Часто приходится слышать, что книга позволяет нам открывать мир. И действительно, чтение ребенку детских сказок дает ему возможность заочно познакомиться с окружающим миром, общечеловеческими ценностями, радостями и неудачами, с которыми ему придется встретиться на жизненном пути. Книга помогает ребенку познакомиться с нормами поведения и моральными качествами, с самого детства способствуя формированию его черт характера и личности в целом.
Всячески заботясь о своих детях, родители с самого маленького стараются привить им любовь к чтению, и не зря, ведь важности детской книги, как особенному фактору становления человека и гражданина уделяли внимание множество известных педагогов и психологов, таких как Ушинский и Рубинштейн. Это залог духовного развития не только конкретного ребенка, но и здорового будущего поколения в целом.
Однако, готова ли современная детская литература, с учетом современных тенденций, к решению таких задач? С какими трудностями ей приходится сталкиваться? Возможно, стоит самому начать писать для детей? В честь Международного дня детской книги, отмечаемого в день рождения великого сказочника из Дании, Г.Х. Андерсена – 2 апреля, Карьерист.ру решил разобраться в этих вопросах.
Недетские проблемы детской литературы
Несмотря на свою огромную роль, отечественная детская литература, на протяжении всего своего становления старалась обособиться от общей и учебной литературы, выделяясь в некую отдельную отрасль. И если в советское время это не доставляло особых проблем – финансирование и государственная популяризация делали свое дело, то нынешние реалии ставят задачи, которые заставляют детскую книгу менять ориентацию.
Ох уж эти сказочники…
Сегодня заказчиком детской книги стал рынок, а поэтому, она потеряла прямую связь с ребенком – покупают книги не дети, а их родители и именно на них, как на основных потребителей ориентируются издательства. Об этом говорит формат изданий, их иллюстрации, привлечение взрослых писателей, создание разнообразный «серий» и «библиотек», энциклопедий и словарей, что создает у родителей ощущение, будто они дают ребенку самое лучшее и всячески заботятся о его интеллектуальном развитии. Таким образом, современная детская книга, за счет всяческих маркетинговых приемов, стала больше ориентирована на вкусы, интересы и потребности родителей.
Дальше – больше. Как отмечает известная писательница О. Златогорская, среди всего этого коммерческого разнообразия, над «высокой», воспитывающей личность, побеждает развлекательная литература – разнообразные детективы, ужастики и сказки по мотивам мультфильмов. У начинающего писателя есть два выхода – либо писать «для себя», либо писать под формат издательств, который заранее предусматривает – каким должен быть герой и что он должен делать. Так сказать, «на заказ». Естественно, это убивает писательский талант.
Образование в целом для детей?
С отечественными учебниками дела обстоят еще хуже. Несмотря на то, что все без исключения пособия проходят резензирование в Российской академии наук, академии образования и Министерстве образования и науки, нередко приходится слышать от родителей и учителей массу нареканий. Тут проблема несколько иная, хотя и тоже связана с деньгами, правда, не совсем «чистыми»… Кто-то «состряпал», кто-то издал, кто-то написал хорошее заключение – все заработали, а детям по этим учебникам ведь учиться. Впрочем, проблема не нова.
По мнению известнейшего детского писателя, Владислава Крапивина, к книгам для детей нельзя относиться потребительски, и ждать от них финансовой выгоды. Единственная реальная отдача – выросшие на хорошей книге полноценные российские граждане. И если за последние 25 лет тотальной коммерциализации и уничтожения «высокой» детской литературы мы вырастили поколение морального упадка (с чем невозможно поспорить), то чего же ждать дальше?
3 врага детского писателя
Многие будут сваливать все вышеописанные проблемы и ситуацию в детской литературе в целом на отечественных писателей. Киньте в них камнем или еще чем потяжелее. Как раз авторы, это единственные, кто в России пытается что-либо делать для развития этой отрасли. Очевидно, что российское литературное сообщество кишит талантливыми писателями, вот только большинство из них остаются неизвестными и в итоге бросают эту затею, переходя на взрослую литературу или вовсе меняя сферу деятельности. Сегодня, даже если писатель хочет создавать форматные «произведения», лишь бы оставаться «у дел» и ждать лучших времен, ему будет крайне тяжело найти свое место в литературной мире. Если у вас возникали мысли стать детским писателем, вы должны знать, что вам в этом будут мешать:
- Издательства. Самый заклятый враг детского писателя. Весь литературный рынок занят десяткой крупнейших детских издательств, которые в тандеме с книготорговыми компаниями создают основные тенденции и формируют спрос. Им неинтересно, что пишет автор, какой посыл он донес в своем произведении, на кого ориентировал книгу – важен коммерческий интерес, иначе он для них попросту не существует. К тому же работает старое консервативное правило – зачем искать новых авторов, если отлично продаются старые Чуковский, Носов и Успенский. Такие принципы коммерческого книгоиздания неприемлемы для уважающих себя писателей… что, правда, издателям совсем не интересно.
- Дети. Уже давно не новость, что дети стали куда меньше читать – им попросту лень. И их можно понять, ведь куда интереснее кликать мышью и стучать по клавиатуре. В потоке движущейся анимированной информации у него формируется совершенно иное сознание, чем у тех, кто вырос без ПК. Тут, конечно, во многом виноваты и родители тоже, но они ведь и сами такие… В общем, в упадке детской литературы тяжело винить издательства, которые лишь стараются продать книги взрослым и заработать. Они-то знают, что дети их все равно читать не будут.
- Интернет. Он является несколько опосредованным врагом писателей, но, все же, накладывает свой отпечаток. Во-первых, с его помощью можно легко найти напечатанную в издательстве книгу и избежать ее покупки. А это прямо бьет по кошельку автора и издателя. Во-вторых, он фактически переманил всю целевую аудиторию писателей – детям намного интереснее играть в «Линейку» и «Доту», нежели читать. Все логично.
Как писать для детей?
Даже если после всего прочтенного вас не покидает мысль стать детским писателем… еще раз подумайте, стоит ли того ваше время, нервы и здоровый сон? Если вы еще до начала своей писательской карьеры твердо решили зарабатывать на этом – остановитесь, из этого точно ничего хорошего не выйдет. Если наши советы вас не останавливают, то помните – главное, это хороший текст. Не стоит задумываться о социальной значимости, перспективах продаж, необходимости учить детей добру и хорошему поведению… это лишнее,
просто беритесь и пишите то, что хотели написать!
Мы вряд ли сможем научить вас писать книги – это целая наука, о которой уже написано множество материалов, одним из которых является произведение Стивена Кинга «Как писать книги». Кроме него, сеть полнится массой других тематических и справочных трудов. После их изучения вам обязательно помогут рекомендации от одного из современных ДетПисов, лауреата нескольких литературных премий, Андрея Жвалевского. При создании произведения, ориентированного на маленького читателя, он советует:
- Правильно и четко формулировать возрастную категорию читателя. Как он утверждает, в разном возрасте ребенок читает совершенно по-разному. Для правильной подачи необходимо ознакомиться с аналогичными создаваемому вами произведениями, ориентированными на конкретную возрастную категорию. При этом стоит забыть про причастные и деепричастные обороты, сложноподчиненные предложения, метаформы и ссылки на «Тараса Бульбу».
- Следите за возрастом созданных героев. Для правильной постановки, сравните речь восьмилетнего ребенка с речью вашего восьмилетнего героя. Когда вы занижаете возраст, возникает «опасность», что герой будет несвойственно возрасту сюсюкать и улюлюкать. В обратном случае, завышая возраст и приписывая пятикласснику речи образованного студента, вы делаете героя чересчур неправдоподобным.
- Создавайте сюжет! Детей, по большей части, интересуют события, а не подробности их возникновения. Начиная с первого предложения, текст должен кишить загадками, проблемами и приключениями. Подробные и длинные описания закатов солнца, игры лучей и цветов небосвода нужно избегать. Оставьте их для литературных конкурсов. Детей интересует динамичный и развивающийся сюжет – получив его, детали окружающей среды они додумают сами.
- Размер книги. Он прямо зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем короче должна быть книга. В случае создания длинного произведения, обязательно разбивайте его на главы – так намного проще читать.
Став на путь детского писателя, вы еще раз должны учесть все возможные проблемы, с которыми вам придется столкнуться, даже при наличии действительно стоящего материала.
Но в то же время, можете быть уверены – создавая качественную и «высокую» детскую литературу, вы делаете свой вклад в духовное развитие, в том числе и своих детей. И это долгосрочный депозит точно принесет свои дивиденды!
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию