Работодателям Управление персоналом

Музейное дело России: туризм, коммерция и историческое ДНК нации

Музейное дело России

В современном обществе, когда сохранение и воспроизводство ценностей отечественной и мировой культуры, а также аккумуляция и создание национальной исторической памяти с ее правопреемственностью как никогда важны, особое место занимают музеи и музейный фонд РФ в целом.

С каждым годом музейное дело набирает вес в социально-культурной сфере, просвещении, образовании, нравственно-эстетических вопросах, утверждении национального самосознания и даже духовной жизни общества. И даже несмотря на это, в глазах многих наших сограждан, музейный институт представляется неким пережитком исторического прошлого, хранящим в себе нынче неактуальные артефакты, информацию о которых может легко получить каждый в виртуальном пространстве.

Такое отношение к культурно-историческому наследию проявляется у огромной части общества, в связи с чем многие музеи теряют своего посетителя, а с ними и внимание со стороны государства, постепенно приходя в упадок.

Зачем же в действительности, в условиях современного информационного общества и виртуального пространства нужны музеи? Что может спасти их от исчезновения и кто он, универсальный музейный работник? К Международному дню музеев, отмечаемому 18 мая, Карьерист.ру поведает посетителям портала актуальную информацию о музейном деле в России.

Современные музейные реалии

За всю свою историю Российскому государству пришлось потерпеть множество потрясений, революций, войн, смен политических режимов и иных катаклизмов, которые приводили к необратимым последствиям для российского общества. Происходящие изменения постепенно, но тем не менее неуклонно меняли условия формирования социокультурной среды, одновременно меняя облик общества. В условиях постоянной смены идеологических векторов, для сохранения памяти о произошедших глобальных изменениях в государстве и передачи сведений о них будущим поколениям, возникает острая необходимость наличия специфического государственного института, в качестве которого сегодня и выступают российские музеи.

Основной функцией отечественных музеев, бесспорно, является архивирование и сохранение национального культурного и исторического наследия, с целью обеспечения исторической справедливости, и возможности передать правдивую информацию будущим поколениям.

Вместе с тем наравне с университетами, библиотеками и архивами, современный музей является и образовательным учреждением, становясь посредником между объектами культурно-исторического наследия и получателем информации. Деятельность музеев имеет массу форм работы с посетителями, начиная с образовательной, и заканчивая социально-воспитательной функцией, донося до него то, что именно гражданин является получателем и конечным потребителем сохраненного музеем культурно-исторического наследия нации.

В этом аспекте особую роль играют партнерские отношения музеев с образовательными учреждениями, сохраняя некую полезную принудительность получения таких знаний для молодого поколения, которое, во многом за счет развития технологий, может быть потеряно.

Так, по последним статистическим данным Росстата, на 2014 год в России функционирует 2731 музеев всех ведомств. Общий музейный фонд составляет более 83 млн экспонатов, посмотреть на которые ежегодно приходят свыше 102 млн человек. Но несмотря на это, музейное дело сегодня, как и раньше, имеет множество проблем.

Так, по некоторым данным, более 80% зданий, в которых размещены экспонаты, не оснащены необходимыми помещениями и техникой для их хранения. Кроме того, специалисты выделяют неотрегулированность финансового обеспечения, отсутствие современных фондохранилищ, острый кадровый дефицит, связанный с мизерной зарплатой работников, и тотальное отставание во внедрении новых технологий и практик.

По мнению директора ГМИИ им. Пушкина, Ирины Антоновой, музеи сегодня убыточны и не могут выйти из этого состояния ввиду низкой посещаемости. Для привлечения посетителей мало одной рекламы – необходимо применять новые технологии, интернет и даже 3-D экскурсии.

Государство же, подходя к вопросу решения проблемы убыточности отечественных музеев, даже несмотря на решительный протест музейных работников, видит его в изменении концепции, выделяя особенность музеев, одновременно как хранителя национального достояния и субъекта рынка услуг.

Музейный бизнес как шанс

В качестве основного вектора, который способен будет решить большинство музейных проблем, представляется повышение посещаемости, за счет актуализации значения музейного дела для современного общества. Оно, в свою очередь, зависит от изменения векторов на рынке услуг в сфере культуры, формируемых непосредственно потребностями общественности. Услуги в социально-культурной сфере сегодня создаются на основе принципа дополнительности, т.е. соединения нескольких сфер.

Так, по мнению некоторых специалистов, прекрасные возможности музеев в развитии спектра услуг, как традиционных социально-культурных институтов, появятся при соединении его с такими направлениями, как туризм, деятельность образовательных структур, обеспечение досуга, торговля, информационно-развлекательные услуги и даже шоу-бизнес.

Элементы каждого из этих направлений можно встретить уже сегодня, однако особенно актуальным, как пример слияния коммерческой и некоммерческой сферы, является музейный туризм.

Уже сегодня музейный туризм выступает как мощнейший двигатель модернизации местных музеев, определяющий их эволюцию в сторону музейно-образовательных и культурно-развлекательных центров, оперативно осваивающих технологии гостеприимства и маркетологии.

Благодаря возможностям туризма, музей способен трансформировать свои функции, в сторону усиления досуговой и коммуникативной задачи. Несмотря на серьезнейшую роль музеев, статистика уверенно утверждает, что более 89% туристов посещают их для того, чтоб просто отдохнуть и получить заряд позитивных эмоций.

Несмотря на всю абсурдность данного подхода и его унизительность для музея, как важнейшего и единственного хранителя национального наследия, вопрос рентабельности зависит, прежде всего, от социального заказа.

А поэтому, чтоб не быть убыточным, современный музей должен:

  • Быть местом коммуникации и общения, оформляя места для питания и ежедневного культурного отдыха;
  • Предоставлять посетителям развлекательные программы;
  • Плотно сотрудничать с туристическими и экскурсионными фирмами;
  • Приглашать специалистов новых профилей, таких как маркетологи, специалисты по музейному сервису, музейные пиарщики и т.д.

Таким образом, помимо хранительской и воспитательно-образовательной функции, музей должен стать центром культурного досуга, представляя собой сложный организм с огромной сетью служб, оказывающих населению новые услуги, удовлетворяющие огромный спектр интеллектуальных и культурно-бытовых запросов общественности.

В связи с изменением общественных векторов, меняется и миссия российских музеев, ориентируясь в большей степени на рентабельность.

В такой ситуации, сохранение истинной роли музеев, как хранителей ДНК нации, возможно лишь при непосредственном вмешательстве и тотальном дотировании со стороны государства – в противном случае для сохранения жизнеспособности музеям придется стать подобием Диснейлендов.

Современный исторический музей для детей

Музейный работник как универсальный солдат

Отдельного внимания требует вопрос музейного персонала. Средний возраст музейных работников сегодня составляет 59 лет, поэтому отрасль остро нуждается в новых и свежих кадрах.

При этом новые тенденции, образующиеся сегодня в музейном деле, предъявляют качественно новые требования к соискателям, принимаемым на должности музейных работников.

Несмотря на то что на рынке труда сегодня актуальны множество музейных вакансий, среди которых и научные сотрудники, и хранители, и экскурсоводы, и экспозиционеры с методистами, все они должны отвечать новым веяниям и запросам общественности.

Старое представление о древнем музейном работнике постепенно теряет актуальность, а поэтому современный музейный специалист — это молодой универсал, соединяющий ностальгические качества есстествующего экскурсовода, местного краеведа и профессионала, обладающего современным демократическим мировоззрением, обусловленным профессионализмом и полноценными знаниями информации об историческом прошлом России и своего региона.

При этом наибольшую важность приобретает коммуникационная составляющая – поскольку делается ставка на увеличение посещений, наиболее серьезного подхода требует культура общения с посетителем. И тут на первый план выходит не только вежливость, но и природная притягательность – посетитель должен почувствовать заботу о себе, высочайший сервис и обязательную необходимость посетить музей еще раз.

В то же время универсальный музейный работник должен соответствовать стандартным качествам, таким как общая культура, наблюдательность и хорошее внимание, словесно-логическое мышление, эрудиция и ответственность.

Тщательность подбора подобного рода сотрудников особенно важна, поскольку смена концепций музейного дела превращает его в рентабельное предприятие, на котором особую ставку необходимо делать не только на спектр предоставляемых услуг, но и на профессионализм кадров.

В связи с этим все без исключения потенциальные работники должны иметь высшее образование, полученное на исторических или искусствоведческих факультетах. При этом важно привлекать на работу молодое поколение, тесно сотрудничая с высшими учебными заведениями и предоставляя новым работникам достойную зарплату и широкие социальные гарантии.

Так, вполне очевидно, что если отечественные музеи меняют формат и концепцию с хранителя национального достояния на культурно-развлекательное рентабельное предприятие, они должны менять подход и к подбору персонала, а также его обеспечению – в противном случае успех такой реформы обречен на крах. В то же время необходимо учитывать и возможные последствия таких изменений, поскольку они могут привести к растворению сохранительно-образовательной роли музеев в доморощенных бизнес-планах, концепциях привлечения клиентов и грубых политтехнологиях.

Государство должно отдавать себе отчет, что поднимая вопрос рентабельности музейных учреждений, их самостоятельного финансирования и самоокупаемости, оно ставит под угрозу их существование как социального института. Хотя, на фоне всего происходящего вокруг отечественных музеев, у многих специалистов вполне оправданно возникают предположения, что именно эти цели и ставятся сегодня перед всем музейным сообществом.

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию