Аналитические материалы

«Зарплаты в конвертах»: почти половина россиян работают в «тени»

Не секрет, что работа в неформальном секторе и ее обязательный атрибут – зарплата в конверте, неминуемо влекут за собой множество весьма серьезных рисков, связанных как с далеким, так и с обозримым будущим. Это, однако, мало кого из россиян пугает – как показывают исследования, теневой рынок труда продолжает расти год от года в объемах. Так, только за первый квартал 2017 года был зафиксирован 20-процентный рост, благодаря которому зарплатный фонд теневого рынка труда совокупно оценивается почти в 2,5 триллиона рублей.

Интересно, что не дала ожидаемого результата и объявленная в прошлом году «детенизация», по которой из тени планировалось вывести миллионы рабочих. Более того, эффект оказался противоположным – число так или иначе связанных с неформальным рынком труда лишь выросло, достигнув практически 45% от всего работающего населения России. В числовом выражении это, между прочим, на 3 млн человек больше, чем в прошлом году. Показательно, что число получающих зарплату в конвертах выросло не во время пика кризиса, а в период начала восстановления экономики. Если в правительстве и дальше будут пускать ситуацию самотеком, очевидно, что число неформалов будет лишь расти.

33 миллиона в «тени»

Последний год охарактеризовался значительным приростом в армии неформально занятых россиян. Как утверждают в РАНХиГС, ссылаясь на собственности исследование динамики теневой занятости, свои доходы в конвертах ежемесячно получает около 45% трудящихся россиян или 33 млн человек. В эту армию входят как оформленные, так и не оформленные официально граждане. Примечательно, что в пик кризиса, например, в прошлом году, ситуация была заметно лучше – теневая занятость не превышала 40% экономически активного населения, т.е. тень включала в себя не более 30 млн человек. В 2013 году, то есть до начала кризиса, ситуация была аналогичной той, которая наблюдается сегодня – 44,5% трудящихся не скрывали, что находятся в неформальном секторе экономики. Чем вызвано такое, казалось бы, нелогичное поведение трудящегося населения?

Аналитики объясняют это ростом интереса к теневой занятости со стороны россиян: мол, все больше людей ищет дополнительный заработок, а найти его удается лишь в неформальном секторе. Согласно результатам опроса, проведенного экспертами, только за последний год численность тех, кто обрел дополнительную работу, оплачиваемую по конвертным схемам, выросла на 5 п.п., достигнув 35,5%. Растет и число тех, кого не волнует цвет зарплаты при трудоустройстве: в прошлом году избирательностью не отличались лишь 32%, в то время как сегодня таковых уже 47%. Вполне логично, что выросло и число тех, чья основная работа является неформальной – до 23 млн человек. Всего же цифра в 33 млн охватывает в общем три категории неформально занятых россиян: наемные работники, нелегальные предприниматели, и те, кого принято называть самозанятыми.

Эксперты уверены – большинство из всех этих «неформалов» так или иначе участвуют в обязательных платежах в пользу государства, однако, определенно в меньших объемах, чем обязаны по закону. Полностью «отключенными» от отечественной экономики можно считать не более 10 млн человек, половину из которых составляют самозанятые. На данном этапе, как отмечают исследователи, законодателям не удается найти стимулы для выхода граждан из неформального сектора – предлагаемые меры (налоговые каникулы, легализация самозанятых, расширение безналичных расчетов и т.д.) должным образом восприняты не были.

Однако, в Минтруде дают совершенно противоположные оценки. Там хвастают, что за последние 2 года им удалось легализовать почти 4,5 млн неформально занятых, что принесло дополнительных страховых взносов на сумму около 35 млрд рублей. Только за текущий год было легализовано около 1 млн человек. Среди них больше всего строителей, продавцов и представителей сферы услуг, сообщают в ведомстве. Почему параллельно с этим растет объем серых зарплат, в Минтруде не уточняют.

+ 20% в конвертах

И действительно, по официальным данным, опубликованным в августе Росстатом, в России наблюдается рост скрытых и смешанных доходов, не отражаемых и не наблюдаемых традиционными методами расчета. Речь идет реально о колоссальных суммах: за первые 3 месяца текущего года «мимо» государственной отчетности прошли около 2,4 триллиона рублей, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Следует учитывать, что в эту сумму входят как доходы работников, не оформленных официально, так и доходы тех, кто получает неофициальную часть в конвертах, а также иные финансовые поступления, не являющиеся официальной зарплатой. Вполне логично, что рост объемов теневой зарплаты также связан со стремлением россиян поправить собственное материальное положение за счет любых способов подработки.

Связано это с наблюдаемым четвертый год подряд падением доходов населения: граждане устали терпеть, и стараются компенсировать выпавшие доходы любыми доступными способами. Естественно, что самый распространенный способ – это подработка, получить которую проще всего как раз в «тени». Если людей перестала устраивать зарплата на официальной работе, вполне логично начать искать новое место. Но всем прекрасно известна ситуация на рынке труда, так что по такому сценарию идут лишь единицы. Большинство же не уходит с работы, а пытается использовать рабочее время и мощности с максимальной продуктивностью, параллельно подрабатывая и зарабатывая «левак». При этом каких-либо стимулов перестать это делать или выходить из «тени» (для тех, кто полностью занят на неформальной работе) для граждан не наблюдается.

Впрочем, по оценкам того же Росстата, объем теневых зарплат, несмотря на рост в первом квартале, находится сегодня на своих минимальных значениях. Например, в прошлом году они составили лишь немногим более 10 триллионов рублей, что составляет около четверти от общего зарплатного фонда по стране. А это, как отмечают статисты, минимальное значение за последние 6 лет. Впрочем, радости это доставляет мало – снижение объема неформальных зарплат не говорит об их легализации, иначе бы фонд легальных зарплат рос. Но этого не происходит, что говорит лишь о том, что попросту в стране становится меньше денег. Таким образом, это лишь наблюдаемое свидетельство масштабов кризиса в стране. А это говорит лишь о том, что люди продолжат находиться в неформальном секторе, ведь там им попросту комфортнее. Тем более что реально бороться с «тенью» никто не хочет.

Карательные меры малоэффективны

Наиболее активными «детинизаторами», как ни странно, оказались отнюдь не законодатели, а подконтрольный Минтруду Роструд в дуэте с налоговиками. Они за последние годы проявили небывалую активность в вопросе проверок бизнеса по факту неформальной занятости. Но это все – «репрессии», а они, как известно, никогда не приносят необходимого эффекта, если нет «пряника». Стоит лишь вспомнить ту волну общественного негодования, вызванную самим фактом обсуждения возможности введения так называемого налога для тунеядцев или, например, лишения страховки по ОМС граждан, не работающих официально. Так и здесь: можно усилить ответственность за нарушения, можно даже ввести уголовные статьи и реальные сроки лишения свободы за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов. Но в таком случае опираясь на исследование РАНХиГС, дела придется открывать на каждого второго трудоспособного гражданина.

Тем более что проблема вызвана отнюдь не только желанием граждан и предпринимателей уклониться от уплаты налогов, объективно можно назвать как минимум несколько социально-экономических аспектов, способствующих ухудшению ситуации. Во-первых, это непрозрачность налоговой системы: никто и никогда не сможет узнать, на что были потрачены средства, уплаченные им в казну или страховые фонды. Во-вторых, это падение доходов населения, речь о котором шла выше. В-третьих, чрезмерная налоговая нагрузка, достигающая по разным оценкам около 50% полученного дохода. Естественно, что в существующих российских реалиях мало кому хочется отдавать половину своих доходов, не получая совершенно никакой информации о том, куда они были потрачены.

Поэтому единственно верной стратегией для государства должна стать разработка комплекса стимулов для населения, которые сделают выход с теневого рынка труда действительно выгодным. Это, естественно, и налоговые каникулы, и прогрессивная шкала налогообложения, и иные «плюшки» в обмен на легализацию. Само собой, потребуется и ужесточение ответственности, однако актуальным оно станет лишь после создания благоприятных условий для детенизации и сокращения неформального сектора.

 

Разместить резюме Добавить вакансию