Аналитические материалы

«Пенсии подождут»: правительство отложило реформу ИПК

pension

На днях Госдума своим решением очередной раз продлила заморозку пенсионных накоплений, ранее формируемых за счет страховых выплат, перечисляемых работодателями. Особых вопросов у парламентариев при том не возникало. Все проходило по стандартно схеме, ведь заморозка оформляется Госдумой пятый раз – первый раз мораторий был введен еще на 2014 год. С тех пор все взносы формируют исключительно страховую пенсию, без какой-либо накопительной части. Сделано это с целью хоть немного компенсировать дефицит ПФР, образованный за последние годы. В качестве альтернативы замороженной накопительной части чиновники разработали принципиально иную идею – внедрения системы Индивидуального пенсионного капитала (ИПК), накопления по которому должны формироваться за счет самих пенсионеров.

Модель системы уже была разработана и даже успела претерпеть некоторые изменения. Предполагалось, что соответствующий законопроект поступит в кабмин для обсуждения еще весной 2017 года, однако до этого времени не удалось устранить принципиальные разногласия между чиновниками. Теперь же они стали причиной того, что обсуждение ИПК оказалось вообще отложенным как минимум на год. Учитывая это, новая накопительная система будет запущена не ранее 2020 года.

Обсуждение перенесли

В кабмине приняли решение перенести обсуждение системы ИПК до конца будущего года – такой вывод следует из изменений, вносимых в соответствующий график распоряжением правительства № 2719-р от 06.12.2017г. В соответствии с документом, переносится и крайняя дата внесения на рассмотрение правительства соответствующего законопроекта, предусматривающего реформирование пенсионной системы. В соответствии с новым графиком, документ, которым вводится ИПК и соответствующие стимулы участия в системе для граждан (учитывающие, к слову, возраст и уровень зарплаты), должен появиться в кабмине в декабре 2018 года. Напомним, что прошлая версия графика предусматривала его внесение на рассмотрение кабмина еще весной 2017 года.

Как подтверждают чиновники, речь идет именно о самой модели работы системы. Учитывая все это, продление моратория для накопительной системы до 2020 года выглядит весьма логичным. Очевидно, что инициаторы реформы решили взять тайм-аут – теперь к обсуждению вопроса не планируют возвращаться раньше, чем выберут президента и сформируют новый кабинет министров. Причины переноса срока внесения документа не изменились – ими продолжают быть разные позиции чиновников по поводу ключевых индикаторов новой системы. Противоречия оказались настолько существенными, что на данный момент вообще неизвестно, когда новая система будет реализована и будет ли реализована вообще.

Перенос из-за существующих противоречий подтвердили и в Минтруде, который считается одним из главных критиков если не всей системы, то точно отдельных ее положений. Главным камнем преткновения для чиновников стала так называемая автоподписка – в систему ИПК предлагается включать всех, кто не изъявил свое желание отказаться от участия в ней письменно. Такая себе презумпция согласия для «молчунов». Примечательно, что для тех, кто не откажется письменно или же самостоятельно не выберет размер отчислений, они будут автоматически расти: с 1% до 6% на протяжении 5 лет.

Социальный блок правительства, в который также входит и Минтруд, высказался резко против такой модели, требуя от авторов концепции включения в систему правила об исключительно добровольном участии. В результате прений кабмин вернул законопроект на доработку в Минфин, а Центробанк объявил об отказе от идеи автоматического подключения. Заменить его предлагалось автоматической регистрацией: моделью, когда подключиться к ИПК трудящимся предлагает уже работодатель. Для последнего, к слову, дабы он был заинтересован в участии своих сотрудников в новой накопительной системе, также предлагалось ввести ряд налоговых стимулов.

До 2020 или позже

По задумке авторов новая накопительная система должна была стартовать с начала 2019 года. Однако, учитывая тот факт, что предельные сроки внесения законопроекта в правительство (даже не в парламент) сдвинуты как минимум на 1 год, принятия и уж тем более полноценного запуска системы ждать в ранее оговоренные сроки не стоит. По мнению отдельных парламентариев, запуск ИПК сдвигается минимум на 1 год, до 2020 года или даже позже. В Госдуме сетуют: изначально идея внедрения ИПК обсуждалась сверхактивно, существовала даже договоренность с депутатами о быстром приеме документа в случае его поступления в парламент. Однако тот факт, что сегодня его откровенно «спускают на тормозах» не вдохновляет народных избранников – по мнению отдельных из них, в кабмине еще и сами до конца не определились, в каком направлении они планируют запускать систему.

Безусловно, автоподписка была ключевым вопросом, однако, как мы уже поняли, претензии социального блока были учтены, пусть и не в полном объеме. Что стало препятствием для внесения законопроекта сейчас, чиновники не разглашают. В любом случае система остается в подвешенном состоянии, когда до конца неизвестно, что будет с уже накопленными деньгами, и как они будут накапливаться на пенсии в будущем. Эксперты утверждают что нынешний – это наиболее негативный вариант развития событий, ведь он не только препятствует формированию и развитию рынка, но и не дает выбора людям – все находятся в неопределенности по поводу того, что будет дальше.

В социальном же блоке, как сообщается, продолжают стоять на своем: там готовы согласиться с основными позициями ИПК лишь в случае, если вхождение граждан в программу будет носить исключительно добровольный характер. Впрочем, против такой идеи выступают сами участники рынка – негосударственные пенсионные фонды. Они поддерживают идеи Министерства финансов и Центробанка по поводу автоматического подключения «молчунов».

Добровольно никто не подключится

Как представляется редакции Аналитического центра, больше всего от имеющей место неопределенности проигрывают именно НПФы – именно они будут администрировать накопительные платежи. Представители рынка озадачены сложившейся ситуацией и как никто ждут продолжения истории с введением накопительной системы. При этом они поддерживают авторов концепции в части введения автоподписки – мол, это не только прихоть Минфина и ЦБ, но и международный опыт. По убеждению руководителей многих НПФов, запуск системы накопления станет фактором экономического развития страны, ибо обеспечит финансовые вливания в условиях, когда они отсутствуют или существенно сокращены из-за границы. Но почему рынок настаивает именно на автоматическом подключении?

Как утверждают в Ассоциации НПФов, автоподключение – самый эффективный способ привлечения участников в систему. Даже в случае применения предложенной Центробанком модели автоматической регистрации по инициативе работодателя количество потенциальных участников системы ИПК, по подсчетам аналитиков, падает в 100 (!) раз. Так, в случае автоматического подключения ожидается, что начальная численность участвующих граждан составит около 10 млн человек, в то время как при регистрации через работодателя – лишь 100 тысяч. Соответствующим образом падает и объем накапливаемых отчислений.

С логикой представителей рынка действительно трудно поспорить. Их позиция также подтверждается и мнением американских ученых. Например, Richard H. Thaler – обладатель Нобелевской премии в этом году, описал этот механизм в своем исследовании еще 14 лет назад. По его мнению, в случае наличия у людей выбора между накоплениями и их отключением, они обязательно выберут второй вариант.

Что касается образовавшегося вакуума в рассмотрении, то он, вероятно, связан с необходимостью внедрения системы ИПК в уже существующую сегодня систему ПФР. Вся проблема российских пенсионных реформаторов в том, что от момента возникновения идеи и до ее реализации проходит столько времени, что к моменту запуска она теряет всякую актуальность. Так было и со стратегией развития ПФР, разработанной еще в 2012 году. За прошедшие 5 лет изложенные в ней идеи не просто не были реализованы – они морально устарели. Учитывая это, нельзя исключать, что к 2020 году экономическая ситуация стабилизируется и в правительстве снова вернуться к реализации замороженной сегодня накопительной системы в рамках страховой пенсии. Однако даже в таком случае едва ли в кабмине раскошелятся и станут направлять в качестве накоплений больше чем 1-2% от зарплаты работника. Впрочем, даже такие сценарии представляются маловероятными.

Разместить резюме Добавить вакансию