Аналитические материалы

Hard, soft, transferable, meta… Какие еще бывают навыки

Навыки

Человеку в современных реалиях просто необходимо обладать определенными навыками. Они важны в контексте рекрутинга, обучения и оценки результатов выполняемой работы. Все навыки принято делить на soft и hard, но, на практике, их больше. Практика трудоустройства на основе навыков (skill-based), когда компании предъявляют четкий набор требований к компетенциям и способностям соискателя, возникла 20 лет назад, но сам термин возник не так давно. Работодатель придерживается следующей тактики – оформляет в штат человека с определенными навыками, обучает его приоритетным для компании компетенциям, чтобы уже завтра он начал приносить пользу.

Помимо традиционных soft и hard появились transferable- и meta навыки.

Рассмотрим, какие skill зачастую предъявляются к соискателям при приеме на работу, и в чем их специфика.

профессиональные навыки

Soft- и hard skill

Об этих форматах навыков знает практически каждый соискатель. Hard skill – технические (профессиональные, жесткие) навыки, которым HR-менеджеры уделяют пристальное внимание. Зачастую в их развитие инвестирует работодатель, поскольку он может за 1-2 месяца проанализировать, насколько эффективными оказались его вложения. Доказать наличие жестких навыков соискатель может, предъявив диплом об образовании и трудовую книжку, чтобы подтвердить наличие опыта/стажа работы.

Soft skill – это надпрофессиональные (управленческие, мягкие) навыки, которые соискатель нарабатывает годами. Стрессоустойчивость, целеустремленность, коммуникабельность – это все примеры компетенций, которые напрямую не связаны с профессиональными навыками. Работодателю проще оценить умение работать с программой 1С или создавать коды на Java Script, чем понять, обладает ли кандидат лидерскими качествами и ответственным отношением к делу.

По указанной причине в компаниях принято группировать потребности в сотрудниках исключительно по двум категориям, выделяя главное (hard skill) и второстепенное (soft skill). Но такое разграничение нельзя считать оправданным, поскольку на практике жесткие и мягкие навыки дополняют друг друга. Узнать о том, как подготовиться к собеседованию на вакансию, можно здесь.

 Коммуникация

Transferable- и meta skill

В современной трактовке meta ассоциируется с глобализмом, но применительно к человеческим навыкам он отражает базовые качества индивида. Приверженность идеям, энтузиазм, непредвзятость, стремление осваивать что-то новое и неизведанное – примеры meta skill. Такие компетенции зачастую путают с soft skill, что ошибочно. Meta – это некий формат личностной стратегии поведения, а soft – это тактика, позволяющая применять навык в конкретной ситуации. Например, такие надпрофессиональные навыки как общительность и умение распознавать чужие эмоции базируются на meta skill – технике правильного анализа коммуникации в разных ситуациях.

Принято считать, что мета навыки преимущественно необходимы бизнесменам, руководителям предприятий, топ-менеджерам. Но, в действительности, meta skill нужны каждому человеку, поскольку определяют его внутреннее состояние и качество жизни. Мегакомпетенции необходимы для самосовершенствования в профессии и достижения поставленной цели.

Термин «transferable skill» следует трактовать как «передаваемые» навыки, только не от индивида к индивиду. Такой формат компетенций может переходить из одной специализации в другую. Например, умение работать в Google Docs может пригодиться как копирайтеру, так и помощнику руководителя.

Если перечень жестких навыков в объявлениях от работодателей зачастую помещают в разделе «обязательные требования», список мягких навыков – в «личностные качества», то «передаваемые» компетенции указываются в разделе «желательные (предпочтительные) требования». Например, если кандидат, владеющий иностранным языком, претендует на должность в компании, которая только нацелена выйти на международный рынок, то этот навык будет расцениваться как потенциальный. Полезным для курьера следует считать навык управления транспортным средством, поскольку в перспективе компания может пересмотреть формат работы, и ей не придется искать нового сотрудника, поскольку в штате уже работает человек, обладающий нужной компетенцией.

Management Skill

Management Skill

Управленческими навыками должны обладать все руководители, менеджеры или сотрудники, наделенные функцией администрирования. Через набор мanagement skills они выполняют задачи компании и организуют слаженную работу подчиненных.

Какие же компетенции должен развивать менеджер, занимающий руководящий должность в компании? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

 

Коммуникация

Грамотные управленцы должны не только раздавать приказы подчиненным, но и уметь слушать их просьбы и пожелания. Необходимо находить «общий язык» как с рядовыми сотрудниками, так и с непосредственным начальством, используя как можно больше средств коммуникации (электронная почта, социальные сети, мессенджеры, телефонные звонки, онлайн-встречи).

 

Креативность

Любой управленец обязан уметь анализировать сложные ситуации и находить для них эффективные решения. Зачастую они продуцируются путем нестандартного мышления.

 

Лидерство

Опытный руководитель знает, как мотивировать подчиненных, чтобы они эффективнее работали. Управленец должен быть готов на личном примере показать и доказать, что увеличить производительность труда вполне возможно.

 

Тайм-менеджмент

Управленцы в течение дня получают множество приказов и предписаний. Некоторые технологии, созданные для того, чтобы снизить объем рутины (например, голосовая и электронная почты) и сэкономить время, на практике только увеличивают нагрузку. Необходимо научиться составлять график работы так, чтобы в процессе исполнения должностных обязанностей время распределялось рационально и эффективно.

 

Руководство и надзор

Умение смоделировать ситуацию – важнейшая составляющая мanagement skills. Необходимо научиться брать ответственность на себя и отдавать подчиненным своевременные приказы. Функция надзора может выражаться как в анализе эффективности бизнес-проектов, так и в проверке сотрудников на профпригодность.

Кого работодатель нанимает в штат, чему и как обучает – все это зиждется на фундаментальной системе компетенций. Нет необходимости дифференцировать их на жесткие и мягкие, когда работодатель предусмотрел для каждой должности формат skill-based. Современный мир развивается настолько стремительно, что трудно иметь что-то устоявшееся. Но компании будут и дальше трудоустраивать соискателей разных специальностей и без универсального скилсета (карты навыков) им попросту не обойтись.

Разместить резюме Добавить вакансию