Аналитические материалы Практикум HR-менеджмента Работодателям Совет HR-консультанта Управление персоналом

Как проверить конфликтность кандидата на вакансию?

Конфликт

Слово «конфликт» вызывает у многих людей чувство тревоги, но это часть человеческого опыта. Конфликт неизбежен, но мы можем лучше справляться с разногласиями, недопониманием и борьбой на рабочем месте, когда он действительно возникает.

Типы конфликтов

Конфликт может возникнуть по разным причинам. Обычно конфликты, с которыми вы сталкиваетесь на рабочем месте, относятся к одному из 7 типов.

Структура

Проблемы со способом создания ситуации (например, кто участвует, географические и физические отношения, неравные полномочия, влияние основных процессов, внешних событий).

Например, структурными причинами конфликта могут быть такие вещи, как трудности с установлением времени для встреч с коллегами, которые находятся в разных часовых поясах; один человек думает, что он «главный», но другие члены группы не согласны; уходит много времени на реализацию, поэтому сложно выполнить работу вовремя.

Отношение

Конфликт в отношениях часто является причиной конфликта из-за плохого общения, стереотипов, неправильных представлений и нехватки времени.

Например, триггеры отношений для конфликта напоминают следующие сценарии:

  • пара членов группы не отвечает своевременно на электронные письма, задерживая других;
  • кто-то предполагает, что инвалидность определенного человека не позволяет ему участвовать в проекте, не спрашивая человека;
  • супервизор продвигает крайний срок, так что группа испытывает нехватку времени.

Взаимодействие

Некоторые люди не развили свои навыки взаимодействия с другими. Это может быть источником конфликта, особенно когда одни потребности не удовлетворяются другими. Проблемы взаимодействия могут привести к негативным реакциям, таким как избегание и нападение.

Например, триггеры взаимодействия могут возникать, когда одинокий работник должен работать в культуре, ориентированной на команду, или когда работник не осознает, что его плохие навыки управления временем влияют на способность команды завершить проект вовремя.

Ценный сотрудник

Ценности и идентичность

У всех нас разные ценности и представления. Когда они не совпадают в рамках рабочей группы или когда им бросают вызов, они могут вызвать конфликт.

Например, триггеры ценностей и идентичности могут возникать, когда коллега говорит другому, что его метод «неправильный». Или когда работник отказывается работать над проектом, потому что он не соответствует его личным убеждениям (т.е. политические или религиозные взгляды человека).

Данные

Отсутствие информации или противоречивая информация вызывают серьезные конфликты на рабочем месте.

Например, триггеры данных могут возникать в том случае, когда менеджер сообщил подчиненному, каковы результаты проекта, но другой член команды получил инструкции от другого менеджера с иным набором целей.

Культура

Культурный конфликт возникает, когда возникает недопонимание групповых норм, путаница в отношении языка и стилей общения или отсутствует базовое доверие.

Например, культурные триггеры могут возникать, когда новый сотрудник приходит на рабочее место, где деловая культура отличается от той, которую он покинул. Или когда люди из разных культур работают в одной команде, но неправильно понимают значения из-за языкового барьера.

Работодатель

Тактика работодателя

Смоделируйте конфликт в процессе собеседования. Задавайте сложные вопросы, которые заставят кандидата занять оборонительную позицию или немного раздражать. Не проявляйте чрезмерной агрессии, потому что тогда они решат, что вы придурок.

Никогда не задавайте вопросов вроде «Как вы справляетесь с конфликтом?» Мыслящие кандидаты предполагают, что вы отбираете людей, которые хорошо справляются с конфликтами. Они, конечно же, скажут, что умеют справляться.

Вместо этого создайте конфликт в интервью и посмотрите, как они отреагируют. Если замечаете, что они теряют самообладание, значит, у вас есть кто-то, кто слабоват в разрешении конфликтов.

То же, если они просто полностью отключились. Они находятся на другом конце спектра и предпочитают избегать конфликтов. Разрешение конфликтов — дело непростое, и никто не справляется с этим как следует. Когда вы запускаете у человека стрессовую реакцию борьбы или бегства, все сдаются и выглядят не блестяще.

Вам нужен профессионал, который сможет долго выдерживать стрессовую реакцию борьбы или бегства. Не многие профессионалы так могут. На работе бывают разные типы конфликтов, но реакция всегда должна демонстрировать дипломатический подход.

 

Как отвечать на вопросы собеседования по разрешению конфликтов

Четко объясните, насколько хорошо вы справляетесь с конфликтами на работе.

 

Никто не любит конфликтов, особенно на работе. Но  разногласия между коллегами неизбежны, и очень важно показать потенциальным работодателям, что вы хорошо разбираетесь в разрешении конфликтов. Очевидно, что не все в вашей карьере будет легко, будь то столкновение с человеком, который украл ваш обед из офисного холодильника, или переговоры о заключении нового контракта с клиентами, или обсуждение нового предложения о работе. В среде, столь разнообразной, как современное рабочее пространство, будут различия во взглядах и поведении. Работодатели должны быть уверены, что вы хорошо ладите с другими.

Разрешение конфликтов это лишь одно из многих препятствий, с которыми вы сталкиваетесь на рабочем месте. Вот 5 общих вопросов, которые менеджеры по найму задают, чтобы оценить способность урегулировать разногласия.

ВОПРОС 1: Как вы справляетесь с конфликтом?

Начните с того, что сделайте акцент на общении и уважении как средствах разрешения конфликтов. Например: «Я всегда отвожу человека в сторону и обсуждаю проблему наедине. Я внимательно слушаю, чтобы убедиться, что понимаю точку зрения другого человека, и я работаю с этим человеком, чтобы вместе разработать решение». Подчеркните, что даже если вы оба не полностью согласны с конечным результатом, вы пытались хотя бы пойти навстречу друг другу.

ВОПРОС 2: Расскажите мне о случае, когда у вас была проблема с коллегой

Сосредоточьте свой ответ на фактах, а не обвиняйте другого человека. Вместо того, чтобы говорить: «Пётр был таким бездельником», просто объясните ситуацию и шаги, которые вы предприняли для решения проблемы: «По крайней мере, в трех случаях Пётр пропускал дедлайны, что отодвигало производственный график. После того, как я обсудил это, мы вместе нашли способ улучшить систему рабочего процесса».

ВОПРОС 3: Расскажите мне о случае, когда вы не соглашались со своим начальником

Начните свой ответ с признания сложности ситуации: «Непросто противостоять менеджеру, но я понял, что это нужно делать иногда».

 

Затем выберите случай, который показывает, что вы уважаете мнение своего начальника: «Когда мой начальник предложил изменить наш коммерческий шаг на новых клиентов, мы выяснили, что не работает, и вместе создали новую стратегию».

ВОПРОС 4: Как вы справляетесь с разногласиями во мнениях при работе в команде?

Разрешение конфликтов часто является коллективным усилием. Менеджеры по найму хотят услышать, что вы цените разнообразие мнений и понимаете, как разные точки зрения могут способствовать лучшему решению, чем если бы все сразу же согласились друг с другом.

Таким образом, ваш ответ на этот вопрос должен указывать на то, что вы приветствуете альтернативные точки зрения: «Я всегда ценю разные точки зрения от моей собственной. Когда кто-то выражает другое мнение, я внимательно слушаю, что говорит человек, и использую эту обратную связь».

ВОПРОС 5: Расскажите мне о случае, когда вам пришлось отвечать недовольному покупателю или клиенту.

Покажите, что вы готовы сделать все возможное, чтобы сделать клиентов счастливыми. Это демонстрирует, что вы понимаете ценность обслуживания клиентов.

Как и в случае с другими вопросами поведенческого интервью, ответ должен быть сосредоточен на положительном результате: «Вот как я снизил эскалацию ситуации и сделал клиента счастливым в будущем».

 

Покажите менеджерам по найму, что у вас нет раздутого эго. Такое отношение не только хорошо послужит на рабочем месте, но также улучшит нерабочие отношения.

Научившись мирно сосуществовать с коллегами, вы далеко пойдёте.

Разместить резюме Добавить вакансию