Бюджетная сфера и ее работники – камень преткновения во все века для российской общественности в общем и для политиков в частности. Сложности и проблемы в этой сфере стали не просто неизбежным фактором, а можно даже сказать естественным дополнением: зарплатный уровень всегда неудовлетворительный, качество предоставляемых услуг низкое, инфраструктура не соответствующая потребностям и т.д. О том, что бюджетная сфера остро нуждается в реформировании, не говорил разве что ленивый. В каком положении пребывает она сегодня и каковы ее перспективы, читайте в этой статье.
Каждый второй — бюджетник
Российское государство на сегодня по праву носит звание самого крупнейшего в стране работодателя. Только за последнюю «пятилетку» прирост бюджетников составил 100 тысяч человек. Такими семимильными шагами Россия в 1,4 раза опередила развитые страны ОЭСР по занятости в бюджетной сфере на тысячу человек. Проще говоря, более раздутую бюджетную сеть, чем в России, не сыскать. В тех же Штатах, к примеру, процент бюджетников составляет 17%, тогда как у нас, если свести воедино чиновников, офисных работников госучреждениях, полицейских, врачей, армейцев, воспитателей и врачей, служащих силовых ведомств, работников предприятий с полным или частичным участием государства выходит, что каждый второй россиянин – бюджетник.
С ростом численности работников социальной сферы, муниципального и государственного управления растут и расходы из бюджета страны на их зарплаты. Говоря более конкретно, за последние 10 лет расходы выросли в 2,5 раза, учитывая инфляцию.
Оптимизировали, оптимизировали да не дооптимизировали…
Вопрос оптимизации численности государственных служащих и работников бюджетной сферы поднимался неоднократно. Правда, до эффективной реализации дело так и не дошло. В частности, всего год назад Минфин предлагал начать многоэтапную оптимизацию численности бюджетников вместе с введением новых подходов повышения их зарплат. На деле же это вылилось в массовые сокращения в образовательной и здравоохранительной сферах, замораживание «свободных ставок», переработки и проявление массового недовольства в виде акций.
Примечательно, что сокращения проводятся тогда, когда стране явный дефицит учителей. По данным Министерства образования и науки в российских школах недостает более 17 тысяч учителей и это тогда, когда выпускается ВУЗами их предостаточно. Просто всего лишь 25% из получивших педагогическое образование идут работать в школу. Впрочем, это уже тема для отдельной статьи.
Дела зарплатные…
Росстат сообщает, что за минувший год зарплаты работников бюджетной сферы выросли на 10-15%. Так, средняя заработная плата российских учителей составляет примерно 27 тысяч рублей. Кстати, больше всего, по данным того же Росстата, зарабатывают медики и ученые. Самые высокие темпы роста зарплаты учителей зафиксированы в Хабаровском крае, тогда как Забайкальский край по этому показателю оказался в конце списка. Наименьшую зарплату получает младший медицинский персонал, социальные работники и работники культуры.
В текущем году бюджетникам пообещали выделить из казны примерно 80 млрд. рублей на повышение зарплаты. Этот рост должен коснуться в первую очередь среднего и младшего медперсонала, врачей, преподавателей, научных сотрудников, соцработников и работников культуры. Повышение зарплат проводится, исходя из «майских указов» российского президента, задача которых к 2018 году привести зарплаты бюджетников в соответствие со средними зарплатами по регионам. Масштабы материальной поддержки в сфере образования заявлены как самые впечатляющие – на эти цели должно быть направлено не менее 48 млрд. рублей.
К слову, согласно правительственной программе в 2014 году заработная плата преподавателей в ВУЗах должна достигнуть 125% от средней по экономике региона. Врачи и средний медперсонал должны получать 130,7 и 76,2 процента соответственно, научные сотрудники – 134%. Последние данные гласят о том, что пока что эти показатели на уровне 110, 129,7, 128 и 75,6% соответственно.
Рост зарплат = Рост качества
Правда, вместе с ростом зарплат ожидается, что и качество выполняемой работы и предоставляемых услуг вырастет. Между тем очевидной связи и пропорционального роста не наблюдается. Во всяком случае, так считает Татьяна Клячко, глава Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при российском президенте. Проблема в том, что не разработана методология или четкие критерии оценки качества работы.
В тоже время правительство ввело в действие программу, задача которой является повышение качества услуг, которые предоставляются работниками бюджетной сферы, под кодовым названием «эффективный контракт». Согласно ей отныне отношения между работодателем и работниками должны основываться на:
1)целевых показателях эффективности работы;
2)системе оценки эффективности деятельности работников государственных учреждений;
3)системе нормирования труда работников бюджетного сектора;
4)системе оплаты труда в зависимости от сложности выполняемой работы.
Как видите, нам не остается ничего кроме ожидания, что правительственные инициативы приведут к реальному улучшению ситуации в бюджетной сфере страны.
careerist.ru желает Вам удачи!
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию