Аналитические материалы Совет HR-консультанта

Как работать с коллегой, присутствие которого невозможно терпеть

Неприязнь

В штате сотрудников всегда найдется коллега по работе, с которым трудно найти общий язык. Со временем отношения с ним могут испортиться до уровня «Ты меня раздражаешь»! Стоит ли усугублять конфликт с токсичным человеком или же нужно искать альтернативные варианты поведения? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Неприязнь

Причины неприязни

Чтобы улучшить микроклимат в трудовом коллективе, работодатели предпочитают приглашать сотрудников на корпоративные мероприятия, где они могут провести время в неформальной обстановке и наладить отношения друг с другом. Но такая методика срабатывает не всегда, в особенности, если ваш сосед по рабочему столу вам изначально неприятен.

Причины антипатии к коллеге по работе зачастую очевидны и банальны. Вызывать раздражение даже может тот факт, что ваш «сослуживец» пренебрегает элементарными правилами гигиены. Например, приходит на работу с растрёпанными волосами или неприятным запахом изо рта. Как поступить в данном случае? Беспроигрышный вариант – это переговорить с коллегой «тет-а-тет» и деликатно указать ему на недостатки. Радикальные методы в формате: «Я напишу заявление, чтобы уволиться» здесь неуместны. Причинами неприязни к коллеге по работе могут быть и зависть, и нарушение личного пространства, и психотравмирующая ситуация, возникшая в прошлом. Каких рекомендаций стоит придерживаться в общении с токсичным сотрудником

 

Контроль эмоций

Не срывайтесь понапрасну

В повседневной жизни можно «осадить» надоевшего человека и больше с ним не контактировать. Но на рабочем месте от такой методики следует отказаться. Дайте себе установку, что в течение одного или двух месяцев обязательно разберетесь в конфликтной ситуации с антагонистом. И в указанный срок ни в коем случае не  провоцируйте ссоры с оппонентом, и поддавайтесь на какие-либо провокации с его стороны.

Обязательно держите под контролем собственные эмоции. Не заостряйте внимание на выпадах и поступках «токсичного» коллеги. Сохранить психологическое равновесие помогут дыхательные практики и чувство юмора.

Определите мотивы собственной неприязни

Бывает и такое, что сотрудник напоминает кого-то из детства или юности. Неприязнь может быть вызвана нарушением вашего личного пространства. Антипатию может спровоцировать и банальная зависть, когда коллега продвигается быстрее по карьерной лестнице. Разберитесь, что конкретно раздражает в человеке, и попытайтесь найти в нем положительные качества. Если вы сразу вспоминаете, что во время обеденного перерыва коллега громко чавкает, то не забудьте напомнить себе, что он, например, всегда соглашается пойти в магазин, чтобы купить кофе для сотрудников.

Ограничьте личные контакты и совместные проекты

Сейчас большинство вопросов по работе можно обсуждать в мессенджерах или по электронной почте. Не пренебрегайте благоприятными предлогами, чтобы минимизировать вероятность личного общения с токсичным сотрудником (например, мне нужно одному поработать в конференц-зале, чтобы сосредоточиться). Договоритесь с ним о взаимном соблюдении личного пространства или же притворитесь, что больны гриппом и не хотите никого заразить.

Сократите количество совместных проектов с антагонистом. Известный поэт Роберт Фрост однажды заявил: «Хорошие заборы – залог добрососедских отношений». Да, в прямом смысле возвести на рабочем месте прочный забор не получиться, но сымитировать его можно. Не бойтесь попросить начальство, чтобы совместных проектов с токсичным коллегой у вас было как можно меньше. Никогда не вызывайтесь добровольцем на тот участок работы, куда уже назначен несимпатичный вам сотрудник. Можно договориться с кем-то из коллег, чтобы вас заменяли в проектах, в которых участвует антагонист

Токсичность

Не рассказывайте о конфликте другим

Откровения о том, что вам некомфортно работать с конкретным человеком, могут сыграть «злую шутку». Другие коллеги могут воспринять ваш негатив к токсичному сотруднику как признак непрофессионализма и склочности. Также нельзя исключать ситуации, когда после откровений коллеги расскажут оппоненту, что вы настраиваете трудовой коллектив против, и тогда конфликт может усугубиться. Если вы хотите выговориться, то ищете группу поддержки в лице родственников и знакомых.

Учитесь на альтернативных стратегиях

Может случиться и так, что кто-то из сотрудников неприятен всему коллективу, но конкретно Петру Ивановичу «токсичный» коллега – в работе не помеха. Тогда нужно прямо спросить совета у того, кто может спокойно трудиться в присутствии человека, который вызывает неприязнь. Начало диалога примерно такое: «Петр Иванович, мне не всегда комфортно общаться с Х, и я был бы очень рад узнать о том, как вам удается сохранять хладнокровие и непринужденность в его присутствии».

Избегайте контакта в нерабочее время

Никто не вправе заставить вас обедать с токсичным коллегой за одним столом или идти с ним совместно одной дорогой из офиса до дома. Также не лучшая тактика – пересекаться с ним на выходных.

Откровенный разговор

Выбирать этот вариант следует только тогда, когда вы осознаете и понимаете, что конкретно раздражает в человеке. Решаться на откровенный диалог с токсичным сотрудником нужно, если причины антипатии носят объективный характер. Например, антагонист постоянно что-то преувеличивает или привирает. Если его обеденные блюда всякий раз источают ароматы лука, чеснока, рыбы, а вам от них дискомфортно, то это еще один весомый аргумент в пользу того, чтобы лично сказать о своих претензиях. Высказывая критику в адрес оппонента, сфокусируйтесь на поведении, которое он в состоянии контролировать и вреде его привычек. Но сообщив о своих претензиях, не забудьте предложить конкретные варианты мирного урегулирования разногласий.

Также помните о том, что оппонент также может ответить критикой на ваши замечания, поэтому реакция на нее должна быть профессиональной и адекватной.

 

Разместить резюме Добавить вакансию