Аналитические материалы

«Работающие бедняки»: чем полезен дешевый труд?

Россия, как неоднократно уже заявляли чиновники социального блока правительства, имеет уникальнейшую модель бедности – у нас бедными считаются даже те, кто имеют стабильную работу и зарплату. Вице-премьер Ольга Голодец оценила количество таковых россиян почти в 5 млн человек, которые работают, но при этом живут за гранью бедности. Это подтверждается и данными Росстата, который насчитал около 10,5% трудящихся, чей доход ниже прожиточного минимума (грубо говоря, ниже 10,5 тыс. рублей). Но что еще интереснее, вместе с ними мы имеем еще 1,5% трудящихся, чей доход ниже даже минимальной зарплаты, которая с 1 июля составляет 7,8 тыс. рублей.

Интересная ситуация – в стране сформировалась настоящая прослойка населения, куда входят так называемые работающие бедняки. Для работодателей, понятно, такая ситуация очень даже выгодна. Но некоторые эксперты находят плюсы и для работников. Такая себе взаимовыгодная связь – предприятия могут отказаться от модернизации, продолжая платить низкую зарплату, но при этом сами трудящиеся смогут сохранить рабочее место и получать хоть и небольшую, но стабильную зарплату. Особенно это характерно для провинциальных моногородов, где проблемы с трудоустройством – вещь весьма обыденная.

В интересах властей и бизнеса

В недавнем докладе Центра стратегических разработок Алексея Кудрина отмечалось, что в России сформировалась своя рыночная специфика занятости, которая компенсирует экономические проблемы не посредством повышения безработицы, а за счет падения уровня зарплат. Для кризиса, откровенно говоря, явление не типичное, но таковы российские реалии. Тем более что законодательных препятствий для этого практически не существует, а установленный нормативами МРОТ до неприличного низок и составляет всего 7,8 тыс. рублей. И правда, почему бы не снижать – минимальная зарплата даже ниже прожиточного минимума! И в этом вопросе власть подыгрывает бизнесу, ведь государство не заинтересовано в массовых увольнениях своих граждан. Чиновники в действительности стараются делать все, чтоб число тех, кто будет сокращен по экономическим причинам, сводилось к минимуму.

Чины продолжают оказывать давление на крупные и средние предприятия дабы свести число сокращений к минимуму, пусть это даже будет за счет сокращения зарплат – на статистику безработицы это не повлияет. Обычно это происходит путем взаимовыгодных уступок: предприятию разрешают провести небольшие «корпоративные чисти», но взамен его обязуют организовать некие курсы переквалификации уволенных работников или даже вернуть работника в штат при улучшении ситуации. В отместку бизнес получает поддержку со стороны муниципалитета, ослабление надзорного давления, а иногда даже и инвестиции со стороны властей. Такое взаимовыгодное сотрудничество устраивает и многих работников – они остаются на своих местах, пусть и с низкой зарплатой, но «с куском хлеба», что было очень важно, особенно в период пика кризиса 2015-2016 г.г.

Впрочем, как мы знаем, вопрос официально низкой зарплат весьма спорный, ибо белые оклады на уровне 10 тыс. рублей и ниже платят чаще всего на крупных ведомственных и государственных предприятиях. Параллельно для них характерны непомерно раздутые штаты, когда в них включаются люди, выполняющие минимальные задачи, характерные для выплачиваемой им зарплаты. Ну, или вообще не появляющиеся на предприятии, лишь числясь, в обмен на «откат».

Те же, кто платят низкую зарплату на уровне минималки среди частников, очевидно, отдают оставшуюся часть жалования в конвертах. Серые зарплаты – наиболее популярная схема для экономии на платежах и налогах, поэтому ей активно пользуется большинство предпринимателей. Только представьте, что в теневом секторе в той или иной мере задействованы только по официальным данным около 17 млн трудящихся россиян. Понятно, что это накладывает отпечаток на официальную бедность трудящихся. Но следуя логике властей, хорошо, что хоть не безработные.

Сомнительный труд

Очевидно, что те, чья зарплата в реальности не достигает и 10 тыс. рублей, едва ли будут напрягаться на работе – они не будут стремиться выполнить все, что от них хотят, и даже будут искать выгоды от такого положения дел. Так, много кто сможет вспомнить про случаи, когда рабочие на предприятиях с низкой зарплатой целыми цехами уходили в недельные запои сразу после зарплаты, а массовые хищения имели место практически постоянно. Но по сложившейся традиции, им никто ничего не говорит – какой спрос может быть с трудяг, которые получают 8-10 тыс. рублей в месяц? Им вообще должны сказать спасибо, что они за такие деньги ходят на работу. И ТОПы говорят им своеобразное спасибо, закрывая глаза на запои, хищения, совмещения и множество других проколов.

Вот, например, на одном из крупных энергетических предприятий Ростовской области рабочие регулярно воруют электрокабель, сбывая его на местных рынках торговцам или в пунктах приема металлолома. Руководство знает об этой ситуации, и даже знает фамилии воров, но делать ничего и не пытается – каждый выживает как может. Параллельно встречаются случаи, когда рабочие оформляются сразу на нескольких предприятиях дабы прокормить семью. В крупных городах такого бы никто не потерпел – работать сразу в нескольких местах невозможно физически. Но в провинции, как оказалось, возможно все – руководство закрывает на такие вещи глаза, поскольку работать будет попросту некому.

С другой стороны, руководство само создает такую ситуацию, так как не оставляет своим трудящимся никаких шансов ни на финансовый, ни на карьерный рост. Даже на банальные должности мастеров, не говоря уже о заместителях начальников цехов и самих начальниках, берут людей «со стороны» – к своему персоналу доверия нет, да и блат как всегда имеет место. Да и работники «платят» тем же – производительность труда, откровенно говоря, оставляет желать лучшего. Другое дело в отраслях «новой» экономики, там и зарплаты, и производительность повыше.

Люди и машины

Эксперты уверены: бизнесу гораздо проще платить копеешные зарплаты, чем заниматься модернизацией, внедрением новых технологий. Даже если доходы предприятия позволяют серьезно повышать зарплату, руководство не будет этого делать, тем более в провинциальных населенных пунктах. Люди готовы работать и за маленькую зарплату, тем более что ее повышение серьезно понизит конкурентоспособность продукции. Законы рынка таковы, что для понижения себестоимости нужна модернизация, но тогда придется проводить массовые увольнения, против чего выступят местные власти. Да и закупка нового оборудования, мероприятие весьма затратное, так как обычно эквивалентно пяти фондам оплаты труда за год! Редкое предприятие в России располагает такими ресурсами.

Тем более что расходы на оплату труда за последние 15-20 лет существенно снизились. Те, кто занимаются обработкой, сократили издержки на персонал примерно на 30-35%, а это говорит вовсе не о модернизации, а о сокращении возможностей предприятий. Заказов стало существенно меньше, персонал сокращается, а те, кому все же удалось сохранить работников, платят им сущие копейки. Получается замкнутый круг: для повышения зарплат нужно повышение спроса, а повышение спроса невозможно за счет людей с низкими доходами. Ну а кредитование бизнеса, как мы знаем, практически отсутствует в России, а если и есть, то мало кто будет рисковать собственным предприятием для его технического перевооружения.

Конечно, многие, кто решились на модернизацию, выигрывают в долгосрочной перспективе. Выпуск конкурентоспособной продукции в идеале должен привести к повышению выручки, окупаемости модернизации и в итоге к повышению зарплат на предприятии. Но в условиях той нестабильности, в которой приходится работать, предприниматели боятся идти на такой, пусть и осознанный и оправданный, но риск.

Напомним, что проблема с низкой минимальной зарплатой активно обсуждается последнее время. Законодатели даже взялись за реализацию нормативов, согласно которым минималка должна быть не ниже прожиточного минимума. Отдельным министерствам даже поручено разработать законопроект с механизмом, как это все будет реализовываться на практике. Но многие эксперты скептически относятся к таким инициативам, утверждая, что существующая модель и так прошла проверку кризисом и менять ее незачем. Ну а огромная армия трудящихся бедняков, не иначе как расплата за низкий уровень безработицы.

 

Разместить резюме Добавить вакансию