Дискуссии вокруг пособия по безработице точатся на протяжении последних нескольких лет. Больше всего вопросов вызывает размер выплачиваемой помощи – максимальный размер пособия не дотягивает и до 5 тыс. рублей, которыми попросту нереально компенсировать выпавшие трудовые доходы лишившегося работы россиянина. А ведь это максимальный предел – многим не приходится рассчитывать и на такую помощь от государства. Со стороны Министерства труда уже имели место попытки провести реформу пособия, повысив его максимальный размер до 8 тыс. рублей, но существенно сократив численность категорий получателей. С этим не согласились представители профсоюзов, и всё осталось на своих местах.
Эта попытка была не единственной: весной 2017 года парламент также рекомендовал правительству пересмотреть параметры помощи по безработице, приняв соответствующее постановление. Однако, прислушиваться к законодателям в кабмине никто и не собирался. В июне Минтруд уже опубликовал проект постановления, которым предлагается оставить размер пособия по безработице в 2018 году таким же, как и ранее. Это говорит лишь о том, что пособие останется неизменным на протяжении 10 последних лет – единственная в России выплата, которая не индексировалась так долго. И несмотря на ее мизерный размер, людям приходится приложить немало усилий, чтоб таки получить ее. Аналитический центр разбирался во всех тонкостях пособия для безработных.
Кому и сколько платят
Росстат, используя методологию Международной организации труда, на май 2017 года насчитывает в России 3,9 млн безработных – люди, которые не имели трудового занятия, но продолжали его активно искать. Но у Роструда методология иная – они считают безработными лишь тех, кто прошел процедуру регистрации. Таковых, по официальным данным, лишь 843 тыс. человек. Таким образом, получается, что для назначения выплат мало просто быть безработным – нужно обрести официальный статус посредством обращения в территориальные центры занятости. Но даже в таком случае его не будут платить постоянно – выплаты не будут длиться дольше 24 месяцев на протяжении 36 месяцев. При этом для ежемесячного получения пособия, важнейшим аспектом является прохождение обязательной регистрации в ЦЗ, которые требуют посещения специалистов как минимум пару раз за календарный месяц.
А ведь кроме этого, безработным приходится участвовать в общественно полезном труде, ходить по направлениям специалистов и не отказываться от неподходящей работы. При всем этом, размер пособия будет оставлять желать лучшего. Он зависит от множества факторов: зарплаты со старого места трудоустройства, основания увольнения, длительности непрерывного стажа и т.д. Кроме того, размер пособия зависит от времени учета и длительности наличия статуса безработного – чем дольше вы имеете официальный статус безработного, тем ниже размер пособия, на которое вы можете претендовать. Так, с учетом стажа и уровня зарплаты, выплаты помощи будут назначаться:
- первые три месяца – 75% средней зарплаты, рассчитанной за последние полгода работы;
- вторые четыре месяца – 60% средней зарплаты;
- следующие пять месяцев – 45% средней зарплаты.
Тем не менее несмотря на наличие коэффициентов и отношения к средней зарплате, размер пособия всегда ограничен нижним и верхним пределом – независимо от вашей зарплаты, пособие не будет выше 4,9 тыс. рублей и ниже 850 рублей. Хотя, при низкой зарплате, вполне возможно и попадание в этот диапазон.
На протяжении второго года пособие будет вообще «чисто символическим» – все 12 месяцев оно будет выплачиваться по нижнему пределу и не рублем больше. Да и то, лишь при условии, что безработный будет соблюдать все требования специалистов. Повышение возможно лишь при наличии районных коэффициентов, например, для северян.
Куда еще меньше?
Роструд утверждает, что средний размер пособия по стране за 2016 год составил около 3,8 тыс. рублей, что говорит о большом количестве людей, обращающихся в центры занятости и имеющих низкую зарплату. Но если такой размер вам кажется маленьким, обратите внимание, что законодательство рассматривает ряд оснований, когда пособие безусловно устанавливается на минимальном пределе в 850 рублей. Это, в частности, когда:
- безработный осуществляет поиск первого официального места работы;
- перерыв трудового стажа на момент обращения превышает 1 год;
- причиной увольнения стало виновное действие работника (т.е., уволены «по статье»);
- трудовой стаж на протяжении последнего года, в который произошло увольнение и постановка на учет в качестве безработного, составил менее 6 месяцев;
- безработный отчислен из образовательного учреждения, в которые был направлен на обучение центром занятости, за дисциплинарные проступки.
При этом закон ограничивает сроки выплаты в таких случаях. Так, нельзя получать пособие дольше полугода подряд в течение одного года, при том, что общий срок выплаты при нахождении на учете не может превысить 12 месяцев на протяжении полутора лет. Но и это еще не конец. Закон позволяет специалистам ЦЗ понижать размер выплачиваемой безработным помощи на 25% на 1 месяц, если те:
- не явились к потенциальному работодателю по направлению ЦЗ для проведения собеседования по вопросам трудоустройства в течение трех дней с момента получения такого направления;
- не явились в ЦЗ для получения направления на собеседование или прохождение обучения, профессиональных курсов и т.д.
Но и это еще не все. Центры занятости вольны без особого разбирательства приостанавливать или отказывать в назначении выплат. Иногда это происходит по очень даже объективным причинам – в связи с признанием стоявшего на учете гражданина «занятым», при назначении ему пенсии или, например, стипендии. Кроме того, вполне логично отказывать в выплатах всем тем, кто игнорирует обязанность являться в Центр занятости более месяца подряд, получает пособие в результате обмана или был осужден к тюремному наказанию. Но среди них, есть также и другие основания для приостановки, в частности:
- отказ от 2 и более подходящих предложений по трудоустройству, сделанных специалистами ЦЗ;
- отказ от участия в общественных работах или от направления на обучение, при отсутствии трудового стажа или наличии длительного перерыва в трудовой деятельности;
- явка в ЦЗ в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, подтвержденного актом и медицинским осмотром;
- увольнение с места работы или отчисление с места учебы, в которые направлены Центром занятости, по причине дисциплинарного проступка;
- самовольное прекращение обучения по направлению от ЦЗ;
- нарушение условий нахождения на учете в ЦЗ, например, пропуск сроков для регистрации, непредоставление необходимых документов и т.д.
Страхование, а не помощь
Анализируя все вышеуказанные нормативы, мы приходим к очевидному выводу – система выплаты пособий по безработице требует оперативного реформирования. Мало того что с 2009 года размер пособия остается на одном и том же уровне – условия, при которых возможно его получение, создают дополнительные проблемы для безработных в и так тяжелой жизненной ситуации. Более того, покупательная способность даже самого высокого пособия в 4,9 тыс. рублей ничтожна в российских реалиях – она не позволяет безработному сохранить хоть какой-то уровень жизни, не говоря уже о жизни до потери работы. Немудрено, что официальная безработица в России постоянно падает – все меньше людей желание посещать проявляют ЦЗ. Речь, само собой, не только в пособии, но и в формальностях, а также качестве предлагаемых вакансий. Но если от последних избавиться вероятнее всего не удастся, то с размером пособия рано или поздно придется что-то решать.
Так, министр труда Максим Топилин еще зимой предлагал перейти на систему страхования от безработицы. То есть, когда поддержка лишившихся работы россиян осуществляется за счет фонда, формируемого взносами, а не за счет общего федерального бюджета, который и так испытывает серьезный дефицит. В таком случае предлагаемая модель станет уже не формой социальной поддержки, а полноценной страховой системой. В Минтруде, например, подсчитали, что для обеспечения безработных россиян достойным пособием, достаточно было бы ввести обязательные отчисления для работодателей в размере всего 1% от фонда оплаты труда.
Такие системы успешно работают в большинстве развитых стран, что-то похожее работало и в России до 2001 года. Взносы, собираемые внебюджетным Фондом занятости, составляли до 2% от зарплаты. Если ввести сегодня такую страховую систему, вполне хватило бы ставки в 1%. Такие взносы позволили бы формировать Фонд с ежегодным бюджетом в 200 млрд рублей. Отметим, что бюджет 2017 года выделяет на пособия лишь 43 млрд, так что благодаря введению страховой модели размер пособий можно было бы увеличить пятикратно. При этом работодатели пострадали бы не слишком сильно – 1% от фонда оплаты труда не был бы столь обременителен.
Само собой, что при пятикратном повышении пособия по безработице, популярность Центров занятости, а следовательно, и безработица, существенно выросли бы. И оба этих показателя невыгодны государству по многим причинам. Так, сегодняшние расходы в 43 млрд рублей имеют место при низкой популярности ЦЗ. Как только пособия вырастут, люди стремглав устремятся становиться на учет. И далеко не все из них пойдут туда для поиска работы. И тогда 200 млрд рублей уже окажется мало…
Разместить резюме Добавить вакансию