Аналитические материалы

Социальные причины снижения прожиточного минимума в России

Около месяца назад, премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому прожиточный минимум, рассчитанный на 4 квартал 2015 года, снизился почти на 2,3%. Для рядового потребителя, на первый взгляд, такое решение может выглядеть парадоксальным и даже вызывающим. Особенно в условиях современных российских кризисных реалий и с учетом постоянного роста цен и инфляции. Социальное недовольство такими снижениями подогревается выводами разного рода аналитиков и экспертов, утверждающих о несоответствии прожиточного минимума реальным условиям жизни в РФ.

Однако, по мнению властей, такому понижению стоимости минимального набора для обеспечения жизнедеятельности граждан, есть вполне себе объективное оправдание. Кто в этой ситуации прав? Что действительно стоит за такими изменениями и что вообще представляет собой российский прожиточный минимум? Карьерист.ру поможет посетителям портала ответить на эти вопросы.

Каждому по потребностям

Необходимость и обязательность ежеквартального определения прожиточного минимума закреплена Федеральным законом № 134 от 24.10.97г., согласно положениям которого, этот самый минимум – это стоимостное выражение дохода гражданина, который необходим ему для обеспечения потребительской корзины.

В свою очередь, потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для сохранения здоровья гражданина и обеспечения его жизнедеятельности.

Как и прожиточный минимум, потребительская корзина определяется как в целом по РФ, так и в субъектах федерации.

Согласно Федеральному закону № 227 от 03.12.2012г., потребительскую корзину среднестатистического трудоспособного гражданина составляют 126 кг хлебных продуктов, 100 кг картофеля, 114 кг других овощей, 60 кг фруктов, 23 кг сахара, 58 кг мяса, 18 кг рыбы, 290 л молока, а также яйца, масло и прочие продукты. Стоимостное выражение непродовольственных товаров и услуг устанавливаются в качестве соотношения к стоимости продуктов – по 50%.

Таким образом, размер прожиточного минимума составляют 50% – продукты питания, 25% – непродовольственные товары, 25% – коммунальные услуги.

Сам размер прожиточного минимума определяется исходя из средних потребительских цен по РФ на продукты, входящие в потребительскую корзину, которые рассчитываются и публикуются Росстатом.

Основное предназначение прожиточного минимума (по крайней мере, нормативно), это оценка уровня жизни населения, обоснование минимального размера оплаты труда и пенсии, а также формирование федерального бюджета, с учетом социальной нагрузки.

Кроме этого, прожиточный минимум, установленный в субъектах федерации, влияет на:

  • Размер доплат к пенсии и соцвыплатам. Так, если федеральные и региональные пенсии и соцвыплаты не достигают уровня прожиточного минимума, то получающему пособие и пенсию автоматически устанавливается доплата до этого минимума.
  • Детские пособия. От размера прожиточного минимума зависит размер детского пособия, выплачиваемого малоимущим семьям, где среднедушевой доход не превышает указанной величины ПМ. Если доход превышает уровень минимума, право на пособие, соответственно, теряется.
  • Пособие малоимущим. При изменении размера прожиточного минимума пересчитывается размер пособия малоимущим, чей доход ниже такого минимума.
  • Размер минимальной зарплаты. Формально, согласно ст. 133 ТК, размер МРОТ не может быть установлен ниже прожиточного минимума. Уравнивание этих величин для соблюдения данной нормы предполагается сделать до октября 2017 года.

Обратим внимание, что после мартовского понижения на 2,3%, прожиточный минимум на трудоспособного гражданина снизился с 9673 до 9452 рублей.

Версия правительства

Несмотря на волну возмущений, правительство, в лице Министра труда и соцзащиты Максима Топилина, вполне законно обосновало понижение прожиточного минимума. Так, на сайте ведомства было обнародовано разъяснение, согласно которому, снижение прожиточного минимума стало следствием удешевления некоторых продуктов питания в 4 квартале 2015 года.

В частности, по приведенным Росстатом данным, стоимость картофеля снизилась на 35%, цена белокачанной капусты упала на 30%, а морковь и вовсе подешевела на 40%. И поскольку эти и некоторые другие продукты, которые также подешевели, составляют около 30% продуктовой корзины, их удешевление неминуемо приводит к уменьшению прожиточного минимума в целом по России. Очевидно, что такие снижения следует ожидать и в регионах, где он устанавливается властями субъектов федерации самостоятельно.

По мнению Татьяны Малевой, директора института соцанализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы, такое удешевление вовсе не связано с улучшением ситуации в стране. Она считает, что в конце прошлого года для большинства россиян стало очевидным то, что кризис затягивается, а это заставило наших сограждан меньше тратить. И именно сокращение потребления стало для производителей и ритейлеров «стимулом» понижать цены, что и повлекло за собой снижение общероссийского прожиточного минимума.

В то же время, по мнению профессора высшей школы экономики Игоря Алексеева, снижение стало следствием несовершенства методики расчета минимальной потребительской корзины. Он считает, что ее определение по стоимости самых доступных продуктов неверно, поскольку уровень благосостояния граждан в большей степени определяется по иным товарам, цены на которые постоянно растут. Закладывая в потребительскую корзину стоимость самых доступных вещей, власти, таким образом, оставляют себе «поле для маневров».

Разъясняя такое решение на своем портале, Минтруда акцентировало внимание на том, что установленная Правительством величина прожиточного минимума, не влияет на размер социальных выплат. Последние рассчитываются исходя из установленных размеров ПМ в субъектах федерации. Таким образом, снижение данного показателя в целом по России носит чисто теоретический и ориентировочный характер, и какого-либо прикладного значения не имеет.

Сдерживание прожиточного минимума, для постепенного уравнивания его с МРОТ

Скрытые сценарии

Однако многие независимые эксперты придерживаются совершенно другого мнения. В частности, снижение прожиточного минимума формально понизит уровень живущих за гранью бедности, число которых за последний год повысилось на 15% и достигло 19 млн. человек. А это не просто благоприятно скажется на предвыборных рейтингах правящей партии перед предстоящими думскими выборами, но и лишит многих социальных пособий.

Кроме прочего, это существенно понизит нагрузку на региональные бюджеты, которые, из-за кризиса и низких цен на нефть находятся в достаточно плачевном состоянии – 76 субъектов федерации по итогам 2015 года имели бюджетный дефицит, а их общий долг составил более 2,66 триллионов рублей, что равно примерно 3,3% всего ВВП России.

Так, понижение общероссийского прожиточного минимума неминуемо повлечет понижение региональных показателей, которые, в свою очередь, уже влияют на размеры и сами факты назначения социальных выплат. Таким образом, это позволит существенно сократить расходы федеральных бюджетов на соцвыплаты.

Так, по словам Натальи Зубаревич, представителя Независимого института социальной политики, любое снижение прожиточного минимума снижает и черту бедности. Около этой черты концентрируется довольно большая группа населения, и даже небольшие подвижки оставляют «за бортом» и лишают достаточно большое количество наших сограждан социальной помощи.

Такими методами, власти пытаются переложить часть социальных расходов на население, когда возможности федерального центра оказывать целевую региональную поддержку ограничены.

Безусловно, такое решение, особенно в преддверии выборов никак нельзя назвать популярным. Такие методы экономии, независимо от того, чем они вызваны, особенно жестко отразятся на самых незащищенных слоях населения, таких как пенсионеры, малоимущие и те, кто получают субсидии на ЖКХ от государства. Однако, иного способа снижения социальной нагрузки на регионы, которые в кризисных условиях терпят колоссальные убытки, к сожалению, пока не нашлось.

К тому же нужно учитывать, что показатели прожиточного минимума не дают объективных данных о благосостоянии россиян. Даже при незначительном изменении на 200-300 рублей, число номинально бедных резко изменяется, а вот уровень их жизни совершенно нет.

В любом случае данные меры, даже если бы они были поданы прямо, в качестве реального снижения социальной нагрузки, в некоторой степени, но оправданы. Региональные бюджеты действительно в ужасном состоянии. А кроме того его также можно считать первым шагом к сдерживанию прожиточного минимума, для постепенного уравнивания его с МРОТ и выполнения, наконец, норм трудового законодательства, заложенных десятки лет назад.

Другой вопрос, что государство не нашло иных инструментов стабилизации бюджетов и в принципе, выхода из сложившейся кризисной ситуации, чем лишить поддержки самых нуждающихся. Однако это все догадки – если касаться сухих цифр, то общероссийский прожиточный минимум, не более чем статистический показатель.

 

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию