Совет HR-консультанта

Ревизия багажа перед походом. 14 января 2008 года

Задумавшись о себе, я с изумлением поняла, что в своей нестандартной карьере, соединяя творчество и бизнес, я все-таки шла вперед вместе с рынком, просто на шаг впереди. Некоторое время рынок осваивал западные стандарты, потом искал свое лицо, а затем вышел на мета-уровень и спросил себя: а кто я? Ответ на это вопрос можно найти только изнутри. Изнутри себя, изнутри культуры, в которой вырос и живешь.

Вопросы, на которые отвечает статья (на примере ее автора):

Текст записан по материалам интервью, данного журналисту Юлии Ларионовой.

А теперь забудьте все, чем вас учили, или Марсианские хроники
Я закончила университет 1990-м году, в самый разгар Перестройки. Мое поколение строило одну стратегию жизни, а когда мы закончили вузы, выяснилось, что мир стал совершенно другим. Планы рухнули. Были горячие годы, кризисы, перемены — вокруг постреливали, привычная работа интеллигенцию не кормила. Карты, которые нам выдали родители для ориентации в этой жизни, для новой реальности не годились: мы попали на Марс.

Тем не менее, в течение первых 10 лет карьеры мне удавалось соединять творчество и коммерческие проекты. Я защитила первую в стране диссертацию по преподаванию компьютерной анимации, стала экспертом фестиваля «Аниграф» и параллельно преподавала детям компьютерную графику. Написала практикум по программе Аниматор-Про, его опубликовал журнал «Мир ПК» и я получила всероссийскую известность. Кто-то из друзей рассказывал, что его знакомый милиционер изучает компьютерную анимацию по моим статьям.

Однако вскоре я почувствовала, что преподавание имеет ограниченный ресурс: 3 года учишь, потом должен уйти на пару лет, потому что «исчерпываешься», надоедает говорить. Это известный факт: если человек преподает на полную ставку, то через 3-4 года у него что-то происходит с сознанием. Возникает синдром учителя, ригидность. Он привыкает находиться в позиции, из которой поучает других людей, а меж тем объем информации, транслируемый им, ограничен. Сначала он находит эту информацию и думает, как ее донести. Потому он оттачивает техники преподавания. Затем то, что и как он делает, ему становится известно на 10 уровней вглубь. Остается только само по себе общение с теми, кто учится тому, что ты уже знаешь. Они учатся и уходят, а ты второй раз поешь ту же песню. Скучно.

И я бросила учить, а занялась Интернет-коммуникацией. И вскоре пришла в компанию «Параграф» ПР-менеджером. Писала статьи про 3D-Web технологии, сделала проект на базе трехмерных Интернет-миров и провела серию тренингов для молодых специалистов про коммуникацию в этих мирах. После чего поняла, что для меня самое интересное — само общение в зоне творчества. А технология пока что — топор в этом супе. Есть два устойчивых представления: «бизнес — это процессы» и «бизнес — это отношения». Я всегда была убеждена, что все технические проблемы решаются легко. Основная проблема коммерции — общение людей. До 2000 года владельцы и руководители бизнеса вкладывали силы и деньги в имущество и технологии, а людям говорили — давайте работайте, а то заменим. В 2000 году Россия вошла в благополучный период: рынок насыщен деньгами и технологиями — все можно сделать. Встала проблема работы с кадрами. Возник спрос на бизнес-тренинги.

Творчество+Коммерция +Коммуникация=Бизнес-тренинг
Для меня это был подарок — я смогла совместить свой интерес к коммуникации, бизнесу и творчеству в одном виде деятельности. Как раз к тому времени три года прошло с тех пор, как бросила преподавать. Креативность, творчество, нестандартные решения в бизнесе стали центральной темой моих тренингов и ядром бренда. Я работала фриланс. Был момент — меня продавало 6 компаний. Они опасались, что будут приходить к одним и тем же клиентам и конкурировать. Но, как выяснилось, они никогда не пересекались. Потому что компании продают людям, похожим на себя. А все продавцы были разные. Шесть компаний на одном рынке находят каждая своих клиентов, имея на руках один и тот же продукт. Правда, интересно?

С 2000 года я вела авторские тренинги по продажам, презентациям, переговорам, корпоративной культуре, рекламе и т.д. Тренинговая сфера предполагает, что ты отрабатываешь роль «гуру» и твоя задача, в частности, — увлекать и завоевывать аудиторию. Это театральное представление на двое суток. Группа имеет право на достаточно жесткое поведение, агрессивность: она заплатила и требует результат. На тренингах я всегда работала над задачами клиента, но чем дальше, тем больше мне стало интересно не просто точечное вмешательство, а сопровождение развития компании или человека. В те годы бизнес осваивал западные стандарты, и это правильно для начальной фазы рынка, но более важным я считаю движение компании, идущее изнутри — от ее корпоративной культуры, которая дает бизнесу одновременно возможности и границы. Корпоративная культура базируется на общенациональной культуре, огромная часть которой в процессе занятий бизнесом не осознается. Самая интересная часть культуры к бизнесу непосредственного отношения не имеет, зато имеет отношение к тому, как развивается мир. Бизнес всего лишь часть мира. Поэтому в те годы я параллельно работала исследователем в Институте культурологии РАН. Для баланса.

Корпоративная культура как источник коммерческих парадоксов
А потом случилась замечательная история на тему бессознательной корпоративной культуры. У меня есть приятельница — HR-директор высокого класса с западным образованием. Она работала в области промышленности, вела крупные проекты российского бизнеса. Где-то в 2002 году к ней обратился президент российской компании, продающей товарный бренд по эксклюзивному контракту. Он сам и его генеральный директор, женщина, закончили курс МВА и хотели перестроить управление персоналом по западным образцам. И моя приятельница стала им организовывать работу именно так. Через пару месяцев выяснилось, что генеральный директор теперь избавлена от необходимости управлять персоналом — этим занимается HR. Все бизнес-процессы наладились. И тут генеральный директор стала моей подруге противодействовать. Подруга рассказала об этом мне. Интересно, сказала я, давай выясним, что за этим кроется. Поняли быстро: дело в том, что когда бизнес плохо структурирован, в нем можно интриговать, заниматься политикой. Поскольку у компании контракт эксклюзивный, то нет особого смысла развивать бизнес — товар ценный, брендовый, его и так купят. Надо только поддерживать сезонные продажи и можно делать что угодно.

Но если процессы наладить, то политическая игра заканчивается, ибо становится слишком прозрачной. И тогда генеральный директор должен заниматься развитием бизнеса. Но когда интриги заканчиваются, рушатся привычные типы отношений и интриганка чувствует себя беспокойно. А тут еще развитие бизнеса требует риска, принятия решения, поступков и т.д.

Генеральный директор поняла, что такой поворот событий ей не нужен. Прошло уже 3 месяца, они с владельцем сдали экзамен по МВА, восторг по поводу западных методов ведения дел поутих. Генеральный директор повела интригу против HR, а владелец стал … наслаждаться жизнью — за него бьются 2 женщины. Он в чудесном личном треугольнике, где внимания море, а опасности никакой — он единоличный владелец компании.

Мне было понятно, что в этот момент надо, скорей всего, уходить — именно с учетом корпоративной культуры этого бизнеса. Потому что владелец, который предпочитает интригу развитию — это человек, не созревший ни для каких европейских стандартов бизнеса. Ему их не надо. Но моя подруга решила биться за высокие идеи и ситуация завершилась не так быстро, зато — гениально.

Генеральный директор перед пиком весенних продаж наняла коммерческого директора. Получился не треугольник, а квадрат: два мужчины и две женщины. Напряжение спало. После чего коммерческий директор распустил отдел продаж. Компания потеряла полугодовую прибыль — в момент сезонного пика продавать было некому. Как вы думаете, кого в итоге уволили? Правильно — HR-директора. Она не нанимала коммерческого директора и была против разгона отдела продаж. Но корпоративная культура предполагает, что в компании должны поддерживаться определенные типы отношений — подходящие ее руководству и стилю ведения дел, а не идеальные или западные. Этот бизнес любит интриги и стабильную жизнь на определенном секторе рынка. Здесь кончаются возможности влияния тренинга и консалтинга. Здесь начинаются раздумья о смысле собственной жизни тренера и консультанта.

А что я здесь делаю, или кризис карьериста среднего возраста
Задумавшись о себе, я с изумлением поняла, что в своей нестандартной карьере, соединяя творчество и бизнес, я все-таки шла вперед вместе с рынком, просто на шаг впереди. Некоторое время рынок осваивал западные стандарты, потом искал свое лицо, а затем вышел на мета-уровень и спросил себя: а кто я? Ответ на это вопрос можно найти только изнутри. Изнутри себя, изнутри культуры, в которой вырос и живешь.

В Перестройку был длинный период, когда мы учились западному стандарту культуры. Мне в нем многое интересно, поэтому сначала я училась, делая что-то, потом учила других на самом деле. В первую очередь мы изучали протестантскую этику: сколько получишь здесь, столько дастся тебе и «там». В отличие от русской традиционной — чем больше отдашь, тем больше воздастся потом. Но и это еще не все смыслы моей карьеры.

Все, что ты накапливаешь, является внешними подпорками. А главной опорой является внутреннее содержание человека. Владелец бизнеса отличается от наемного менеджера как раз способностью брать риски за реализацию этой задачи, идущей изнутри. А художник, ученый или поэт отличается от бизнесмена тем, что у него уровень этой задачи отвязан от денег. Но между ними на уровне творчества есть сходство. У поэта, до того, как создан текст, есть внутренний образ. Великий ученый Эйнштейн тоже говорил: сначала у меня возникает двигательный образ, а потом уже формулы и все остальное. И у бизнесмена до того, как компания создана, есть ее образ внутри.

Все люди делят время между 3 местами:

  • работа, где они продают себя ради того, чтобы заработать денег, сделать карьеру, социально утвердиться,
  • пространство, где они получают поддержку — это семья, друзья, близкие, а также творческие проекты,
  • и уединение — место, где человек движется к себе самому.

Я сторонник идеи, которая сейчас стала тенденцией на Западе: люди выбирают больше свободного времени, а не больше денег. Они поняли, что всех денег не заработаешь, да и с определенного момента деньги перестают мотивировать. Зато выясняется, что не хватает пищи для души, сердца и ума. Недостает времени, когда ты являешься собой, а не работаешь «в роли».

Когда к 2005 году вышли третья и четвертая из моих книг — «Искусство работать с людьми» и «Дао творческого карьериста», я обнаружила четкий трехгодичный цикл в своей карьере. В первый год, когда меня осеняет очередная идея, людям вокруг кажется, что я зря вожусь с этой странностью, никому это не надо и вообще — маргинальная область. На второй год находится несколько партнеров и клиентов, которые говорят: ну, может быть, давай попробуем. Делаем, срабатывает и начинается волна интереса в теме. На третий год мне рассказывают, как надо жить, цитируя мои статьи и идеи. И уверены, что все это — фольклор и так было всегда. Так было с компьютерной анимацией, с Интернет-проектами, с тренингами по творческим решениям в бизнесе. И я поняла, что каждые три года я лезу по пирамиде по Маслоу: сначала выживаю, потом становлюсь похожей на других в некоей отрасли, потом — особенной, потом самореализуюсь. Но это все — битва.

Поняв это, я села наверху очередной (тренинговой) горы, стала писать книжки и смотреть вниз. Что тут можно делать? Можно сидеть наверху и отталкивать тех, кто лезет снизу — глупо и лень. Можно лезть на другую гору, но когда ясен принцип, это будет то же самое. А можно снять амуницию и… полететь, взмахнув крыльями.

Хорошо, сказала я, где мои крылья? И пошла учиться в Литературный институт — проза, поэзия, великая русская и вся прочая литература. Давно хотела, да все бизнес, бизнес. Пора и полетать.

Выход в пятое измерение
Занявшись литературой, я перестала себя продавать. Клиенты, приходящие самотеком, обеспечивали мне интересные проекты и деньги на жизнь. А я писала поэму верлибром.

Поэма выиграла премию Союза писателей и на юбилей Большого симфонического оркестра, который организовал конкурс, актриса Марина Александрова читала мои верлибры со сцены Большого зала консерватории. Я была счастлива. В том числе потому, что, отдав свой текст актеру, освободилась от роли «лидера зала», которую играла на бизнес-тренингах. Я свободно была вместе с залом в той внутренней музыке, о которой писала поэму. И это было самое важное. На бизнес-тренинге надо быть звездой. А тут я была собой. С крыльями за спиной и вместе с аудиторией, которая хорошо дышала в ответ на мои стихи.

Искусство описывает не настоящий, а воображаемый мир, но оно позволяет вжиться в него и почувствовать себя иначе. Оно помогает полететь. Это очень важная вещь. В первый год занятий художественной литературой я с трудом отрывалась от «психологического стиля». Хотелось написать так, чтобы дать почувствовать, но не учить, «думать методиками» и не наводить на мысль. Я люблю учиться разнообразно, поэтому в числе прочего съездила в Школу Голливуда в Украине и поучилась писать сценарии по голливудскому стандарту. Этот формат работы очень похож на бизнес-тренинг, но по-своему лучше: на тренинге даешь методику, учишь, а в кино на зрителя воздействует психологически просчитанная и предельно эффективная структура целого волшебного мира. И не захочешь, а начнешь сопереживать, примешь верное решение, научишься. Единственный плюс тренинга — там все-таки можно что-то сделать, а в кино зритель только смотрит.

Я, как обычно, стала искать объединение всего, что меня волнует. И нашла. Параллельно поэзии и прозе, ушла в консалтинг по управлению изменениями. Это более широкая вещь, чем просто творческое решение. Это книга перемен, это И-Цзин. Это вся жизнь в целом.

Профессия консультанта ведет умного человека и его партнеров вглубь к осознанию себя: своих наиболее замечательных коллег и клиентов я сейчас встречаю на тренингах по даосским практикам. Мы обнаружили, что делим свое время примерно так: до 10 дней в месяц работа, еще 10 — учеба, остальное — просто жизнь. Мне кажется, это правильный расклад: по трети на каждую часть мира.

Карьерист.ру
В итоге очередным шагом своей карьеры я стала главным редактором сайта «Карьерист.ру». Таким образом, сделала полный цикл управления собственными изменениями. Когда-то начала с преподавания компьютерной графики и программирования, продолжила в PR-е и науке, занималась Интернет-проектами и бизнес-обучением, потом литературой. Карьерист.Ру — это сайт, в рамках которого я объединяю все это и… еще что-то новое: делаю дело вместе с людьми, а не для них. Истинные перемены опираются на партнерство, а не покровительство, на действия совместно с людьми, а не для них. Истинное сотрудничество трудно и требует времени, но оно стоит того. Наверное, сейчас я осваиваю эту ценность.

Задача портала Карьерист.Ру поддерживать людей на всем протяжении карьеры, помогая принимать решения о стратегии развития собственной карьеры в любой области от суровой коммерции до полной благотворительности и в любой форме — от владения до фрилансерства. Во все времена — при поиске работы или старте своего дела, подборе персонала или саморазвитии в пределах избранного пути.

Сегодня проект Карьерист.ру предлагает

  • большую базу и удобный поиск вакансий,
  • экспертную оценку имеющейся базы вакансий и ее наиболее популярных позиций, оценку возможностей поиска работы на сайте,
  • материалы по технологии строительства карьеры — методики, кейсы, истории успеха, обзоры и дайжесты тенденций рынка труда,
  • колонки по главным темам карьеростроения: философия карьеры, тенденции российского карьерного строительства, международные подходы к строительству карьеры  — и&nbsp многое другое.

Я надеюсь, что Карьерист.ру станет достойным партнером для всех людей дела, которые стремятся воплощать в жизнь свои мечты и ищут признания окружающего нас мира.

Как известно, бармен не пьет, психотерапевт не психует, бизнесмен спокойно относится к деньгам, а драматург не любит истерик.

По этой же логике Карьерист.ру помогает людям найти свой жизненный путь и самореализоваться по мере собственных сил и объективных возможностей.

С надеждой на наш общий успех,
Наталья Петрова
Главный редактор Карьерист.ру

Разместить резюме Добавить вакансию