О повышении ставок налогообложения в России для самых обеспеченных граждан говорили уже давно и даже пытались практиковать. Сегодня эту модель пытаются продвинуть в Госдуме снова: в парламент внесли проект закона, которым предлагается ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Составители документа предлагают модель, при которой самые бедные будут платить минимальную ставку – 5%, в то время как для граждан, чей доход превышает 10 млн рублей ежегодно, размер НДФЛ составит 25%. Чиновники из кабмина уже выразили свое отрицательное мнение по этому поводу, сказав про отсутствие планов повышать подоходный налог для богатых.
Правда, несмотря на негативную оценку, дискуссию по этому вопросу обещают продолжить. Тем более что задолженность регионов перед федеральным центром остается огромной, а бюджет продолжает оставаться дефицитным. Дело в том, что подоходный налог – ключевой наполнитель местных бюджетов, на который приходится не менее трети от общего числа финансовых поступлений. Повышение ставок налога для зажиточных россиян способно повысить платежеспособность субъектов федераций, считают авторы. Карьерист.ру разбирался, так ли это, и получится ли реализовать данную идею на практике.
Прибавка в бюджет
Документ, которым предлагается вернуться к прогрессивной шкале налогообложения, был внесен в Госдуму в конце июня – авторами записаны группа депутатов, во главе с вице-спикером от КПРФ Иваном Мельниковым. Предлагаемая прогрессивная ставка – это налог, который будет расти по мере роста доходов налогоплательщика. Депутаты предлагают поделить население на 4 группы, в зависимости от платежеспособности. Самые бедные – те, чей доход менее 100 тыс. рублей в год, будут платить не более 5% от получаемых денег. Россияне со средним заработком, в пределах 100 тыс.-3 млн рублей, смогут платить фиксированную ставку в 5 тыс. рублей, + 13% от дохода, который превышает 100 тыс. Те, кто получают высокие доходы – от 3 до 10 млн рублей, обязаны будут платить еще больше: 382 тыс. рублей + 18% от суммы, превышающей нижний предел. Самым богатым придется и вообще раскошелится: при доходе выше 10 млн рублей сумма налога составит почти 1,65 млн рублей + 25% от дохода, который выше 10 млн.
Как пояснили авторы документа, именно такой подход позволит обеспечить справедливое распределение уровня налоговой ответственности между гражданами с разным уровнем дохода. Они отмечают, что предложенная модель прогрессивного налогообложения вне сомнений повысит объем бюджетных поступлений уже к следующему году. При этом повышение финансовых поступлений однозначно будет способствовать улучшению как экономической, так и социальной политики регионов, что особенно важно в условиях кризиса, когда доходы бедной части населения продолжают падать.
Интересно, что по данным составителей документа, которые ссылаются на официальную информацию налоговиков, откровенных богачей в России не так и много. Так, тех, кто входят в первую группу налогоплательщиков, имеющих низкий (до 100 тыс.) доход, всего около 9 млн человек. Больше всего налогоплательщиков входит в группу лиц со средним заработком – таковых около 58 млн человек. Численность россиян, которые задекларировали высокие доходы составляет всего 450 тыс. человек, свыше 10 млн рублей смогли заработать всего 35 тыс. человек, а сверхдоходы, исчисляемые миллиардами рублей, задекларировали лишь 420 человек.
И если верить инициаторам рассмотрения законопроекта, у богачей гораздо больше возможностей «кормить» Россию, чем у всех остальных. Так, сокращение налога для бедняков приведет к потере 71 млрд рублей, которые компенсируются повышение собираемости с высоких доходов на 78 млрд. Для среднестатистических граждан практически ничего не поменяется, а вот зажиточным россиянам придется серьезно потратиться – поступления от них должны будут вырасти на 1,25 трлн рублей, притом что сегодня совокупно собирается лишь немногим более 3 трлн рублей.
Чиновники против
Несмотря на очевидную выгоду для бюджета и страны в целом, ожидать реализации идеи прогрессивного налогообложения на практике ожидать не приходится. В кабмине уже выразили свое негативное отношение к документу, раскритиковав прогрессивную модель. Это, в частности, делал и глава Минфина Антон Силуанов, по мнению которого такая формула уже показала свою неэффективность. В интервью «Газете.ru» он напомнил, что такая модель существовала на протяжении 9 лет, до 2001 года, и тогда бюджеты не смогли получить необходимого финансирования. С переходом на общую ставку бюджетные доходы, наоборот, стабильно росли и обеспечивали стабильное финансирование на протяжении последних 16 лет. Но несмотря на сопротивление со стороны некоторых высоких чиновников, дискуссия по этому вопросу все же имеет место быть.
Об этом свидетельствует хотя бы то, что в конце прошлого года данный вопрос уже поднимался социальным блоком. Например, та же Ольга Голодец неоднократно заявляла, что одним из шагов по борьбе с бедностью должно стать введение прогрессивного НДФЛ и освобождение от него самых бедных. Тогда уже обсуждалась модель, похожая на сегодняшнее предложение от КПРФ – ее предлагалось реализовать в контексте внедряемой пенсионной реформы, в частности, системы ИПК. Так, предлагалось понизить до 10% ставку подоходного налога для тех, кто будет самостоятельно откладывать на пенсию не менее 6% зарплаты. Тем, кто не хочет нести такую ношу, налог предлагалось, наоборот, поднять до 15%. Однако поддержки такие предложения, очевидно, не нашли – итоговый вариант реформы таких изменений не содержит и близко.
Но в той или иной форме ожидать продолжения обсуждения прогрессивной шкалы все же стоит. Хотя бы потому, что дефицит бюджета мы будем наблюдать еще как минимум 2 года, а задолженность субъектов федерации перед центром уже давно перевалила за 2 трлн рублей. При этом подоходный налог, как известно, совокупно приносит как минимум 30% от всех региональных доходов, и повышение этих поступлений еще на треть принесло бы огромную пользу. Тем более в контексте предстоящей президентской предвыборной кампании – 5 лет назад это были «майские указы», ноша которых легла как раз на бюджеты регионов. Что будет в этот раз, как и будет ли вообще, пока не известно, но отметать возможность разработки новых стратегий развития для регионов все же не стоит.
«Тень» для богатых
Опасения чиновников, несмотря на очевидные сомнения в их искренней заботе о поступлениях для бюджета, все же стоит. Как минимум потому, что всем понятно – никому не понравится платить больше, а тем более «влиятельным» и «успешным», которые могут зарабатывать десятки миллионов или даже миллиарды. В контексте этого, впоследствии введения прогрессивного подоходного налога, стоит ожидать ухода значительной части богатых людей в «тень». Им куда проще будет скрыть свои доходы, как это происходило в 90-х, чем отдавать четверть своего дохода «на общественные нужды». Бюджет, безусловно, заинтересован в дополнительных поступлениях, но риски перехода части экономики в теневой сектор очевидны. Все это требует крайне аккуратного подхода, поскольку законодатели едва ли смогут предложить богачам какую-либо мотивацию, дабы они добровольно согласились платить больше. Единственный вариант – государственное принуждение при помощи правоохранительных и фискальных органов. Но мы ведь знаем, кто и как может влиять на государственный аппарат в современных условиях…
Прогрессивное налогообложение, безусловно, мировой тренд. Такая модель взимания налогов практикуется во многих странах, начиная с Прибалтики и Чехии, и заканчивая США, Великобританией и Германией. Но в контексте «теневых» рисков, очевидно, нельзя переусердствовать с налоговыми ставками – возможно, достаточно было бы даже 18-20% НДФЛ при одновременном усилении административного давления и повышении ответственности за уклонение от уплаты налогов и сокрытие доходов. Бюджету как никогда нужны поступления, поэтому вопрос повышения налогов для богатых вполне можно ставить на повестку дня – у бедных отбирать уже попросту нечего. Тем более принятие такого решения будет выгодно для нынешней власти и в политическом смысле – предстоящие президентские выборы требуют решительности, которую электорат оценит больше всего.
Необходимость в дополнительных доходах невозможно компенсировать сырьевыми поступлениями: нефть хоть и немного выросла в цене, но этого недостаточно для экономического роста, которого сегодня требует Российское государство. Повысить социальную ответственность богачей – вполне адекватная мера для страны, находящейся в стагнации и длительном кризисе. Другой вопрос, что львиная доля тех, чьи расходы на уплату НДФЛ вырастут, как раз и входит в государственный аппарат, принимая стратегические для страны решения. На их месте глупо принимать решения, которые обяжут их же самих платить больше. Так что парламентариям придется придумывать что-то еще.
Разместить резюме Добавить вакансию