Образование и медицина – одни из тех отраслей, которые традиционно воспринимаются правительством в качестве обузы: выгоды никакой не приносят, геополитического смысла не несут, требуют огромного количества бюджетных расходов, и при этом им еще и всегда мало. Что ж, «бюджетники» они на то и называются так, что находятся на полном содержании государства, реализуя при этом жизненно важные для страны функции – подготовки подрастающего поколения и охраны здоровья всех россиян. Особенно их роль искажается в глазах чиновников, когда дело доходит до «распила» и «дележки» бюджета страны на будущие годы.
Как мы знаем, около недели назад Министерство финансов обнародовало проект федерального бюджета на будущие 3 года. Судя по нему, основной тренд – это уменьшение бюджетных расходов и сокращение дефицита бюджета с 3,7% сегодня до 1,2% ВВП в 2019 году. И одними из отраслей, за счет которых планируется обеспечить такую необходимую стране экономию, является как раз медицина и образование, совокупные расходы на которые в процентном соотношении к ВВП будут сокращаться. Карьрист.ру постарался выяснить, что ждет эти самые важные социальные отрасли экономики?
На содержании регионов
Федеральная власть поставила перед собой цель сократить дефицит бюджета и главные инструменты для этого – сокращение расходов. Помимо многострадальных социальных выплат в поле зрения правительственных чиновников попали медицина и образование. Как пишет «РБК», ссылаясь на экспертов из НИУ ВШЭ, эти две отрасли и так в большинстве своем находятся на региональном содержании, но, несмотря на это, федеральная власть продолжает уменьшать финансирование. Например, «Московский комсомолец», ссылаясь на аналитику портала Finanz.ru, пишет, что затраты общей сметы на здравоохранение уменьшаться на целых 33%! При этом по данным «Российской газеты», финансирование медицины все-таки увеличится аж на 5,9%, но за счет консолидированного бюджета (включающего бюджеты всех уровней).
Так, по данным экономистов, объем регионального финансирования образования в прошлом году составил 2,4 из 3-х трлн рублей. Аналогичная ситуация и с медициной – из общих 2,8 трлн рублей, 1,6 трлн выделил фонд обязательного медицинского страхования (ОМС), формируемый за счет работодателей (1 трлн) и все тех же регионов (0,6 трлн). При этом еще 700 млрд региональные власти направили на медицину напрямую. Из всего этого получается, что из общего числа образовательных расходов, регионы выделили 81% необходимых средств, и 47% от общего объема средств, необходимых на медицину.
Анализируя все это, экономисты НИУ ВШЭ, слова которых приводит «РБК», приходят к выводу, что федеральная власть намерено «устраняется» от финансирования этих бюджетных сфер. Например, за последние 3 года доля расходов на образование уменьшилась на 0,3% ВВП, и к 2019 году должна снизиться еще на 0,1% – до 0,6% ВВП. Аналогичная ситуация и с медициной, расходы федерального бюджета на которую должны ужаться до 0,4% ВВП к концу планового периода.
Структурное несовершенство
Свое опасение относительно ситуации с финансированием образования и медицины высказывают и некоторые чиновники (по большей части, бывшие). Например, бывший глава Минфина Алексей Кудрин, как пишут «РИА Новости», считает, что созданный сегодня 3-летний бюджет проявляет свое структурное несовершенство. В частности, это можно наблюдать в рекордно малой доле расходов на образовательные и медицинские отрасли. Более того, структура расходной части на будущие 3 года распределена таким образом, что они ежегодно будут снижаться.
Как заявил политик, это связано с низкой «маневренностью» бюджета, которая вызвана высокой долей расходов на оборону и соцвыплаты. Так, согласно проекту трехлетнего бюджета оборона и безопасность в общей сложности потребуют свыше 6,6 трлн рублей, а «социальная политика» и, вообще, около 15 трлн рублей, что выводит ее в ранг «самой дорогостоящей» статьи бюджета. Кудрин считает, что с такими объемами социальных расходов, правительству нужно делать все для увеличения эффективности этих расходов, и тогда найдутся средства и на образование, и на медицину.
Но это лишь слова, а в реальности, основная тягота содержания медицины и образования очередной раз ляжет, судя по всему, на регионы. Смогут ли они и дальше нести эту ношу?
Три пути развития
Очевидно, субъекты федерации столкнутся с проблемами. Как прогнозирует Министерство финансов, за будущие 3 года региональные бюджеты сократят свои доходы как минимум на 0,6% от ВВП, и связано это будет в основном со снижением трансферов средств из федерального бюджета, которые за этот же срок должны будут уменьшиться на 0,4% ВВП. Несмотря на ответственную роль регионов в финансировании социально важных отраслей, федеральный центр продолжает снижать свое присутствие… При этом особые проблемы могут возникнуть с медициной, которая во многом финансируется за счет ОМС – поступления туда прямо зависят от общих декларируемых объемов оплаты труда, которые, как известно, последнее время сокращаются.
Необходимость повышения региональных расходов обусловлена и обязанностью регионов повышать зарплаты бюджетников, чего требуют «майские указы». Выделение ассигнований на эти цели является приоритетным, даже в случае негативной динамики доходов регионального бюджета – независимо от внешних факторов центр требует, чтоб зарплаты бюджетников были не ниже, чем средние по региону. Учитывая последовательное сокращение помощи из федерального бюджета, продолжать финансировать эти расходы регионам становится все сложнее – поскольку «майские указы», как известно, находятся в приоритете, им приходится сокращать другие расходы. Причем учитывая существующие тенденции, ситуация будет усугубляться.
В свете всего этого, ученые из НИУ ВШЭ видят 3 возможных пути, по которому может пойти страна в вопросах социальной политики. Самый простой – это оставить все как есть, полагаясь на то, что попечение образованием и здравоохранением будут осуществлять регионы. В итоге это приведет к тому, что финансирование этих отраслей окажется на уровне Азии и Латинской Америки, что на фоне существующих в России демографических проблем, приведет к настоящей катастрофе уже в ближайшем будущем.
Второй вариант – вернуться к приоритету социальной политики и поискам новых возможностей для сокращения расходов в других отраслях. Эксперты считают, что помимо сокращения военных расходов, существует немалый потенциал для экономии в субсидиях для промышленности, финансировании государственных корпораций и прочих менее важных отраслях (зарплатах депутатов, министров и государственных чиновников в конце концов). Важность такого «бюджетного маневра» гораздо выше.
В любом случае рано или поздно, но выбор делать-таки придется. И тогда мы наглядно увидим, что для центра важнее всего. Хотя, у простых россиян уже давно есть ответ на этот вопрос…
Разместить резюме Добавить вакансию