Как построить карьеру

Самоменеджмент как основа эффективного управления собой и другими

ggggh

Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно:

  • решить, чего вы хотите достичь
  • создать собственное видение успеха
  • использовать метод «больших скачков»
  • верить, что успех придет
  • сосредоточиться на целях, ведущих к успеху
  • не падать духом при неудачах

 

Классики эффективного менеджмента Майк Вудкок и Дэйв Фрэнсис выделяют следующие ключевые навыки эффективного менеджера:

  • способность управлять собой: способность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; способность справляться со стрессами.
  • разумные личные ценности, ясные или адекватные современной реальности
  • четкие личные цели: ясность в вопросах личной и деловой жизни; реалистичные жизненные цели
  • упор на постоянный личностный рост: настроенность и восприимчивость к новым ситуациям и возможностям
  • навык решать проблемы: наличие эффективных стратегий принятия решений и способности решать современные проблемы
  • творческий подход и способность к инновациям: изобретательность, способность генерировать количество идей, достаточное для решения проблем, умение использовать новые идеи
  • высокая способность влиять на окружающих: обеспечить их поддержку и участие, влиять на их решения
  • знание современных управленческих подходов
  • способность руководить умение обучать и развивать подчиненных
  • способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

 

Эта книга посвящена задачам самоменеджмента, поэтому последние три навыка, связанных с управлением другими людьми, я дам лишь обзорно, а сосредоточусь на техниках управления собственными ресурсами: временем, задачами, финансовой и иной информацией, внешними и внутренними источниками данных — и, конечно, способностями и волей, без которых все ваши ресурсы лежат мертвым грузом.

Перечисленные ключевые навыки эффективного самоменеджмента позволяют легко определить потенциальные ограничения, которые могут мешать вам управлять своей жизнью:

  • неумение управлять собой. Каждый человек, стремящийся к успеху, должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом так, чтобы постоянно поддерживать свою производительность и хорошее состояние. Это предполагает и способность к напряженной работе, и способность «разряжаться», способность тратить энергию и способность ее накапливать.
  • размытые личные ценности. От менеджера ежедневно требуется принятие массы различных решений. Если личные ценности недостаточно определены, человеку не хватает твердых оснований для суждений и следующих за ними действий. Современная жизнь очень динамична и требует растущей готовности к нововведениям. Менеджеры, которым не ясны их собственные личные принципы и ценности, рискуют всегда отставать.
  • смутные личные цели. Менеджмент — это, во многом, совершение выбора. Если цели не определены или нереальны, менеджер недооценивает реальные альтернативы и упускает из виду важные возможности, тратя время и силы на незначительные вопросы. Таким образом невозможно достигнуть успеха и нельзя оценить успех других.
  • остановленное саморазвитие. Профессиональный и карьерный рост требует постоянного «роста над собой». Успешные люди динамичны, регулярно учатся и с интересом встречают новые ситуации. В отличие от них, менеджер, склонный избегать проблемных ситуаций, позволяет скрытым способностям так и остаться в тени, теряет природную отзывчивость и превращает деловую жизнь в рутину тем больше, чем чаще в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности риск.
  • недостаток творческого подхода. Управленец вы или специалист, наемный служащий или свободный художник, для успеха вам нужен творческий подход, способность делать что-то особенно хорошо и нестандартно. высокая изобретательность, как и саморазвитие, требует готовности бороться с препятствиями и неудачами, проявляя изобретательность и обучаясь.
  • Неумение влиять на людей. Эта способность находится на грани самоменеджмента и управления другими, но поскольку никакая успешная социальная деятельность не возможна без взаимодействия с другими людьми (здесь имеются в виду люди, не подчиненные вам прямо, а каким-то образом связанные с вашей деятельностью и жизнью), то мы здесь скажем об этом несколько слов. Для любой деятельности в рамках личной или деловой жизни вам необходимо уметь получать поддержку и находить взаимопонимание с другими людьми. Взаимодействие требует настойчивости, гибкости, умения выражать себя и слушать других. Если этого нет, менеджер начинает обвинять других в том, что они к нему не прислушиваются, конфликтовать с людьми, от которых зависит успех его проектов — и успех покидает его. Так что умение влиять на других людей -тоже часть самоменеджмента.

 

Каждая из следующих глав этой книги начинается с теста, позволяющего определить ваш уровень самоменеджмента по одной из этих тем. А прямо сейчас я предлагаю вам разобраться в том, что такое управление собой и своей жизнью на уровне ежедневной практики — и затем с помощью теста по навыкам, составляющим основу самоменеджмента любого человека, понять, как обстоят дела у вас с управлением собственной жизнью?

На уровне ежедневной практики способность к самоменеджменту представляет собой умение менеджера обеспечить и поддерживать:

  • здоровое тело, что зависит, в том числе от отсутствия вредных привычек
  • энергичность и жизнестойкость
  • спокойный и сбалансированный подход к жизни и работе
  • способность справляться со стрессом
  • эффективное использование времени

 

Все это требует рационального распределения сил при решении задач и преодолении трудностей, а также управления энергией и эмоциями.

Что бы вы ни делали, стресс в нашей жизни неизбежен. Известно, что люди, эффективно справляющиеся с трудностями, развивают в себе следующие способности:

  • откладывать проблемы до того момента, когда окажутся в состоянии справиться с ними;
  • специально расслабляться и давать отдых телу и уму
  • видеть свою жизнь в перспективе, не утопая в деталях
  • планировать и управлять стрессовыми ситуациями так, чтобы не дать стрессу поглотить себя
  • идти навстречу проблемам и быть готовым иметь с ними дело
  • знать свои возможности и их границы
  • не позволять себе погрязнуть в переживаниях и депрессии
  • идти на потерю популярности у окружающих, если это нужно для сохранения необходимых ресурсов
  • строить себе гибкие реалистичные планы и не изнурять себя борьбой
  • ограничивать степень своей вовлеченности в работу, поддерживая баланс между разными сферами жизненной активности.

 

Вам стоит придерживаться этих подходов, если вы хотите справиться со стрессом, сопровождающим продвижение к успеху. А теперь — несколько слов об эмоциях. Многие менеджеры и управленцы делят свои эмоции на нужные и ненужные и последние подавляют. Положительным обычно считаются такие эмоции, как:

  • волнение, поскольку оно стимулирует активность
  • сопереживание, поскольку оно делает общение гуманным
  • заинтересованность, поскольку она помогает продвигаться вперед
  • любопытство, которое помогает осваивать новые сферы
  • уверенность, которая добавляет солидности и изящества профессиональным усилиям.

 

Однако опытные и мудрые люди ценят все свои чувства, поскольку эти чувства — это реальная обратная связь о происходящем с вами. И верно использованные гнев или раздражение могут продвинуть вас на пути к цели. Избегая выражать эмоции, мы не уничтожаем, а лишь удерживаем их с помощью мышечного напряжения, естественно возникающего при такого рода нагрузке. Многолетнее стандартное напряжение по сдерживанию эмоций приводит к хроническому зажиму определенных групп мышц, а затем и к болезням. Противоядием к напряжению и сдерживанию себя является следующее поведение:

  • изучите и примите себя,
  • выразите свои чувства в безопасной обстановке, поймите их корни (часто проблемы кроются в детских переживаниях) и измените себя. Это сложная часть работы, но она дает наибольшую отдачу.
  • постройте тесные и доверительные отношения с окружающими
  • ищите вызов: успех увеличивает способность использовать свою энергию
  • спокойно принимайте свои неудачи ,учитесь на них
  • оценивайте, чего вы стоите, реалистично и оптимистично. Меняйте то, что в ваших силах и не печальтесь об остальном

 

Насколько у вас получается управлять своей жизнью в целом, Вы можете узнаеть прямо сейчас.

Тест на навыки управления своей жизнью.

Тест «Насколько вы эффективно управляете своей жизнью?»
Оцените по шкале «Обычно», «Время от времени», «Редко» перечисленные ниже утверждения. Итак, вы:

  • постоянно поддерживаете свое здоровье
  • ограничиваете свое рабочее время (не засиживаетесь на работе)
  • следите за равновесием между личной и деловой жизнью
  • планируете и устраиваете для себя перерывы и выходные
  • эффективно организуете свои поездки
  • свободно выражаете свои эмоции
  • стремитесь к самопознанию
  • эффективно используете свое время
  • находитесь в ладу со своими чувствами
  • ощущаете свою энергию и жизнелюбие
  • развиваете разумное общение с окружающими
  • эффективно извлекаете и используете опыт неудач
  • способны сносить неодобрение и нелюбовь к себе
  • избегаете чрезмерных стрессов
  • берете на себя только выполнимые задачи, а не каждый вызов
  • обычно чувствуете себя полным сил

 

Поставьте себе 2 за каждый ответ «Обычно», 1 — за ответ «Время от времени» и 0 за ответ «редко» и посчитайте сумму. 0-10 — у вас большие проблемы с самоменеджментом. 11-20 — вы справляетесь с обычной жизнью, но не достигаете успеха, которого достойны. 21-32 — вы достигли многого и можете начинать стремиться к идеалу. Сколько бы баллов у вас ни вышло, вернитесь сейчас к списку и выберите те утверждения, которых, как вы чувствуете, вам будет сложнее всего обеспечить. Начните свою работу по совершенствованию управлением собой с чего-нибудь относительно сложного, а остальное прибавится само. Если у Вас серьезные проблемы с самоменеджментом, начинайте работать над наиболее слабыми сторонами Вашего управления собой. И, поверьте, Ваша карьера получит от этой работы серьезный фундамент для рывка вперед.

По материалам книги Н. Петровой «Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет» (СПб, Речь, 2002)

Разместить резюме Добавить вакансию