Разговоры про неэффективность 8-часового рабочего дня точатся на протяжении последних нескольких лет все активнее. Некоторые прогнозируют, что люди будут работать 4 дня в неделю по 4 часа, другие ставят наглядные эксперименты, предоставляя работникам меньше, но продуктивнее работать, а третьи и вообще попросту отправляются на сиесту, не задумываясь ни о чем. Людям, очевидно, уже настолько надоел этот пережиток корпоративного прошлого, что многие даже готовы отказаться от более высокой зарплаты ради личной свободы, которая без доли сомнений уже стала настоящим духом времени современности.
Безусловно, есть масса рабочих мест, на которые люди ходят и работают на них с удовольствием. Но то, что 8-часовой рабочий день, который был введен еще в начале XX века, себя изжил – это очевидный факт. Доказательством тому является масса исследований, доказывающих неэффективность существующей системы нормирования рабочего времени. Сегодня в качестве очередного доказательства мы предлагаем рассмотреть мысли индийского писателя, успешного менеджера и бизнес-тренера Srinivas Rao. Он нашел как минимум 7 причин, по которым пора отказаться от стандартного рабочего дня.
8-часовой рабочий день устарел
Как ни крути, но 8-часовой рабочий день стал побочным последствием индустриального развития цивилизованного человечества. Фабричное производство промышленных деталей и иные процессы, происходящие на крупных предприятиях, не требовали глубокой мыслительной работы и уж тем более применения творчества или креатива. В силу этого максимизация производительности работников посредством повышения длительности их работы до того предела, пока это серьезно не отразится на его здоровье, представляется весьма логичной. Для качественной адаптации людей начинали готовить к такому труду еще с маленького.
Например, если занятия в общеобразовательных организациях заканчивались после обеда, то большинство учеников осознанно направляют на дополнительные занятия. Это позволяет подготовить детей к режиму, когда на протяжении всего дня – от 8-9 утра до 5-6 часов вечера, они остаются на одном месте. И для времен, когда 8-часовой рабочий день только вводился, а большинство людей трудилось на промышленных производствах и фабриках, такой подход оправдан. Проблема лишь в том, что с конца промышленной революции прошло не меньше половины столетия.
Мощность мозга не позволяет работать «головой» более 2-х часов подряд
Шведский психолог Андерс Эрикссон из Университета штата Флориды, изучавший некогда профессиональные способности специалистов из разных отраслей, пришел к выводу, что лучшие исполнители не в состоянии выдерживать интенсивную умственную работу и быть сосредоточенным на протяжении более чем 2-х часов. Если 2-мя часами ограничиваются возможности лучших работников, каким образом обычные работники должны продуктивно трудиться на протяжении 8-ми часов?! Похоже, никаким. Сринивас Рао считает, что в определенный момент продуктивность наших усилий, сколько бы мы их ни прикладывали, падает как количественно, так и качественно.
Экономисты называют это законом убывающей отдачи. Актуально это и для привычного рабочего дня, ведь далеко не все рабочие часы одинаково актуальны и продуктивны для работы. Это прослеживается практически во всех отраслях профессиональной деятельности. Вы наверняка тоже неоднократно замечали, что первые 2-3 часа работы в день являются наиболее продуктивными, а последние 2-3 часа, наоборот, оказываются самыми бесполезными.
Каждый человек имеет свой пик продуктивности
Стив Магнесс из Хьюстонского университета уверяет, что при выполнении сложных и ответственных задач, пик продуктивности достигается у всех людей по-разному: кто-то лучше работает в начале дня, кто-то в конце. Эти особенности объясняются уникальностью биоритмов каждого человека: выделение необходимых для продуктивности гормонов происходит у всех в разное время. Естественно таковых особенностей каждого человека 8-часовой рабочий день учесть не в состоянии. Ведь вовсе не секрет, что некоторые люди без проблем просыпаются в 6 утра, а другие и в 9 не в состоянии открыть глаза и продуктивно работать.
Очевидно, что концепция 8-часового рабочего дня уже устарела, так как она не позволяет учесть индивидуальных особенностей и человеческих биоритмов. В итоге лишь единицам удается показать себя на работе наиболее продуктивно. По мнению Рао, вполне вероятно, что именно из-за того, что всем приходится постоянно находиться на работе на протяжении конкретных 8 часов, многие вообще не в состоянии раскрыть собственный потенциал. Им, вероятно, нужно или менять работу, или сферу деятельности.
Качество использования рабочего времени важнее его количества
Как ни странно, но мы привыкли связывать производительность нашего труда и время, потраченное на него. Сложно сказать почему, но человечество умудрилось породить стереотип, по которому качество результатов наших усилий пропорционально количеству времени, потраченному на их достижение. Но так бывает лишь в воображаемой реальности – в жизни же, как утверждает Рао, все отнюдь не так. Писатель уверен, что целенаправленное посвящение себя труду на протяжении лишь одного часа в день, позволяет в итоге добиться куда больших результатов.
По его мнению, интенсивность вашей работы и сосредоточенность на выполнении конкретной задачи имеет куда больше смысла, чем время, потраченное на ее выполнение. В условиях, когда цифровая экономика превалирует в жизни планеты, а результатом труда все чаще становится контент и нематериальный продукт, глупо оценивать работу человека и его производительность по количеству времени, которое он потратит, просиживая штаны в офисе. Конечно, многие работодатели прикладывают массу усилий, дабы повысить продуктивность работников на протяжении дня. Однако это мелочь, в сравнении с продуктивным использованием способностей человека, привязывая его к биоритмам.
Сила воли истощается
В течение 8-часового рабочего дня людям приходится принимать столько важных решений, что их запас воли и прочности вообще что-либо решать к концу дня полностью иссякает. Человеческий организм не железный, и если в процессе исполнения своего служебного долга на него возлагается определенная ответственность, он имеет свойство уставать куда быстрее, чем обычно. А следовательно, падает и качество принимаемых им решений, что в итоге отражается на итоговом результате. Ярким примером того является результат исследования социального психолога Roy Baumeister из Университета штата Флорида.
Он провел анализ работы сотен американских судей, которые рассматривали дела о досрочном освобождении осужденных лиц. Так вот те, чьи судьбы рассматривались до обеденного перерыва, куда чаще получали положительные решения и были освобождены из-под стражи, чем те, чьи дела рассматривались после обеденного перерыва. Как объясняет сам Баумайстер, причиной такого поведения работников Фемиды становилась переутомление и слом силы воли. До обеденного перерыва они выносили огромное количество действительно волевых решений, противоречащих просьбам прокуроров. После же обеда запас их воли иссякал. Каков рецепт сохранения воли в таком случае? Ограничение количества принимаемых решений и превращение их в банальную рутину.
Вдохновение не посещает за рабочим столом
Американский экономист, писатель и специалист в области информационных технологий Seth Godin, считает, что максимизация труда уже перестала иметь значение в условиях нынешней экономической реальности. Теперь вместо количественных показателей центральное место среди результатов труда занимает творчество и инновационная деятельность. А достичь результатов в них, как известно, невозможно без вдохновения. А вдохновение, в свою очередь, вряд ли посещает вам, когда вы на протяжении 8 часов к ряду просиживаете за монитором своего рабочего компьютера…
Рао уверяет, что ни одна из его удачных идей как писателя ни приходила к нему в тот момент, когда он пытался работать. Куда больше вдохновения ему давали занятия вообще не связанные с работой – хобби, спортивные развлечения, активный отдых или вечерние прогулки по пляжу. Вдохновение является результатом нашей жизнедеятельности за пределами рабочего места, а хорошие идеи – результатом выдержанности и осмысления в нерабочее время. По словам доктора Srini Pillay из Университета Гарварда, вдохновение может стать результатом не только полета мыслей, но и полета тела.
Занятость и продуктивность смешиваются
Как утверждает преподаватель Массачусетского технологического университета Cal Newport, умственная работа – это не фабричная линия сборки продукции, а процесс извлечения результата из информации, и данный процесс скорее противоречит занятости, чем поддерживается ей. Еще до начала своей писательской карьеры Рао работал менеджером по работе с клиентами в обычной компании. Уже собравшись менять свою жизнь и зная точную дату увольнения, примерно за 3 недели до этого ученый решил поставить эксперимент: он решил перестать тратить рабочее время на работу – все равно терять уже было нечего. Так, практически весь свой рабочий день Рао смотрел сериалы, тратя лишь 1,5 часа на ответы по электронной почте и запросы.
До того как будущий писатель решил уйти с работы, он участвовал в программе повышения производительности, учрежденной работодателем. Но, как ни странно, первые похвалы от начальства он получил лишь после того, как фактически перестал работать. Он считает это отличным примером того, как люди умудряются путать занятость и продуктивность. Как гласит Первый закон Паркинсона, работа заполняет время, отпущенное на нее. Проще говоря, работа будет занимать весь срок, который работник выделил на нее, а следовательно, если у работника есть определенный объем работы и 8 фиксированных рабочих часов, он будет делать эту работу все 8 часов. Даже если на практике ее можно выполнить за 4. Так если мы можем быть эффективнее, делая при этом меньше, возможно, стоит попробовать?!
Разместить резюме Добавить вакансию