Многие молодые люди, еще проходя обучение в ВУЗе, задумываются, как устроить свою жизнь после получения диплома. Среди молодежи вызывает интерес частный бизнес и предпринимательство. Но как выбрать свою стезю и открыть успешное дело? Своим опытом поделился Александр Шмарин, один из крупнейших перевозчиков города Оренбурга. На его долю приходится почти четверть всех пассажиров города. И чтобы справляться с таким потоком каждый день, нужно приложить много усилий.
– Моя карьера бизнесмена началась почти 19 лет назад, – вспоминает Александр Шмарин. – Но пришел я к этому не сразу, сначала были тяжелые трудовые будни. В 1997 году вернулся из армии. Работу в то время найти было тяжело. После нескольких месяцев поиска все же удалось устроиться простым водителем автобуса. Однако мечта стать бизнесменом не давала покоя. К тому моменту у меня были небольшие накопления, еще часть суммы пришлось занять. Спустя 3 месяца я и купил свой первый автобус – «Кубанец». Он был очень старый, мой ровесник. Правда в него пришлось изрядно вложится, примерно 1/4 от его стоимости ушла на новые запчасти. Возможно, это и не было столь ценным приобретением, как показалось мне на первый взгляд. После того, как отремонтировал, вновь вышел на линию, только уже за рулем собственного автобуса. Вот тогда и началась моя предпринимательская деятельность. Частичку своего первого автобуса храню и сейчас. В то время при покупке любого транспортного средства проще было оформить генеральную доверенность, так сделал и я. И вот ту самую доверенность я храню до сих пор. В моей семье она как некая реликвия, – улыбается бизнесмен.
– Как развивали свой бизнес в дальнейшем? На что делали упор?
– Все поступательно. Можно развивать бизнес по вертикальной схеме, а можно – по горизонтальной. Первое время я придерживался первого варианта. То есть постепенно наращивал свои позиции на рынке, на который изначально и вышел. Только через несколько лет я стал вкладывать средства в разные направления жизнедеятельности города. Но до этого пришлось много потрудиться. После первого автобуса купил еще один, и так постепенно дошел до пяти ПАЗиков.
Дальше начались трудности. Несмотря на то, что я в полной мере почувствовал себя предпринимателем, работать нужно было в разы больше. Водителей было мало, а уж слесарей и механиков и подавно. Если автобус ломался, то вместе с водителем приходилось его чинить. И это в свободное от маршрута время. Устраняли поломки долго, буквально половину ночи. Времени не оставалось не то, что на свои дела, но даже на сон. В итоге – примерно через полгода я понял, что такими темпами в жизни я ничего не добьюсь, а, возможно, еще и потеряю то, что удалось отладить в своей системе.
Начал считать, что мне нужно сделать, чтобы нанять специалистов и полностью создать свою команду. После своих расчетов и советов знающих людей определил, что мне нужно купить еще 5 автобусов, чтобы всего в моем распоряжении их стало 10. Тогда мне хватило бы финансов, чтобы нанять специалистов. Начал занимать деньги, брать кредиты. Тогда и зародилось небольшое предприятие. Сейчас в холдинге около 250 машин и автобусов. Причем теперь компания занимается не только пассажирскими перевозками, но и заказными, дачными и многими другими.
Бизнес развивался достаточно медленно. И вот позади уже 19 лет, – вспоминает предприниматель Александр Шмарин. – Теперь я знаю, что ничто не дается просто так. Мне с самого начала нравилось искать пути решения, когда казалось, что мое дело заходит в тупик. В любом деле перед тобой стоит выбор и только тебе решать, как поступить в конкретной ситуации. Но при этом и вся ответственность ложится на тебя. Со временем работы, денег становилось больше, ширился автопарк. Именно тогда я задумался о расширении бизнеса. Причем после того, как появилось 10 автобусов, я решил, что развивать его буду по горизонтальной схеме. Долгое время не брал во внимание схему муниципальных предприятий. Хотел придумать что-то индивидуальное и стать лучшим в своем деле. Но однажды мне на глаза попалась книга, как сейчас помню, 1984 года. Она так и называлась – управление предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками. Прочитал, почерпнул для себя много нового и интересного. Там был описан стандартный и, надо сказать, достаточно действенный способ развития бизнеса. Тогда я и понял, что, как говорится, не стоит изобретать велосипед. Правда, детали все же приходилось оттачивать на месте. Бизнес пошел в гору.
Однако предприятие строится не только на деньгах и планах. Я считаю, что также важна и сплоченная команда, которой у меня, к сожалению, не было. Вот пример – если требовался сотрудник, принимали первого желающего. Его обязанности до мелочей не прописывались. Тогда я начал лично беседовать с каждым человеком, которого мы собирались принять на работу. Хотя я отдаю себе отчет, что делать это может только директор небольшого предприятия. Постепенно одних сотрудников сменяли другие. Я понял, ничто не может держаться на одном человеке. Такого никогда не было и не будет. Обязательно нужна команда единомышленников. Принимая людей на работу, в том числе мы обращали внимание и на его цели и убеждения: почему он хочет работать именно у нас, со временем сложилась команда единомышленников. Когда находишь людей с такой идеологией, дело движется намного лучше. Благодаря всем этим составляющим и образовался целый холдинг. Теперь в нашей компании примерно 500 сотрудников. Однако все это нужно поддерживать.
– Какие мероприятия проводятся в компании, чтобы коллектив оставался сплоченным?
– Это и корпоративные вечеринки, хотя о них было много разных мнений, и различные тематические вечера или выезды на природу. Очень хорошо воспринимаются командные игры: волейбол, пейнтбол. Собрать весь коллектив вместе при нашей работе невозможно. Какая-то часть сотрудников все равно должна находиться на рабочем месте. Иначе пассажиры не смогут добраться туда, куда им нужно. Не спорю, нужно уметь работать, но для этого нужно уметь и отдыхать. Также, на мой взгляд, в компании важна обратная связь. Ведь своих подчиненных надо слушать, а потом полученную информацию анализировать. Если это жалобы, то в них необходимо разобраться. Если предложения, то сначала рассмотреть, подумать, принесет ли оно пользу компании, а не отвергать сразу. Начальник просто обязан общаться со своим коллективом, – считает оренбургский предприниматель Александр Шмарин. – А если окружить себя несколькими заместителями, толку не будет. Я считаю, что в этом и заключается предпринимательская жилка.
– Сейчас по всей стране прокатилась волна сокращений. Ждет ли это и ваших сотрудников?
– У нас сокращений не предвидится, в этом году точно. У компании стабильный доход, и отказываться от кадров мы не можем. Наоборот, штат придется увеличить. Также не планируем отказываться и от социальной программы – это новогодние подарки для детей сотрудников, оплачиваемые поездки в санатории области для тех работников, которые отличились в минувшем году. Все это останется.
– Как компания закончила работу в 2015 году, и какие планы на 2016?
– Под Новый год мы решили сделать сюрприз нашим пассажирам. С 25 декабря в каждом автобусе наших маршрутов маленьких горожан поздравлял с предстоящим праздником Дед Мороз. Просил рассказать стихотворение, за это давал небольшие сувениры: магнитики, елочные игрушки и конфеты. Средств потратили не очень много, зато подарили оренбуржцам праздничное настроение.
На этот год у нас много планов. Часть автобусов придется заменить – на ремонт уйдет слишком много денег. Также запланировали небольшую модернизацию. Часть автобусов еще не оснащена системой «Глонасс», также необходимо пополнить штат сотрудников.
Мне бы хотелось дать наставление начинающим предпринимателям, и тем, кто только планирует окунуться в это дело. Многие считают, что главная проблема – найти стартовый капитал. Но в первую очередь должны быть не деньги, а мечта. Если нет мечты и готовности, чтобы ее исполнить, вряд ли что-то получится. Также в самом начале своего дела нужно поставить для себя цель, к которой стоит стремиться. И третье правило, которое я вывел для себя – без труда не вынешь и рыбку из пруда. Хотелось бы, конечно, получить все и сразу, но такое бывает не часто. А даже если первые успехи приходят быстро и без особых усилий, это не значит, что дело будет успешно развиваться, а сам человек сможет считать себя успешным предпринимателем.
Такой интересный вывод сделал оренбургский предприниматель Александр Шмарин, создав за 19 лет сплоченную команду и приличный автопарк для грузовых и пассажирских перевозок.
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию