Человеку в современных реалиях просто необходимо обладать определенными навыками. Они важны в контексте рекрутинга, обучения и оценки результатов выполняемой работы. Все навыки принято делить на soft и hard, но, на практике, их больше. Практика трудоустройства на основе навыков (skill-based), когда компании предъявляют четкий набор требований к компетенциям и способностям соискателя, возникла 20 лет назад, но сам термин возник не так давно. Работодатель придерживается следующей тактики – оформляет в штат человека с определенными навыками, обучает его приоритетным для компании компетенциям, чтобы уже завтра он начал приносить пользу.
Помимо традиционных soft и hard появились transferable- и meta навыки.
Рассмотрим, какие skill зачастую предъявляются к соискателям при приеме на работу, и в чем их специфика.
Soft- и hard skill
Об этих форматах навыков знает практически каждый соискатель. Hard skill – технические (профессиональные, жесткие) навыки, которым HR-менеджеры уделяют пристальное внимание. Зачастую в их развитие инвестирует работодатель, поскольку он может за 1-2 месяца проанализировать, насколько эффективными оказались его вложения. Доказать наличие жестких навыков соискатель может, предъявив диплом об образовании и трудовую книжку, чтобы подтвердить наличие опыта/стажа работы.
Soft skill – это надпрофессиональные (управленческие, мягкие) навыки, которые соискатель нарабатывает годами. Стрессоустойчивость, целеустремленность, коммуникабельность – это все примеры компетенций, которые напрямую не связаны с профессиональными навыками. Работодателю проще оценить умение работать с программой 1С или создавать коды на Java Script, чем понять, обладает ли кандидат лидерскими качествами и ответственным отношением к делу.
По указанной причине в компаниях принято группировать потребности в сотрудниках исключительно по двум категориям, выделяя главное (hard skill) и второстепенное (soft skill). Но такое разграничение нельзя считать оправданным, поскольку на практике жесткие и мягкие навыки дополняют друг друга. Узнать о том, как подготовиться к собеседованию на вакансию, можно здесь.
Transferable- и meta skill
В современной трактовке meta ассоциируется с глобализмом, но применительно к человеческим навыкам он отражает базовые качества индивида. Приверженность идеям, энтузиазм, непредвзятость, стремление осваивать что-то новое и неизведанное – примеры meta skill. Такие компетенции зачастую путают с soft skill, что ошибочно. Meta – это некий формат личностной стратегии поведения, а soft – это тактика, позволяющая применять навык в конкретной ситуации. Например, такие надпрофессиональные навыки как общительность и умение распознавать чужие эмоции базируются на meta skill – технике правильного анализа коммуникации в разных ситуациях.
Принято считать, что мета навыки преимущественно необходимы бизнесменам, руководителям предприятий, топ-менеджерам. Но, в действительности, meta skill нужны каждому человеку, поскольку определяют его внутреннее состояние и качество жизни. Мегакомпетенции необходимы для самосовершенствования в профессии и достижения поставленной цели.
Термин «transferable skill» следует трактовать как «передаваемые» навыки, только не от индивида к индивиду. Такой формат компетенций может переходить из одной специализации в другую. Например, умение работать в Google Docs может пригодиться как копирайтеру, так и помощнику руководителя.
Если перечень жестких навыков в объявлениях от работодателей зачастую помещают в разделе «обязательные требования», список мягких навыков – в «личностные качества», то «передаваемые» компетенции указываются в разделе «желательные (предпочтительные) требования». Например, если кандидат, владеющий иностранным языком, претендует на должность в компании, которая только нацелена выйти на международный рынок, то этот навык будет расцениваться как потенциальный. Полезным для курьера следует считать навык управления транспортным средством, поскольку в перспективе компания может пересмотреть формат работы, и ей не придется искать нового сотрудника, поскольку в штате уже работает человек, обладающий нужной компетенцией.
Management Skill
Управленческими навыками должны обладать все руководители, менеджеры или сотрудники, наделенные функцией администрирования. Через набор мanagement skills они выполняют задачи компании и организуют слаженную работу подчиненных.
Какие же компетенции должен развивать менеджер, занимающий руководящий должность в компании? Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Коммуникация
Грамотные управленцы должны не только раздавать приказы подчиненным, но и уметь слушать их просьбы и пожелания. Необходимо находить «общий язык» как с рядовыми сотрудниками, так и с непосредственным начальством, используя как можно больше средств коммуникации (электронная почта, социальные сети, мессенджеры, телефонные звонки, онлайн-встречи).
Креативность
Любой управленец обязан уметь анализировать сложные ситуации и находить для них эффективные решения. Зачастую они продуцируются путем нестандартного мышления.
Лидерство
Опытный руководитель знает, как мотивировать подчиненных, чтобы они эффективнее работали. Управленец должен быть готов на личном примере показать и доказать, что увеличить производительность труда вполне возможно.
Тайм-менеджмент
Управленцы в течение дня получают множество приказов и предписаний. Некоторые технологии, созданные для того, чтобы снизить объем рутины (например, голосовая и электронная почты) и сэкономить время, на практике только увеличивают нагрузку. Необходимо научиться составлять график работы так, чтобы в процессе исполнения должностных обязанностей время распределялось рационально и эффективно.
Руководство и надзор
Умение смоделировать ситуацию – важнейшая составляющая мanagement skills. Необходимо научиться брать ответственность на себя и отдавать подчиненным своевременные приказы. Функция надзора может выражаться как в анализе эффективности бизнес-проектов, так и в проверке сотрудников на профпригодность.
Кого работодатель нанимает в штат, чему и как обучает – все это зиждется на фундаментальной системе компетенций. Нет необходимости дифференцировать их на жесткие и мягкие, когда работодатель предусмотрел для каждой должности формат skill-based. Современный мир развивается настолько стремительно, что трудно иметь что-то устоявшееся. Но компании будут и дальше трудоустраивать соискателей разных специальностей и без универсального скилсета (карты навыков) им попросту не обойтись.
Разместить резюме Добавить вакансию