В конфликте будь справедливым и великодушным
( Лао-цзы)
Идеальных людей нет, а, следовательно, не бывает идеальных коллективов. Ссора или напряжение способны возникнуть там, где взаимодействуют 2 человека. Даже одиночки-фрилансеры порой воюют с заказчиками. Что уж говорить о группе в несколько (десятков) человек, которые изо дня в день участвуют в совместном трудовом процессе.
Хотя конфликты это естественное и, увы, неизбежное событие, они мешают работе и создают тяжёлую атмосферу. В конечном счёте, снижается производительность, люди увольняются, накапливается стресс.
Давайте разберёмся с основными причинами коммуникационных проблем.
Плохая информированность
Каждый член команды должен ясно понимать свои задачи и инструкции. Руководитель обязан обеспечить прозрачность и доступность, если подчинённым нужны разъяснения. Дезинформация недопустима. Поощряйте доброжелательное общение между коллегами.
Пример: менеджер сокращает срок сдачи проекта, но не уведомляет об этом всю команду.
Противостояние ценностей и характеров
Вам знакомы люди, которые обожают всё контролировать и педантично соблюдать график. Существует также тип, который мало волнуется о сроках и предпочитает расслабленность. Объединение несовместимых стилей в работе над одним проектом чревато конфликтом, куда втягиваются окружающие.
Сопротивление переменам
Привычное и знакомое не пугает и легко воспринимается. Враждебная реакция на новое, будь то бухгалтерская программа или распорядок работы, в природе человека. Смена условий ведёт к стрессу и конфликту между руководством и частью команды.
Совет. Подробно расскажите, чем вызваны перемены, вовлеките недовольных в процесс. Обучите сотрудников новым обязанностям.
Непонятные должностные роли
Неточные инструкции приводят к путанице, когда коллеги делают одно и то же, дублируя друг друга. В противном случае, задание не выполняется, так как неясно, кто за что отвечает. Неуверенность и попытка угадать, чего ожидает босс, приводит к конфликту. Вплоть до увольнения.
Совет. Сообщите работнику о его прямых обязанностях, о культуре компании и о системе отчётности.
Индивидуальные привычки
Безобидные привычки, например крепкий кофе или травяной чай после обеда, безвредны и спокойно воспринимаются соседями по офису. Некоторые жесты полезны в личной работе: никто не будет возмущаться, если вы встаёте из-за компьютера несколько раз в день, чтобы сделать приседания или упражнения для глаз.
Другое дело — повторяющиеся действия, которые способствуют конфликту или раздражают.
К ним относятся:
- регулярные опоздания;
- гневливость, негативное восприятие работы;
- любовь к сплетням и пересудам;
- безалаберность и необязательность и пр.
Руководитель должен определить плохую привычку и поговорить с членом команды с глазу на глаз. Спросите о причинах такого поведения и найдите решение.
Отсутствие контроля
Руководители и главные менеджеры проверяют не только рабочий график, но и то, как взаимодействуют члены групп. Берите на заметку даже маленькие проблемы. Приготовьтесь выслушать каждую сторону непредвзято.
Уровень стресса
Небольшой выброс адреналина в кровь помогал выживать нашим пещерным предкам. Некоторые профессии держат работников в ситуации, когда нужно быстро реагировать. Хороший пример — отделение неотложной медицинской помощи, где решается вопрос жизни и смерти.
Неоправданно сильное давление на работе вызывает напряжение и разрешается конфликтами.
Пример: шеф устроил разнос вашей начальнице по поводу низкой производительности. Она вымещает это на подчинённых, ввергая их в состояние сильного стресса.
Агрессия
Хулиган-коллега запугивает и угрожает, причиняя эмоциональный ущерб жертве.
Запугивание на работе принимает различные формы:
- клевета, распространение слухов;
- унижение и оскорбительные фразы;
- крик и нецензурная брань;
- посягательство на личные вещи;
- угроза физической расправы;
- неуместные остроты или комментарии;
- физические домогательства, толчки, прикосновения;
- сексуальные действия.
В каждом случае объект не чувствует себя в безопасности на рабочем месте.
Одним из видов агрессии считается дискриминация любого вида, которая является нарушением законов РФ.
Некомпетентность руководства
Начальники тоже люди со всеми человеческими недостатками. Шкала плохих руководителей распространяется от микро диктаторов, которые запрещают дышать без их контроля, до панибратских «друганов», которые не тянут на лидера. Здесь же расположились непрофессионалы, самодуры и неадекватные шефы.
Вред от некомпетентной «главы» неисчислим. Страдает и атмосфера, и производительность.
Пример. Начальник, открыто выделяющий «любимчиков», провоцирует неприязнь и конфликты между подчинёнными.
Итак, следите за причинами проблем на рабочем месте, выявляйте и готовьтесь действовать. Как именно справляться с конфликтом, читайте в статьях блога карьерист. ру.
Разместить резюме Добавить вакансию