В 1982 году Скотт Фалман, учёный американского университета Карнеги-Меллон, предложил использовать смайлы в печатном тексте.
19-Sep-82 11:44 Scott E Fahlman : — )
Так начиналось сообщение, размещённое на доске объявлений университета. С тех пор смайлы прочно внедрились в самые разные тексты и даже отбирают всё больше места у букв. Саранча скобок и двоеточий оказалась настолько живучей, что проникла даже в деловую коммуникацию, в том числе в процесс поиска работы.
Составляя резюме, нужно понимать, что оно будет не единственным на столе «эйчара». И даже не одним из двадцати. Скорее всего, ваше резюме попадёт в толстенную пачку таких же. И шанс, что на нём заострят внимание, может быть как 1 к 5, так и 1 к 200. Поверьте кадровикам – претендентов на одну вакансию может накопиться несколько сотен в течение только одних суток.
А теперь представьте, как эта пачка резюме прочитывается HR’ом. Сравнить можно со счётчиком банкнот: возраст – образование – опыт – поехали дальше. 90% резюме действительно похожи друг на друга, как банкноты. Увидеть за шаблоном портрет человека непросто, если не сказать — нереально. Можно иметь шикарный десятилетний опыт, но месяцами искать работу, если хоть чуть-чуть не озаботиться самопиаром. Грамотный соискатель попытается добавить в резюме нечто, способное привлечь взгляд рекрутера. Ещё более уместна попытка удивить в сопроводительном тексте.
Забегая в другую тему, скажем, что сопроводительный текст должен быть лаконичен – не более шести-семи предложений. Он не должен утомить «эйчара». Следует избегать слишком длинных предложений, штампов и, главное, орфографических ошибок. А вот в конце такого текста как раз можно было бы поставить смайл. Впрочем, он скорее уместен, если вы нанимаетесь в дворники, чем если претендуете на должность chief financial officer.
Несколько практических рекомендаций
Смайл не должен слишком выделяться – для текста тоже существует дресс-код, и скромность в нём только на пользу.
Неправильно: ))))))))))))))))
Правильно: , а также : ) или просто ) На этот счёт в одиозном руководстве дизайнера Артемия Лебедева сказано недвусмысленно: «Смайлики незаслуженно считаются второсортным выразительным приёмом 🙁 Когда они состоят из знаков препинания — перед нами настоящий, чистый, классический типографский приём по всем формальным признакам 🙂 Но когда мы встречаем смайлики, вставленные в текст в виде картинок (особенно — анимированных), можно с уверенностью сказать — мы нечаянно попали на форум дегенератов». Но опять же – речь не идёт об употреблении в деловой переписке.
Избегайте избыточности слов и символов – всё должно выглядеть внятно и лаконично. Вариант с несколькими скобками подряд – вольность, свойственная личной переписке. Хорошее правило: меньше слов, но больше смысла в них.
Не следует употреблять смайл в резюме больше двух раз – одного будет уже чрезмерно. Лёгкость изложения не должна переходить в камеди-клаб-стайл.
Смайл не должен быть оторван от смысла написанного. В паре с ним должно идти умеренно ироничное или самоироничное высказывание. Не переперчите. К слову, юмор уместен по отношению к вашей личности, но не к навыкам и опыту. «Эйчары» по определению внимательны к «ответственности» и «нацеленности на результат» — себя воспринимай как хочешь, а работу сделай.
Снова повторим самую соль: резюме должно выделяться и привлекать внимание. Если повезёт — лёгкий стиль в компании со смайлом в этом помогут. Но главное – не переборщить и не забывать о скромности.
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию