Аналитические материалы

Зарплата превыше всего: Минтруд поможет вернуть долги по оплате труда

star_img_0650_jpg_ejw_1280

Рынок труда показывает явные успехи в борьбе с кризисом, одним из самых ярких проявлений тому стали сократившиеся за год долги по заработной плате – за 2016 год в годичном выражении они уменьшились с 5 до 3,8 млрд рублей. Но в Минтруде считают, что это далеко не предел – по их оценкам уже в январе 2017 года уровень зарплатной задолженности упадет еще ниже. Причиной тому должны стать проведенные в конце года расчеты между предприятиями, за счет которых, надеются в министерстве, и будут погашены долги.

Но все это остается на совести непосредственно работодателей – существующих сегодня в законодательстве инструментов не всегда хватает, чтоб заставить предприятия гасить долги перед своими сотрудниками. В 2016 году санкции в отношении работодателей образующих зарплатные задолженности уже были ужесточены – Минтруд инициировал повышение штрафов, уточнение сроков и введение материальной ответственности. Но судя по тому, что ведомство рассматривает возможность усиления ответственности, таких мер оказалось недостаточно.

Дополнительные меры

В Минтруде утверждают, что за 2016 год долги по заработной плате существенно снизились – по словам министра труда Максима Топилина, которые приводит «Коммерсант», показатели задолженности упали с 5 до 3,8 млрд рублей на декабрь 2016 года. Однако оценки Минтруда не соответствуют показателям Росстата, который, наоборот, зафиксировал рост долгов в период январь-декабрь 2016 года. Так, по информации статистов, в январе 2016 года общая задолженность составляла 3,5 млрд рублей, а в декабре – 3,85 млрд, что на 350 млн рублей больше. И хоть в масштабах общего российского фонда оплаты труда – сумма незначительная, 71 тыс. работников (на 1 января 2016 года их было 65 тыс. человек) по-прежнему не получили положенную им оплату труда.

Тем не менее на 1 января 2017 года ситуация должна исправиться – как говорит Топилин, на конец года большинство предприятий должны провести итоговые расчеты друг между другом, за счет которых часть существующих долгов по зарплате будет погашена, и общая задолженность снизится. Но оптимизм главы Минтруда носит умеренный характер, по его мнению, существующие в законодательстве инструменты не всегда могут заставить работодателей гасить долги.

_36h2-jpgm_w500

Топилин признает, что работники, в рамках трудовых отношений, остаются «менее защищенной стороной», а поэтому для полноценной реализации их прав нужны куда более жесткие меры государственной защиты, прежде всего, в части оплаты труда. Поэтому, по словам министра, его ведомство будет готовить и обсуждать в 2017 году дополнительные инициативы, направленные на более полную защиту прав трудящихся, в том числе и усиление санкций в отношении работодателей.

Такая задача была поставлена на прошедшем перед Новым годом правительственном совещании у премьер-министра.

Одной из главных потенциальных мер министр называет введение «инкассового списания средств» с банковских счетов работодателя в счет образовавшейся задолженности. По мнению Топилина, было бы правильно наделить трудовые инспекции правом выставлять инкассовые требования. Изложенная модель выглядит так: при образовании задолженности трудовая инспекция будет получать судебный приказ, который будет передан в ФССП. Приставы, в свою очередь, уже в отлаженном порядке будут списывать средства со счетов предприятия, как только те поступят. И хоть представленный порядок кажется министру правильным, его еще предстоит обсудить с профсоюзами и работодателями.

Будут против, но не все

С тем, что работники остаются самой незащищенной стороной в трудовых отношениях трудно поспорить – права трудящихся, а особенно в вопросах оплаты труда, действительно требуют комплексной и более глубокой защиты. Но, предложенная Минтрудом модель едва ли найдет поддержку в профессиональном сообществе и тем более в кругах работодателей. Не новость, что задолженность по заработной плате не возникает спонтанно – по подсчетам экспертов в 98% случае она является последствием финансовых проблем предприятий, из которых минимум треть находится в стадии банкротства и неплатежеспособности (т.е. взыскать любую задолженность с них не представляется возможным). Если же предложения Минтруда будут воплощены в жизнь, и заходящие на проблемное предприятие средства будут автоматически списываться в счет зарплатных долгов, в ряде случаев это обречет его на неизбежную гибель. Нет сомнений, что это станет главным аргументом работодателей «против» такого усиления.

Но, с другой стороны, работники не должны отвечать за финансовые проблемы работодателей, поэтому достаточно жесткие меры, направленные на погашение зарплатных долгов, наверняка будут поддержаны социальным блоком. Поддержат предложение и профсоюзы – задолженность по зарплате всегда в «топе» причин трудовых конфликтов, а высказанные Топилиным предложения по факту не усилят ответственность работодателей, как это было раньше, а будут способствовать реальному погашению задолженности.

dolg1

Другой вопрос, что предложенная модель уже существует, только правом на такое взыскание обладают сами работники.
 Имея на руках судебный приказ о взыскании задолженности, они могут самостоятельно передавать его приставам и те, в свою очередь, будут взыскивать ее со счетов предприятия, как только деньги поступят на счета или же другими путями, предусмотренными исполнительным производством. Возможно, если взыскание будет администрировать трудовая инспекция, это сделает процесс возврата зарплатных долгов централизованным, но едва ли позволит ускорить его.

В качестве «ускорителя» может выступить высказанная президентом в конце августа 2016 года идея, по которой зарплатные долги получат приоритет перед другими обязательными платежами – налогами и страховыми отчислениями. Вероятно, именно эта идея и ляжет в основу предложенных инициатив.

 

Разместить резюме Добавить вакансию