Как построить карьеру

Смешанные циклы творческой карьеры

Businesswoman with notebook and reminding notes
Businesswoman with notebook and reminding notes

Творческие способности человека развиваются и проявляют себя, как правило, циклически. В юности эти циклы формируются, человек изучает себя и особенности своего творческого процесса. Зрелые творческие карьеристы уже знают «свое время»: сколько лет они тратят на освоение новой области, через сколько лет им захочется сменить работу или вид деятельности, в каком ритме им свойственно двигаться по карьерной лестнице и так далее. Конечно, есть возрастные кризисы и индивидуальность каждого года, вносящие неопределенность в эти ритмы, но ритмы, тем не менее существуют. Периоды высокой производительности и энтузиазма сменяются периодами застоя и депрессии. Обнаружив нечто новое, творческий человек занимается этой темой до тех пор, пока не возникнет ощущение, что его конкретный опыт и компетентность не позволяют продвинуться существенно дальше. Тогда имеет смысл оставить этот предмет, по крайней мере на время, и переключиться на иную тему. Своевременная перемена темы дает ровно столько отдыха, сколько надо. Проще говоря: пока тема движется хорошо, имеет смысл держаться за нее. Когда она приедается, пора искать нечто новое, которое вас вдохновит.

Знаете ли вы свои «стандартные циклы»? Сколько лет вам комфортно в одной должности? Сколько месяцев вы готовы заниматься одной темой? Как долго вам интересно находиться в одной и той же области знания и практики? Как часто вам надо повышать квалификацию, чтобы чувствовать себя удовлетворенным своим развитием и статусом? Как долго вам нравится работать в одной компании? Ответы на эти вопросы позволяют определиться, какие малые и большие циклы развития свойственны именно вам — и строить свою творческую карьеру в реальной жизни в соответствии со своей природой и ожиданиями.

Понятно, что цикличность проявляется на разных уровнях: в течение дня, недели, месяца, года, нескольких лет и всей жизни. Понятно, что есть такие цикл бизнес-проекта, есть цикл работы в отдельной компании, а есть цикл самоисследования. И по длительности они могут не совпадать. Понятно, что циклы самореализации в различных областях — в личной жизни, в профессиональном росте, в духовном плане — также в течение жизни могут идти не синхронно, накладываться друг на друга и пересекаться.

Ганс Селье, написавший свою первую работу по стрессу в 28 лет и проживший плодотворную жизнь всемирно известного исследователя и организатора науки говорил, что в его собственной работе периодичность весьма очевидна, но в длительности циклов он не может обнаружить никакой регулярности.

В своей книге «От мечты к открытию» он писал: «Когда я обнаруживаю что-нибудь новое и это дает мне возможность заниматься интересными вещами, я занимаюсь этим до тех пор, пока у меня не появится ощущение, что мой конкретный опыт и уровень компетентности не позволяют мне продвинуться существенно дальше. Тогда я оставляю этот предмет, по крайней мере — на время. Поскольку в течение всей своей жизни я нахожусь по отношению к науке в состоянии постоянного маниакального возбуждения, то по окончании той или иной темы я никогда не мог передохнуть, а просто переключался на следующую.» Не всем так везет, однако одно верно: длительность и пересечение циклов развития различных сфер вашей личности устроены индивидуально и общей алгоритмизации не поддаются.

Естественно, что цикличность развития творческих способностей и самих творческих процессов предполагает спады и подъемы, длительность которых сложно просчитать. У каждого мало-мальски творческого человека есть периоды бешеного энтузиазма и высокой производительности, а есть периоды застоя и стабильности, когда новых идей генерится мало. В науке этот известный феномен спада после завершения крупного творческого проекта автор концепции стресса Ганс Селье называл «маниакально-депрессивный период ученого» — и считал этот период нормой работы исследователя.

Селье — медик, так что его название периода застоя звучит резко, однако хорошо описывает то, что происходит, когда вы сдали серьезный строительный объект, закончили маркетинговое исследование или завершили огромную рекламную кампанию нового проекта. Селье говорит, что наблюдал, как очень известные, крупные фигуры научного мира с хорошей психикой проходили очень тяжелый период разочарования после завершения творческого цикла: до этого был бешеный подъем, восторг и экстаз, очень сильный контакт понимания с какой-то частью мира через работу, которая приносит обширные деловые контакты, знание, опыт, энергию.

В бизнесе «маниакально-депрессивный период» выглядит так же, как в искусстве или науке: по мере нарастания проекта это все накапливается, систематизируется, а потом наступает естественный финал этого этапа, насыщение … и все закончилось, вы с этим расстаетесь и чувствуете себя так, как родители, чьи дети ушли из дома. И даже если вы вернетесь к завершенной теме, она уже вас не вдохновляет так, как раньше: «Да, мне нравилась девушка в белом, а теперь я люблю в голубом». Но в конце одного проекта «девушки в голубом» еще нет, а девушка «в белом» уже приелась.

Это период довольно тяжелый, когда нужно выждать и накопить историю для следующего проекта. В бизнесе может быть обратная задача: поток проектов может быть постоянным и надо быть готовым сменять фокус внимания быстро. Это тоже некая проблема, потому что психика не резиновая и по завершении большого проекта требует передышки. С другой стороны, при высокой реактивности и любви к деятельности период паузы, накопления энергии для нового проекта, когда не понятно, что это будет, может быть очень тяжел. Насколько я знаю, у разных людей различные периоды творческого цикла вызывают напряжение: одним хуже дается старт проектов, другие чувствуют себя некомфортно в период захвата рынка, третьи с трудом расстаются со старыми идеями, четвертые не любят систематизировать и строить общие концепции. Обычно неконтакт с одним «сезоном» влияет на эффективность в другом и общая картина отношений с сезонами развития идей оказывается смешанной. Она зависит от индивидуальной истории, от подвижности психики, от тренированности, от характера деятельности и командных процессов.

По материалам книги Натальи Петровой «Дао творческого карьериста» (М.,ЭКСМО, 2004)

Разместить резюме Добавить вакансию