В середине декабря, проводя свою ежегодную большую пресс-конференцию, президент страны Владимир Путин отметил, что каких-либо «налоговых преобразований» до конца 2018 года ждать не стоит. Более того, президент выразил готовность несколько «упростить жизнь» гражданам. Им, в частности, была предложена налоговая амнистия для физических лиц и ИП по отдельным видам налоговых задолженностей. Сказано – сделано. На данный момент парламент уже успел принять итоговый вариант проекта закона, которым россиянам прощаются налоговые долги. Это, мол, не отвечает интересам ни граждан, ни государства.
Изначально заявлялось, что амнистия коснется 50 млн россиян и затронет долги на общую сумму в 60 млрд рублей. Позже в Госдуме отметили, что сума списанных долгов превысит уже 150 млрд рублей. Согласно принятому парламентом документу, амнистия будет запущена уже в будущем году.
Кого и чего коснется
Президентские предложения, особенно если они высказаны публично, всегда входили в число наиболее приоритетных задач для любого чиновника, и целый парламент не станет тому исключением. Менее чем через неделю, после большой президентской пресс-конференции парламент успел принять в третьем чтении итоговую редакцию проекта закона о налоговой амнистии по налоговым задолженностям, образованным на 01.01.2015 года. Формальное авторство документа ожидаемо приписывают единороссам, в частности, главе думского комитета по бюджету и налогам Андрею Макарову.
В число «прощенных» президентом долгов вошли налоговые задолженности по имущественным налогам для рядовых граждан, налоговые и страховые долги для предпринимателей, а также долги по подоходному налогу, начисленному в результате списания кредитных и иных задолженностей. Кроме этого, парламент принял и президентскую инициативу в части освобождения некоторых льготных категорий россиян от земельного налога «на 6 соток земли» – его получат старики, граждане, имеющие ветеранский статус и статус инвалида. К слову, предоставить подобное прощение льготным категориям населения предлагалось и ранее, однако такие идеи не находили поддержки в кабинете министров.
Кроме прочего, президент анонсировал перераспределение налоговых поступлений из центра в регионы, а также ограничение налоговой нагрузки для бизнеса. Обычно такие идеи немного позже приобретают форму президентских поручений, хотя в отличие от налоговой амнистии, дело до них пока не дошло. Да и у регионов полномочий уже более чем предостаточно, а перераспределение налоговых поступлений в российских условиях нередко приводит к частичному недофинансированию целых направлений. Яркий пример – майские указы, выполнить которые, несмотря на дедлайны, не удалось ни одному из российских регионов.
Не безнадежные
После принятия президентской инициативы в парламенте, многие посчитали, что это шаг по списанию «безнадежных» долгов, которые якобы невозможно взыскать. Сам президент же на пресс-конференции ни слова не говорил про безнадежность. Однако некоторые из них в риторике первого лица все же получили клише «бессмысленных» и «несправедливых». Речь шла о налогах, насчитанных на банкротов при списании им кредитных и иных задолженностей перед банками и иными финансовыми организациями. Дело в том, что сейчас, когда банки, телекоммуникационные компании, коммунальники и иные организации списывают должникам долги, налоговое законодательство воспринимает это как условный доход гражданина. Естественно, налогооблагаемый. Получается ситуация: только освободившись от старых долгов, человек приобретает новые, но уже перед налоговиками. Понятно, почему многим это кажется несправедливым.
Впрочем, вместо полноценного отказа от такой нормы в законодательстве, парламентарии предпочитают постоянно списывать возникающие долги. Так было и в этот раз: долги по НДФЛ, начисленному на списанные долги были списаны лишь за период 2015-2017 год. Те долги, которые будут начислены, начиная с 01.12.2017, списывать депутаты не намерены.
Многие депутаты поддержали риторику президента, назвав амнистию не списанием безнадежных долгов, а неким актом справедливости. Мол, списаны будут долги, которые в теории можно взыскать, но это будет несправедливо. Как Макаров рассказал в интервью «ТАСС», среди общего объема задолженности, которая, на минуточку, превышает 150 млрд рублей, лишь 30% безнадежной. Поэтому налоговая амнистия, это не списание, а взывание к справедливости. Мол, таким образом президент закладывает основу новой, справедливой системы налогообложения. Почему в таком случае депутаты списывают задолженность лишь по декабрь 2017 года, продолжая порождать несправедливую задолженность в будущем, парламентарий не объяснил.
Перед выборами
Большинство аналитиков вполне оправданно приняли налоговую амнистию в качестве старта предвыборной кампании от президента. Тем более что такой шаг – не первый за все время нахождения Владимира Путина у власти. 6 лет россияне получили аналогичную амнистию. Но тогда она составляла лишь 36 млрд рублей. Сегодня же, судя по заявлениям чиновников, россиянам готовы простить в 5 раз больше. По словам главы думского комитета по финансам Анатолия Аксакова, в большей мере это как раз безнадежная задолженность, критически относясь к риторике Макарова. По мнению Аксакова, насчитанная задолженность создает проблемы и расходы для налоговых органов, поэтому ее проще списать, чем взыскать.
Разговоры о налоговой реформе шли на протяжении всего последнего года. Долгое время обсуждался так называемый налоговый маневр, однако после слов президента о его преждевременности, пыл последователей таких идей несколько стих. Тем не менее эксперты не исключают, что после выборов ситуация может существенно измениться. Некоторые даже пророчат рост фискальной нагрузки, чего тоже нельзя исключать – все зависит от будущего состава кабинета министров.
Разместить резюме Добавить вакансию