Аналитические материалы

Социальная помощь НЕ нуждающимся: кто в стране получает «социалку»?

2

Бедность в России – одна из основных проблем, борьба с которой не прекращается на протяжении всего периода независимости.
Но, несмотря на активное участие властей в этом процессе, вся программа борьбы, скорее, близка к фиаско, нежели к успеху – с каждым повышением прожиточного минимума бедных в РФ становится на пару-тройку миллионов больше. Согласно выводам одной из профильных дискуссий сентябрьского экономического форума, прошедшего в Москве, с каждого рубля, выделяемого из госбюджета на соцпрограммы, до бедняков доходит лишь 11 копеек, на адресную социальную помощь – 28 копеек.

Причиной такого крайне низкоэффективного расходования государственных средств названа система социальной защиты, которую Россия унаследовала от Советского государства. Она предполагает охват огромной аудитории населения с низкой частью адресной помощи, которая по некоторым оценкам не превышает 15-16% в общей структуре социальных выплат. Огромное количество получателей государственной поддержки оставляет тех, кто действительно нуждается, без необходимой помощи. В чем проблема существующей системы и кто действительно получает государственные средства без нужды в них? Карьерист.ру постарался разобраться в насущной проблеме.

Конгломерат льгот

Доставшаяся России в наследство система социальной помощи сформировалась вначале 90-х, с неожиданным приходом независимости, и на протяжении всех последующих лет лишь разрасталась и увеличивалась в объемах, категориях и видах поддержки. По словам научного сотрудника  НИФИ Олеси Феоктистовой, чьи слова приводит «Коммерсант», сегодня эта система охватывает больше 300 категорий получателей и 800 видов помощи – это и льготы, и субсидии, и пенсии, и пособия, и много других видов. Сформировался настоящий громоздкий «конгломерат льгот», который начиная с 2000-х, пытаются реформировать и монетизировать, но адресными удалось сделать лишь еще 0,7% от общего числа мер поддержки.

sots

Получателями той или иной формы помощи считаются 70% россиян, если исключить пенсионеров – 42%. Вместе с тем согласно аналитическому докладу НИФИ и Всемирного банка (ВБ) «Эффективная социальная поддержка населения. Версия 3.0», результаты которого опубликовали «Известия», каждый пятый бедняк в России, вообще, не участвует в социальных программах, а почти 90% из получателей льгот по факту в них совсем не нуждается. В общей сложности государство тратит 3% ВВП ежегодно на оказание помощи нуждающимся, однако, по подсчетам исследователей, дефицит средств бедняков (по формальным признакам) оценивается лишь в 1% ВВП. Таким образом, средств для борьбы с бедностью у государства достаточно – хватило бы, даже если бы лишь треть выделяемых денег доходила до адресата.

Но существующая система не предусматривает увеличения доли адресной помощи – приоритетным является категориальное распределение. Исследователи из НИФИ выделили из них несколько основных групп: «за особые заслуги» 139 видов поощрений получают 37 категорий граждан, «за особо сложные и связанные с риском условия труда» льготами наделены 82 категории, на которых распространяется 117 видов помощи, 450 видов «компенсаций того или иного ущерба» получает 131 категория россиян и т.д. При этом ученые выделили наиболее многочисленные категории получателей помощи – ими неожиданно стали ветераны труда (9 млн) и работники сельского хозяйства (1,5 млн).

Эксперты уверены – это далеко не самые нуждающиеся категории россиян. По их мнению, система соцподдержки использовалась правительством, скорее, для повышения лояльности и оживления электората.

Помочь обеспеченным

Но как оказалось, получателями государственной социальной помощи могут выступать не только «не нуждающиеся», но и откровенно состоятельные люди по средним российским рамкам. Одни из самых существенных доплат к пенсии получают российские чиновники – только в одной Саратовской области обычные госслужащие-пенсионеры ежемесячно получают около 7 тыс. рублей дополнительно. Но это – далеко не самые серьезные доплаты: например, бывшие члены региональных правительств и депутаты областных дум могут претендовать на доплаты до 100 тыс. рублей. На дополнительную социальную помощь могут рассчитывать также титулованные спортсмены и их тренеры, деятели искусств, актеры, художники, певцы, а иногда и даже члены их семей. Причем, как пишет «Коммерсант», такая помощь нередко дублируется на государственном и региональном уровне, что часто запрещено законом.

image-m3id5874

Впрочем, региональные формы социальной поддержки далеко не всегда предоставляются в крупных размерах.
Например, детские пособия, в зависимости от региона, колеблются в пределах 100-150 рублей в месяц. При этом система полна таких мизерных пособий и компенсаций для поддержки семей – на питание в школе, на компенсацию платы за детский сад, на оплату проезда, отдыха, лекарств, при рождении ребенка, на семейные праздники и т.д. Естественно, что принцип адресности тут не учитывается – помощь получают семьи, независимо от уровня достатка.

Но так далеко не везде. Например, на региональном уровне вполне нормальным может считаться выделения в отдельную категорию получателей помощи конкретной семьи или, вообще, человека. Так, в купе нормативных актов региональных правительств нередко можно встретить приказы о выделении ежемесячного социального пособия бывшему руководителю государственного предприятия, средств на лечение вдове прокурора или жилья победительнице конкурса красоты. И это происходит даже несмотря на то, что подобные граждане не входят ни в одну из международных классификаций граждан, которым может понадобиться помощь.

Кстати, согласно внутренней документации МОТ, претендовать на социальную помощь государства могут лишь 9 категорий граждан, среди которых дети, беременные, инвалиды, старики, потерявшие кормильца, безработные, просто бедняки и т.д. Но согласно результатам исследования НИФИ и ВБ, они занимают лишь 13% в общей структуре получателей. Так что необходимость реформирования системы и увеличения доли адресной помощи не у кого уже не вызывает сомнений.

Адресность по нужде

Параллельно с введением принципа адресности, важным аспектом реформирования системы соцподдержки должно стать сокращение огромного количества льгот и выделения их не «по заслугам» или иным абсурдным критериям, а «по нуждаемости». Ярким примером является Соединенное Королевство, где с недавних пор ввели общую меру соцподдержки для нуждающихся вместо 6 других, основанных на разных критериях. Но определение критерия нуждаемости в России – задача не из легких. Этот вопрос активно начал обсуждаться недавно, в свете предложения ввести пособие по бедности, которое нужно привязать к критерию «нужды». Вполне логичной представляется концепция сравнения доходов гражданина с прожиточным минимумом, но в нашей стране она работать не будет – масштабы сокрытия реальных доходов граждан таковы, что у формальных бедняков нередко обнаруживается коммерческая недвижимость, элитные иномарки или, например, прогулочные катера.

В связи с этим методика оценки реальной экономической ситуации нуждающихся требует учета не только доходов, но и их имущественного положения. Как отмечает Феоктистова, чьи слова приводит «Коммерсант», проблема отечественной системы соцпомощи не в том, что стране не хватает средств – они просто неэффективно используются. Чтоб повысить эффективность, исследователи из НАФИ и ВБ предлагают менять не только принципы определения нуждаемости, но и саму систему в целом, предоставляя помощь, опираясь на международные критерии и вводя единое пособие, которое выделяется всем гражданам, ранее входящим в те или иные категории, при наличии этой самой нужды.

mnogodetnaya-semya-posobiya-vyplaty-socialnaya-podderkzha-640x498

Но это невозможно сделать, не сломав категориальный принцип определения получателей помощи – он, по мнению ученых, требует радикального изменения. Но с универсализацией системы согласны далеко не все. В частности, Елена Аврамова из РАНХиГС, чьи слова приводят «Известия», считает, что унификация соцпомощи принесет много минусов, прежде всего потому, что трудно представить себе единый принцип, который позволит объективно охватить всех по-настоящему нуждающихся.

Вместе с тем она поддерживает повышение доли адресности.

И с ней согласна ее коллега из РАНХиГС Елена Гришина – она отмечает, что движения в сторону адресности соцпомощи сегодня находятся на пике – регионы вводят критерии нуждаемости, ограничивая многих обеспеченных россиян в ранее предоставляемых пособиях и льготах. Но логика региональных властей далеко не всегда прагматична – в большинстве случаев категории типа «за заслуги», где 99% получателей не относятся к беднякам, остаются нетронутыми. «Обрезке», как правило, поддаются куда более полезные статьи, направленные на поддержку семей, детей и прочих нуждающихся. Впрочем, ничего нового. Так что без тотальной «зачистки» списка существующих и несправедливых категорий получателей социальной поддержки на федеральном уровне явно не обойтись.

 

Разместить резюме Добавить вакансию