протяжении последних десятилетий. Предпринимаемые властями шаги по детенизации доходов не дали желаемого результата, поэтому изменить ситуацию в ближайшее время едва ли станет возможным.

Ухудшает ситуацию и одновременно является ее следствием экономическое положение в стране. Находясь на грани выживания, бизнес стоит перед выбором: работать по закону или быть рентабельным. Выбор в данном случае очевиден – предприниматели все чаще отказываются от официального трудоустройства своих сотрудников и предпочитают платить им в конвертах. Нет ничего странного, что в таких условиях объем теневых доходов продолжает расти, уверены аналитики.

Тень растет быстрее

По последним данным государственных статистов за 9 месяцев прошедшего года, на которые ссылается Газета.ru, объем зарплат и в целом доходов населения, не фиксируемых традиционными статистическими методами, вырос на 16% в годовом выражении. Годовой прирост составил 1 трлн рублей. Примечательно, что статистам даже удалось вывести среднеквартальный прирост теневых поступлений – за каждые 3 месяца он увеличивался на 100-150 млрд рублей. Так, если объем за январь-март составил 2,4 трлн, то за июль-сентябрь уже 2,7 трлн рублей. К слову, наблюдается не только локальный рост – в стране наблюдается четкая устойчивая динамика. Только за последние 5 лет прирост конвертных доходов достиг 46%, и это только предварительные данные – конкретных итогов по результатам 2017 года пока еще нет.

Ради справедливости отметим, что зафиксированный в России рост зарплат в официальном секторе происходит куда более медленными темпами. Так, по опубликованной службой статистики информации, за первые 9 месяцев 2017 года фактический прирост номинальных зарплат не достиг и 7%, а в реальном выражении рост вообще оказался едва заметным – всего 2,5%. Но это еще что, реальные доходы (зарплаты + пенсии + инвестиции и так далее) и вообще продолжили свое падение. По результатам 2017 года они снизились еще на 1,7%. Прошлый год стал уже четвертым подряд годом, на протяжении которых реальные доходы падают. Самое существенное падение наблюдалось в 2016 году и составило 5,9%.

Для ряда экспертов причины наблюдаемого роста теневых доходов очевидны. Львиная доля российских предпринимателей практикует серые схемы, осознанно занижая фонд оплаты труда до минимально возможного, а часть зарплаты выдает в конвертах. Другие же и вообще работают неформально, отказываясь от официального оформления сотрудников.

Ухудшение экономического положения острее всего отражается на малом и микробизнесе – о доходах речи практически не идет, все силы брошены на сохранение хотя бы окупаемости и самосодержания. Как мы можем видеть из динамики реальных доходов, платежеспособность населения падает, следовательно, падает и спрос на товары и услуги. В таких условиях мелкие предприниматели, самозанятые и прочие представители малого бизнеса стараются остаться «на плаву», и единственная возможность для них – это работать неформально, отказываясь от уплаты налогов и страховых взносов.

У экономики проблемы

Как бы чиновники ни хотели этого не признавать, факт остается фактом – у российской экономики проблемы. Еще в середине года в правительстве наперебой «ванговали», что по итогам 2017 года рост валового продукта как минимум превысит 2%. Последние прогнозы Минэка уже не столь оптимистичны – там говорят, что по результатам итоговых подсчетов экономика едва ли вырастет больше, чем на 1,4%. Гражданам так или иначе приходится приспосабливаться к кризису, и они идут по самому очевидному пути – экономии и поиску подработки в теневом секторе. Об этом также свидетельствуют и результаты социологического исследования от РАНХиГС, проведенного летом прошлого года. Согласно ему, за первую половину 2017 года число занятых на сером рынке труда выросло еще на 5% к показателям первой половины 2016. По приблизительным оценкам в той или иной мере неформальную занятость имеет 35 млн россиян. Напомним, в целом экономически активное население составляет ±76 млн человек.

По статистике, средняя зарплата в теневом секторе по сравнению с официальным меньше примерно на 10-20%. Хотя практика часто показывает обратное – люди во многом и соглашаются на неофициальное трудоустройство только потому, что там есть возможность заработать больше. Например, репетиторство, предоставление услуг по ремонту помещений. Дело в том, что массовость в сером секторе создает, наоборот, неквалифицированный труд, который имеет в общей структуре серой занятости самую большую долю. Он сам по себе оплачивается на порядок ниже, что и отражается на статистике.

Треть зарплат

В Министерстве финансов на фоне этого искренне ратуют за стратегическое обеление доходов россиян. Мол, это «золотой резерв», который позволит собрать больше налогов, а следовательно, и увеличить расходы на социальные нужды. По словам главы ведомства Антона Силуанова, огромная часть экономики России остается ненаблюдаемой. По оценкам министерства, это 25-33% от общего объема фонда оплаты труда. Крамола, по мнению министра, в том, что сокрытие доходов ведет к недопоступлению налогов, а это: а) тормозит развитие отечественной экономики; б) лишает государство тех доходов, при помощи которых могли бы быть стимулированы новые реформы.

Ранее министр оценивал ненаблюдаемый объем зарплат в минимум 10 трлн рублей в год. Вывод этих средств из тени в правительстве посчитали главным средством для компенсации потерянных на фоне кризиса доходов. В ведомстве уже пытались протолкнуть так называемый налоговый маневр «22/22», повышающий до соответствующих ставок НДС и уменьшающих объем социальных отчислений с зарплат. Но поддержки поправки не нашли. Теперь же в планах министерства выдвинуть новые предложения по изменению налогового законодательства.

Хотя, обывателям слабо верится, что налоговые маневры приведут к выводу зарплат из тени. Во-первых, хотя бы потому что ненаблюдаемые доходы на то и ненаблюдаемые, что никто не знает, сколько в них конкретно зарплат и насколько объективны представляемые цифры. Во-вторых, вопрос выхода из тени состоит в принципиальной позиции, а не сокращении лишних 5% налогов. Заплатить на 5% меньше и не заплатить вообще – выбор представляется очевидным. Вопрос в несправедливости и недоверии бизнеса к государству, и несоздании со стороны последнего справедливых условий рынка. Но вот ответственность за это все приходится нести простым работникам, лишенных каких-либо гарантий, пенсий и больничной страховки.

Разместить резюме Добавить вакансию