Аналитические материалы

Дно бедности? Каждому десятому не хватает на продукты

Около 40% россиян оказались сегодня в откровенно ужасном финансовом положении – у них не хватает средств на покупку одежды и даже пропитание. Повседневные бытовые покупки отнимают все больше денег, а на фоне традиционного для страны роста цен, гражданам приходится экономить даже на пище. С начала кризиса кошельки россиян существенно прохудились – даже те, кто имел сбережения, не смогли сохранить их в первоначальном виде или вовсе их потратили. И все это на фоне снижающихся реальных доходов населения, беднеющего третий год подряд.

Интересно, что подобные отрицательные для страны результаты наблюдаются впервые с прошлого кризиса 2008-09 годов. Но если тогда имели место положительные прогнозы: 2009 год считался дном кризиса, прохождение которого сулило экономическим ростом, то сегодня предпосылки для роста уровня жизни видят лишь во властных кабинетах. Так, в контексте прогноза на повышение реальных доходов граждан, только в I квартале текущего года официальное количество бедняков пополнилось 2 миллионами живых душ.

Опрос ВЦИОМ

Согласно последнему майскому опросу ВЦИОМ, каждый десятый россиянин испытывает трудности с деньгами на пропитание, а каждому третьему при этом недостаточно денег на покупку одежды. По мнению 4 из 5 россиян, всех этих людей следует считать бедными, даже несмотря на то, что таковых насчитывается около 40% от всего населения. Примечательно, что среди самых «проблемных» категорий оказались как всегда старики и жители сельских районов – среди них проблемы с пропитанием и покупкой одежды испытывают около 46-54%. Как утверждают социологи из ВЦИОМ, эти последние результаты сравнимы лишь с показателями 2009 года – худшего среди лет прошлого кризиса. Тогда, кстати, количество людей, испытывающих проблемы с пропитанием, также достигло 10% населения.

Обнародованные результаты исследования доказывают и так очевидные вещи: за 2014-17 годы финансовая ситуация в стране и у граждан в частности ухудшилась. Опустившись до уровня прошлого кризиса, мы имеем бедность, которая по всем субъективным оценкам явно выше официальной государственной позиции. Впрочем, по мнению многих экспертов, сложившаяся ситуация не нова для России – большая часть населения страны ощущает нехватку средств даже на самое необходимое. Например, в 90-е, когда показатель официальной бедности превышал 30%, число ощущавших себя бедными (субъективная бедность) превышало 60%.

Про уровень бедности в 90-х недавно вспоминал и президент страны Владимир Путин. Отвечая на вопросы телезрителей во время «прямой линии», он отметил, что самый высокий уровень бедности был достигнут в начале 90-х, и тогда он достигал 40%. В 2012 году, наоборот, народное благосостояние достигло пика – число бедняков было ниже 11%. За последние годы, по мнению президента, уровень бедности достиг 13,5%, хотя по недавно обнародованным данным счетной палаты, сегодня он составляет 15%.

Последние данные, откровенно говоря, оставляют желать лучшего. Как утверждает глава Счетной палаты Татьяна Голикова, только за первый квартал текущего года, к числу бедняков официально примкнуло 2 млн человек. Таким образом, количество бедных официально перевалило за два десятка – сегодня их уже 22 млн человек. Интересно, что поправки в бюджет, принятые на днях Совфедом, куда более оптимистичны. Согласно им, уровень бедности в 13,9%, зафиксированный в 2016 году, должен снизиться как минимум на 1 п.п. в этом году, а не наоборот, расти.

Есть несколько причин

Ситуацию, сложившуюся вокруг благосостояния граждан, многие эксперты связывают с несколькими негативными факторами. Первый – это продолжающееся падение реальных доходов, наблюдаемое на фоне официального роста средней зарплаты и пенсий по стране. Последние, кстати, росли по большей части за счет январских единовременных выплат, отголоски которых нам приходится слышать до сих пор. Какого-то ощутимого эффекта удалось достичь лишь в этом самом январе, позже же о нем вспоминали лишь в СМИ. Среди пенсионеров, кстати, по данным ВЦИОМ, проблемы с покупкой продуктов испытывают около 12%.

Второй фактор – это отсутствие сбережений, которые, если и были у людей, то были в большинстве своем использованы еще в первые 2 кризисных года. Деньги, как говорится, имеют свойство заканчиваться. К тому же не секрет, что большинство россиян практически не имели сбережений и до этого, живя в формате «от зарплаты до зарплаты». И если среди них встречаются лица, неспособные купить себе одежду, по мнению Валерия Миронова из НИУ ВШЭ, чьи слова приводит «Газета.ru», они просто завышают свои ожидания в сравнении с тем, что на самом деле могут себе позволить. По словам эксперта, для улучшения ситуации, темпы роста реальных доходов должны обходить уровень инфляции. Но несмотря на официально низкий уровень инфляции, мы наблюдаем лишь рост зарплат, которые не оказывают существенного влияния на показатель доходов и не дают россиянам делать сбережения.

Впрочем, как минимум половина опрошенных ВЦИОМ граждан заявила, что их финансовая ситуация осталась на уровне прошлого года – за 12 месяцев существенных изменений не произошло. Хотя положительные прогнозы не прибавляют оптимизма – каждый пятый ожидает ухудшения материальной ситуации в этом или следующем году. Чем это вызвано? Прежде всего, наблюдаемый россиянами ростом цен, а следовательно, и ростом повседневных расходов, который неминуемо отражается на кошельках людей. Отсюда очевидная финансовая стратегия большинства: населению приходится все больше экономить на бытовых расходах, поскольку именно они забирают большинство денег.

Напомним, что в спектр бытовых расходов входят не только продукты, одежда и пропитание – среди них также транспортные расходы, медикаменты, коммуналка и прочие «мелочи». Причем, экономить уже приходится не только пролетариату, пенсионерам и иным представителям низкой доходной сетки – в числе тех, кто сократил расходы еще в 2016 году, оказались предприниматели, менеджеры и госслужащие. А это не иначе как сигнал тотального обеднения. Ведь те, кто экономят на таких расходах, находятся не иначе как на грани выживания. Впрочем, прогнозы как всегда оптимистичны.

Живем прогнозами

В прошлом году показатель падения реальных доходов составит почти 5%, и на фоне этого складывающуюся сегодня ситуацию эксперты называют «стабилизацией». За последние 3 года по самым скромным оценкам мы потеряли около 10% реальных доходов, и вернуть их, согласно «Целевому макропрогнозу 2035», разработанному Минэкономразвития, удастся лишь к 2022 году. Успехи, откровенно говоря, сомнительные, тем более что в мае доходы продолжили свое падение. Так, по словам той же Голиковой, за первые 5 месяцев доходы населения упали почти на 1%, что, по мнению чиновницы существенно лучше показателей прошлого года. Сохранение отрицательной динамики трудно назвать успехом, даже несмотря на сокращение темпов снижения доходов. Тем более что потребительский спрос, очевидно, продолжает снижаться, коррелируя с показателями снижения доходов.

Так что ждать существенно роста доходов в ближайшее время не стоит – для него попросту нет предпосылок. Снижение инфляции, которая в текущем году должна составить 3,8%, это, безусловно, хорошо, но цены растут без оглядки на официальные показатели. Рост цен остается по-прежнему чувствительным, тем более для тех, кто живет за чертой бедности. Но возможно, до конца года удастся исправить ситуацию – недавно одобренные Совфедом поправки в бюджет обещают повышение доходов государства на 1,2 трлн рублей, что вызвано ростом цен на нефть. Это, в свою очередь, отразится и на реальных доходах граждан – как пообещал , по итогам года они должны вырасти на 1%.

Получается, что во втором полугодии нас ждет не просто экономический рост, но и ускорение его темпов от месяца к месяцу, так как нужно добиться не только фактического роста, но и преодоления того падения доходов в 0,8%, о которых говорят в Счетной палате. Впрочем, рост на 1% прогнозировали и в Минэкономразвития в своем целевом прогнозе – все надежды на рост ВВП, который к концу года должен достичь 2%. Правительственные финансисты продолжают утверждать – рецессия закончилась, страна переходит к росту. Об улучшении ситуации нам неоднократно приходилось слышать и в прошлом году, но на фоне этого статисты продолжают фиксировать падение доходов, сокращение покупательской способности населения и рост численности официально признанных бедняков. Показатель субъективной бедности даже не стоит затрагивать.

Но даже если реальные доходы реально вырастут, на фоне 10% официального падения, сложно сказать, насколько 1-процентный рост будет ощутим для населения. За последние годы россияне потеряли гораздо более ощутимые средства, компенсировать которые сегодня не под силу физически. Так что вряд ли стоит ждать сокращения числа бедных в стране – судя по всему, дно бедности в России еще не найдено, и поиски решено продолжить…

 

Разместить резюме Добавить вакансию