Стоит ли закрывать вакансии гениями и где баланс между изобретательностью и исполнительностью
Устройства и технологии, помогающие в бизнесе, не вырастают на деревьях — они когда-то кем-то были изобретены. Сканер, скоросшиватель, пасьянс «Косынка», уборщица и другие необходимые в офисе штуки появлялись как в процессе методичной коллективной работы, так и в тишине квартир.
Чаще всего детища приносят хозяевам богатство – правда, ближе к концу жизни. Состояние удалось заработать «первооткрывателю» кондиционера Уиллису Кэрриеру, изобретателю зубной щётки Уильяму Аддису, а также Честеру Карлсону, которому мир обязан копировальным аппаратом. Впрочем, компании, сотрудники которых вынуждены были перепечатывать документы вручную, несколько лет отказывали Карлсону в финансировании. Так что он мог остаться в тени со своим прообразом ксерокса.
Но судьбы изобретателей бывают разными. Так, талантливый проектировщик гоночных авто начала ХХ века Фред Дюзенберг не только не скопил денег, но и погиб из-за собственного изобретения. Фатальным провалом обернулся и результат работы 25-летнего советского изобретателя Валериана Абаковского. Его аэровагон сошёл с рельсов и унёс жизни пяти человек. Трагедиями заканчивались и истории изобретения летающего автомобиля, топлива на основе спирта и воздушного такси.
Так что же важнее для «эйчара» — заметить в толпе изобретателя-индивидуалиста со взъерошенной шевелюрой, который «тихо сам с собой» изобретёт стул-кофеварку, работающую от движения колёсиков? Или сделать упор на рабочих пчёлок, настроенных на коллективную дисциплинированную работу?
С одной стороны, потенциальный изобретатель – это рискованная инвестиция. Нанокофеварку он, может, и не изобретёт, зато из старой доброй кофеварки выпьет на десять тысяч. При этом амбиции не позволят ему быть в коллективе «этого офисного планктона» своим, равно как и вовремя являться на работу.
С иной точки зрения, любая оптимизация – это маленькое изобретение, и без сотрудников с аналитическими способностями компания одряхлеет.
Так где же баланс между изобретательностью и исполнительностью? Нужно ли делать упор на первое качество?
Жемчуг в компосте: найти и не выронить
Допустим, вы задались целью найти «креативного контент-менеджера». Где его взять, какие условия ему предложить и как вести с ним собеседование?
Во-первых, само словосочетание «креативный контент-менеджер» может отпугнуть нужного соискателя. И прилагательное, и оба существительных звучат для человека, читающего не только со смартфона, отталкивающе. Так что неплохо бы назвать должность проще, а в описании вакансии намекнуть, что от кандидата ждут нестандартных решений и готовы предоставить взамен некоторую свободу действий.
Во-вторых, стоит разработать план «Б» для такого соискателя. Придумать вопросы, не имеющие единственно верного ответа, но показывающие, каким путём «экзаменуемый» пришел к результату. Например: «сколько булочных в Бангладеш?» или «в каких случаях 1 то же самое, что 5?».
В-третьих, дав понять такому соискателю, что ему будет предоставлена некая свобода в действиях, нужно всё-таки предупредить его о дресс-коде и других принятых в вашей компании стандартах. Дифференцированный подход может обидеть других сотрудников.
Эйнштейн — или просто не причёсан?
Предположим, вы поставили фишку на нестандартного человека, внешне аутичного или гиперактивного, но с роем идей в голове. Но проходит неделя, две, месяц – а лошадка не прибегает первой, только продолжает «подавать надежды». При этом коллеги едко обсуждают в «скайпе» его разноцветные носки, а сам он не считает нужным обращаться к ним с рабочими вопросами.
Дело в том, что от «свободного полёта» в мыслях до банального хаоса и отсутствия практических навыков – один шаг. То, что может казаться творческим началом, на деле грозит обернуться неусидчивостью и нежеланием разбираться в чисто утилитарных навыках. А ведь именно из владения рабочими инструментами на 80% состоит работа. На то, чтобы научиться обращаться с инструментами и перенять наработки коллег, уйдёт минимум две-три недели. И даже при успешном их освоении – не факт, что созидательная энергия не разобьётся о стенку Excel-евских файлов, отчётов и совещаний.
Нежелание контактировать с коллективом — тоже не прямой признак выдающегося сознания. Современные решения в IT, медицине, маркетинге или архитектуре – в большей степени результат многолетней работы «по крупицам», где «с каждого – по возможности». Новшества часто создаются не из воздуха («то, чего не может быть»), а вследствие недовольства тем, что уже есть. «Эта соцсеть неудобна – нужна другая», «так искать информацию долго – нужен другой поисковик», «простой стул наскучил – нужен крутящийся».
Мы не отговариваем вас наполнять штат неординарными личностями – они всегда на вес золота и могут стоить пятерых белых воротничков. Но научиться отличать потенциального изобретателя от шарлатана или субъекта с завышенными амбициями – нужно. Надеемся, опыт и освоение новых методик отбора вам помогут.
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию