Государство традиционно считается крупнейшим работодателем в России. В той или иной мере на него трудится практически каждый второй гражданин, который встает утром на работу. Среди этой огромной массы трудящихся выделяется армия государственных служащих – чиновников, которые вольны решать судьбы людей. Одних только федеральных чиновников насчитывается около 1,4 млн человек, а это уже около 2% от общей численности экономически активного населения. А ведь еще есть чиновники муниципального и регионального уровней, численность которых также огромна. В контексте этого, а также непомерно раздутых расходов на чиновничий аппарат нет ничего странного в том, что у многих возникает идея сократить эту армию.
Такую идею, например, высказывал Алексей Кудрин, предлагая в целях экономии уволить 30% чиновников. В поддержку к нему выступила Татьяна Голикова, глава Счетной палаты. Такие стремления обусловлены историческими факторами. За все время существования Российского государства, никогда бюрократическая армия не была столь огромной. Даже во времена Сталина численность чиновников составляла 10 служащих на 1 тыс. населения, после чего непрерывно падала до начала 00-х. Чтобы сегодня вырасти до показателя в 16 чиновников на 1 тыс. граждан. Так что призывы сокращать их вполне оправданы. Но давайте разберемся в проблеме.
Много – не всегда плохо
Дело в том, что сама по себе численность чиновничьего аппарата не такая уж и раздутая, как нам кажется, особенно в сравнении с другими странами. Например, в Скандинавии их раза в 3 больше, в Германии, Соединенных штатах, Израиле и странах Европы их количество вполне сравнимо с российским госаппаратом. Проблему можно узреть в ином. Так, в частности, особого внимания требует структура власти и система ее построения. Большинство развитых стран выстраивают государственный аппарат снизу вверх. Вот, например, Америка, где федеральный уровень власти представлен 850 тысячей чиновников, а регионы и муниципалитеты – 1,7 млн. У нас же все наоборот: «федералы» составляют армию из 1,4 млн чиновников, в то время как «на местах» работает лишь 730 тысяч. По факту в России построена система, дублирующая чиновничьи функции, где половина из «федералов» только то и делает, что занимается контролем местных госслужащих. В желании иметь контроль над «всем и вся», российскому госаппарату удалось создать машину, лишающую местную власть «возможностей для маневров».
Но если не касаться численности чиновников, а рассматривать лишь их эффективность, то наиболее остро встает вопрос подотчетности и контроля одних представителей госаппарата над другими. В России, как ни странно, наиболее раздутым считается аппарат исполнительной власти – на них приходится почти 87% всех госслужащих. Законодателей при этом всего 1,5%. Очевидно, что в таких условиях контроль одних над другими, что практикуется в странах с развитым аппаратом, невозможен. А то отсутствие контроля над чиновниками, которое мы наблюдаем сегодня, как раз и вызывает больше всего вопросов у населения.
Чем же занимаются чиновники? В идеале они должны работать на благо общества, делая жизнь людей проще и удобнее. Что же происходит на самом деле? Лучше всего российскому государственному аппарату удается ограничивать возможности россиян, что наиболее ярко наблюдается на примере силового блока. Так, при наличии в нем 2,6 млн человек, мы имеем в 2,5 раза больше полицейских, чем в Соединенных штатах, и в 4 раза больше, чем в Германии и Франции.
Государство, пытаясь реализовать свою монополию на власть, старается проникнуть во все сферы гражданских правоотношений, в то время как на Западе все больше практикуется саморегулирование. Это прекрасно прослеживается в антимонопольной деятельности стран. Например, в Америке за последнее десятилетие антимонопольные структуры завели около 1,5 тыс. дел, подавляющее большинство из которых было направлено на крупных игроков, с оборотом в сотни млн долларов в год. Что в России? За один только 2015 год антимонопольные органы завели около 70 тыс. дел, большинство из которых предусматривало штрафы, в размере около сотни тыс. рублей. Ну разве так должны работать службы, призванные облегчить жизнь?
Сможем ли прокормить?
Отдельного внимания требуют доходы чиновников, которые, по общепринятому мнению, формируются за счет налогов граждан, хотя по факту они имеют множество источников, главным из которых являются сырьевые доходы государства. Частью из них чиновникам приходится «делиться» с населением, поэтому и имеет место несколько каналов дохода. У нас традиционно принято считать лишь зарплаты, однако имеют место и многие другие бонусы – льготы, командировочные, огромные премии, в размере нескольких десятков окладов, в конце концов «откаты» от бизнеса и это не считая прямой коррупции. На сегодня в общей сложности, учитывая представителей компаний с госучастием и менеджмент государственных корпораций, в России насчитывается около 5,5 млн служащих, при наличии которых трудно вообще что-либо говорить про эффективное управление. Такой аппарат разросся всего за последние 25 лет – еще в начале российской самостоятельности чиновников было лишь около 1 млн.
Такую «орду» можно сравнить с численностью населения всех трех прибалтийских стран вместе взятых, тем более что их аппетиты «съедают» около 7 трлн рублей, а это немного меньше половины всех государственных доходов. И это только зарплата, без учета всех остальных бонусов, которые дает многим государственная служба. Но и этого вполне достаточно, чтоб сказать, что их доходы выше мировых стандартов. Например, Международная организация труда считает, что зарплаты чиновников не могут быть выше чем в 4 раза средней заплаты по стране. И в усредненных выражениях этот норматив соблюдается – средняя зарплата федеральных чиновников составляет около 115 тыс. рублей при 37 тыс. рублей средней зарплаты по стране. Но как быть с сотрудниками аппарата правительства, средняя зарплата которых достигла 230 тыс. рублей, с администрацией президента, где оклад превышает 218 тыс. рублей, со Счетной палатой, сотрудники которой ежемесячно насчитывают себе по 180 тыс. рублей?!
Те, кто служат на пользу населения, фактически проедают страну. Мало кому понятно, зачем главе «Газпрома» зарплата в 3 млн рублей, а главе РЖД доход в 700 тыс. рублей в день! В условиях, когда мы остро ощущаем нехватку объектов социальной инфраструктуры, когда у нас разваливаются больницы, а вместо школ строятся стадионы, народу не понять, почему государственные средства по большей части должны оседать в карманах «избранных». Отсюда и желание большинства попасть в этот пул – госслужащими мечтает стать около 85% всего взрослого населения России. И такие тенденции мало кого удивляют.
Мне бы на госслужбу
Чиновником быть хорошо не только из-за имеющейся в руках власти. Во-первых, это социальная защита, претендовать на которую может любой госслужащий – его не могут просто так уволить, лишь по желанию начальника, как это происходит на любом заводе или шахте. Во-вторых, это социальные льготы: удлиненный отпуск, поставленный в зависимость от стажа, медицинская страховка, оздоровление, ведомственные пансионаты и т.д. Все это само собой не доступно простым гражданам. Но главное – это контроль и полномочия, которыми обладают чиновники. Безусловно, большинство госслужащих, особенно мелких, не контролируют распределение ресурсов, но те, кто контролируют, чувствуют себя как «сыр в масле». И тут речь даже не в криминале, коррупции и откатах – если ты контролируешь или имеешь влияние на ту сферу, где твои «подельники» имеют бизнес, жить на зарплату ты не будешь. Тут нет никакого криминала – есть лишь интересы.
Госслужба дает свои преференции даже тем, кто ушел из нее. Например, пенсии, которые в максимальном выражении могут достигать 75% от среднего оклада, в то время как пенсия обычных людей в лучшем случае достигает 35-40% от заработка. 75% – это, безусловно, верхний предел для служащих, которые уходят на заслуженный отдых с государственной должности, проработав 25-30 лет. Но это не самые высокие пенсии – куда выше могут получать представители аппарата региона или муниципалитета, которым местные законы могут устанавливать индивидуальные пенсии, исчисляемые сотнями тысяч рублей. Вот тут точно несправедливо.
При всем этом складывается очень интересная ситуация, когда власть имущие год от года твердят, мол, надо сокращать чиновников, а на деле, по данным Росстата, их армия лишь продолжает расти. Почему это происходит? Дело в том, что ежегодно, под определенные нужды или проблемы создаются специальные аппараты, службы или ведомства. Когда проблема решается, ликвидацию новосозданных служб никто не проводит, отчего и получается непомерно раздутый чиновничий аппарат. Само собой, стране нужны госслужащие, и может быть даже в таком количестве, но при этом нужно понять, есть ли от них такой толк и эффективность, которых от них ждут. Главное, для такого анализа не создавать дополнительные ведомства.
Разместить резюме Добавить вакансию