В 2017 году Россия достигла финишной прямой на пути к выполнению «майских указов» – до дедлайна, установленного президентом, осталось менее 1 года. Но степень выполнения поручений главы государства оставляет желать лучшего – зарплаты бюджетников явно отстают от графика, а в некоторых отраслях даже откровенно падают. Например, по данным Росстата на осень 2016 года, зарплаты врачей составляли 136% от средней зарплаты по стране, хотя к концу текущего года в региональном разрезе должны достичь 200-процентного показателя. Но по данным социологов, такие данные Росстата слишком уж оптимистичны и даже преувеличены – большинство врачей, если не учитывать подработки, получает не больше 80% от средней зарплаты по стране. Получается, что рост существует только лишь на бумаге.
Несмотря на установленную 40-часовую неделю, 30% врачей работает больше 40 часов, а 20% – более 60 часов. Причем далеко не всегда это добровольная подработка – распространены случаи, что этого требует клятва Гиппократа, а переработки нигде не отображаются, ввиду чего не подлежат оплате. А при таком режиме работы многим приходится идти еще и на официальные подработки, ведь для многих врачей зарплата – единственный источник пополнения семейного бюджета.
Вопросы статистики
Такие результаты исследования получила Академия труда (АТИСО) в рамках проведенного социологами опроса, в котором приняли участие 1,5 тыс. медработников из 15 регионов страны. Приведенные данные относительно рабочего времени отражают лишь показатели по основному месту работы – не секрет, что большинство врачей согласны на подработки, которые увеличивают продолжительность их рабочей недели более чем на треть. Так, по данным аналитиков, численность врачей, работающих свыше 60 часов, достигает 41%. 40-60 часов приходится работать 32% респондентов, и только четверть врачей утверждает, что их рабочая неделя не выходит за рамки 40 часов. Очевидно, что такое трудовое усердие сотрудников в белых халатах – мера необходимости, ведь жить на врачебный оклад по основному месту работы трудно даже самому, о содержании семьи речь не идет и вовсе.
Как отмечает Александр Сафонов из АТИСО, чьи слова приводит «Российская газета», получить повышенный результат помогли нюансы методологии подсчета, когда при подсчете средней зарплаты начали учитывать доходы частников и работников ИП, что существенно занизило средний уровень зарплаты – с 34 до 30,7 тыс. рублей по стране, и в результате повысило процентное соотношение с официальной средней зарплатой медиков. Тем не менее в реальности цифры были куда скуднее.
В частности, согласно проведенному Академией труда опросу, на конец 2016 года средняя зарплата медицинских работников по основному месту работы не дотягивала даже до 22 тыс. рублей. С учетом подработок – 28,5 тыс. рублей. Если брать отдельно врачей, то их зарплата по основному месту составляла на конец года около 26 тыс. рублей, с подработками – 36 тыс. рублей. При этом медработники среднего и младшего уровня находятся в гораздо худшей ситуации, ведь их средний доход составляет около 18-22 тыс. рублей. Впрочем, средние показатели существенно разнятся в окружном разрезе. В частности если сравнивать показатели лидера (Дальневосточного ФО) и аутсайдера по врачебным зарплатам (Северо-Кавказский ФО), то разница, в зависимости от специализации работника, составит 1,8-2 раза.
Спасает совместительство
Исследование АТИСО показало, что отечественная медицина содержит больше бедняков, зарабатывающих меньше прожиточного минимума, чем в целом по стране – 15,5% медработников получает менее 10,6 тыс. рублей, в то время как в экономике таковых всего 12%. При этом разрыв 10% самых низкооплачиваемых и 10% самых высокооплачиваемых оказался 10-кратным, в то время как по стране в целом он составляет почти 15%. Хотя само наличие такой существенной дифференциации удручает. Немудрено, что число медиков, которых удовлетворяет их зарплата по основному месту работы, не превышает 3% – это, очевидно, главврачи, заведующие отделениями и прочее высшее руководство. Для большинства же, независимо от квалификационной и профессиональной категории, уровень оплаты труда считается неудовлетворительным – это отмечают все, кто получает оклад в диапазоне 10-40 тыс. рублей.
Те медики, чья зарплата находится на относительно низком уровне, предпочитают подрабатывать в сферах, далеких от медицины – как правило, это молодые врачи. Квалифицированные доктора, как медицинские сестры и фельдшеры, оформляют совместительство по основному профилю, часто в том же медицинском учреждении. Санитарки часто выступают в роли сиделок или же подрабатывают уборщицами. Но независимо от квалификации и медицинской профессии, дополнительный доход едва превышает 30%. Больше всех удается заработать врачам, которые совмещают основное место работы с частной практикой, подработкой в частных клиниках или образовательных учреждениях.
Информация Росстата утверждает, совместительство по основному месту работы распространено не так масштабно, как принято считать, и как говорят опросы – по данным статистов, фонд оплаты труда совместителей в среднем не превышает 10% от общего фонда. Более того, в Минздраве уверяют, что коэффициент совместительства существенно упал за последние 4-5 лет, сократившись с 1,5 до 1,4. И пока реальная жизнь будет расходиться с официальными данными, проблемы врачей, как и прочих бюджетников, останутся нерешенными.
Например, последние 4 года зарплата медиков, по официальным данным, неуклонно росла, однако заметили это лишь 32%, а какой-либо существенный рост и вообще лишь 4%. В это же время 40% медперсонала явно заметили снижение доходов, а 20% отмечают существенное снижение уровня заработной платы. В Минздраве же отмечают, что зарплата медперсонала – дело субъективное, и зависит она от множества факторов, начиная квалификацией, и заканчивая показателями эффективности. Целевые же показатели в рамках «майских указов», согласно официальной позиции, выполняются в полном объеме.
Поднимут в срок
Обещания поднять врачебные зарплаты до достойного уровня медики слышат с регулярной периодичностью. Все та же вице-премьер Ольга Голодец неоднократно заявляла, что «майские указы» будут выполнены в срок и повсеместно. Она, в частности, утверждала, что в 2017 году докторские оклады достигнут 180% от среднерегиональных, а к 1 января 2018 года достигнут целевых 200%. Конкретных механизмов, которые помогут врачебным зарплатам вырасти хотя бы к середине осени на 44 процентных пункта (к концу 2016 года официальная зарплата составляла лишь 136% от средней по стране), озвучено не было. Хотя, в условиях современной России, трудно представить инструменты, которые в течение полугода будут способны поднять зарплату работников минимум на треть, когда она не поднималась годами.
Весь этот разбег позволяет уверенно говорить, что правительство вероятно не сможет выполнить целевых показателей принятых президентом «майских указов». По крайней мере, относительно зарплат врачей. По словам экономических экспертов, дабы не быть слишком голословными, достижение поставленных целей будет растянуто на весь 2018 год – фундамент для этого уже подготовили, принимая бюджет на текущую трехлетку, где базовое поднятие зарплат врачей не ограничено началом 2018 года. К тому же финансовый вопрос по-прежнему стоит на повестке – поднятие зарплат врачей возложено, прежде всего, на региональные бюджеты, которые, как известно, страдают серьезным дефицитом. Дотаций от федерального центра ждать не стоит, потому единственный возможный вариант исполнения поставленных задач – «игры» со статистическими цифрами. А проблемы как были, так и остаются решенными лишь на бумаге.
Разместить резюме Добавить вакансию