Совет HR-консультанта

Кризисная диета для соцпакета

Кризисная диета для соцпакета

Эксперты рынка труда прогнозируют, несмотря на кризис, сохранение спроса на высококвалифицированные кадры в сфере продаж, IT-отрасли и маркетинга. Тенденция продлится до конца текущего года. В связи с этим еще большее значение приобретает социальный пакет – он объединяет интересы сотрудников в получении материальной выгоды и стратегические задачи компании.

Опции социального пакета

В соцпакет могут входить:

  • дополнительное медицинское страхование
  • профессиональное обучение
  • бесплатное питание
  • оплата мобильной связи
  • компенсация за использование личного автомобиля и транспортные расходы
  • оплата детских садов и обучение детей
  • корпоративный абонемент в бассейн, спортивный зал
  • санаторно-курортное лечение.

В зависимости от возможностей компании этот список может быть еще шире. Но в реальности большинство работодателей свой социальный пакет ограничивают двумя-тремя пунктами.

Необходимо отметить, что социальный пакет зарубежных компаний, работающих на российском рынке, отличается по своей структуре от пакета отечественных работодателей. Российские компании в основном готовы тратиться на компенсацию амортизации личного автомобиля (86%), отдых и досуг (51%) и оплату мобильной связи (44%). В 79% зарубежных компаний сотрудники получают бесплатное медицинское страхование. Около 80% иностранных компаний оплачивают работникам питание, выдают кредиты 40% фирм.

Опции социального пакета российских компаний

Как формируется социальный пакет

Перед работодателем стоит сложная задача: он должен сформировать социальный пакет таким образом, чтобы угодить каждому сотруднику и при этом уложиться в бюджет. Один из подходов заключается в том, что льготы предоставляются дифференцированно, в зависимости от занимаемой должности и стажа работы. Базовый пакет услуг получают все сотрудники – это может быть оплата обедов, транспортных расходов, мобильной связи. Далее льготы распределяются точечно – чем выше должность, тем более дорогие опции и бенефиты получает сотрудник (оплата медицинской страховки, корпоративная кредитная карта, автомобиль с личным водителем и пр.).

В российских компаниях чаще всего при распределении социальных услуг применяется метод «кафетерия», когда сотрудник может выбрать необходимую именно ему позицию. Одному нравится заниматься за счет фирмы спортом, другой предпочитает учить английский, а третьего интересуют специальные условия кредитования. Такой индивидуальный подход удобен для сотрудников, но очень громоздкий по администрированию.

Оптимизация соцпакета

Кризис вынуждает работодателей оптимизировать затраты. Больше всего социальный пакет «похудел» на добровольное медицинское страхование. Полностью исключили эту услугу 62% компаний, оставили без изменения затраты на ДМС всего 14% работодателей.

Однако компании, которые уже убедились в эффективности применения социального пакета, понимают, что полный отказ от него – это экстенсивный путь, который ведет к снижению производительности труда. Поэтому компании идут по пути частичного сокращения льгот. Например, страховую часть соцпакета урезают за счет исключения дорогостоящих программ, скажем, по стоматологии, или меняя «дорогую» страховую компанию на партнера, предоставляющего более дешевые услуги. Примерно таким же образом поступают, когда стремятся снизить затраты на обеды (меняют поставщика, оптимизируют меню).

Впрочем, это оптимистическая позиция, некоторые компании полагают, что самый лучший соцпакет в нестабильное время – это сама работа, не требующая дополнительных украшательств и «плюшек».

Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

Разместить резюме Добавить вакансию