Как построить карьеру

Индия – бизнес в духовном измерении

i

Ольга Зайцева, доцент Литературного института им. М. Горького

Древняя философия «серого Хиндустана»

Индия для западного человека всегда была страной чудес, запретной территорией, где сами собой растут пряности и с завидным постоянством рождаются будды. И хотя уже лет двести как известно и доказано, что индусы — наши близкие родственники и принадлежат к той же языковой семье, мы, скорее, видим различия, чем сходства. Индию расценивают как нечто принципиально иное, как другую цивилизацию, воплощение Востока. Лучше многих прочувствовал эту притягательность таинственной страны Киплинг: «Запад есть Запад, Восток есть Восток». Ему принадлежит знаменитое определение Индии как «серого Хиндустана» — места, где все различия сливаются в единый нерасчленимый поток, вечное движение жизненной силы.

Чувство культурного и нравственного превосходства, которое лежит в основании колониальной идеологии, заставляет европейцев видеть в Индии отсталую традиционную культуру, где нет личного роста и общественного развития. Но сама реальность опровергла эту идеологию — индусы поднялись, свергли англичан и прекрасно развиваются, устойчиво лидируя в азиатском мире. Убеждение европейцев, что только они способны идти вперед и менять мир, индусы явно поколебали. В чем здесь дело? — спросили себя бывшие хозяева Индии. В верности древнейшей духовной культуре — ответили их столь непохожие родственники.

Культура действительно очень древняя — арии пришли на полуостров еще во втором тысячелетии до н.э.Кроме того, индусы глубоко религиознаы. Они создали огромный корпус священных текстов — Веды — и странную в своей непоколебимой устойчивости социальную систему, которая остается неизменной и сегодня. Европейцы вслед за португальцами называют ее кастовой, хотя на самом деле это система четырех варн (что на санскрите значит «цвет») и несчетного количества джати (групп по рождению и роду деятельности). Индийское общество очень жестко разграничено на два верхних класса — жрецов-браминов и аристократов-кшатриев и все остальные группы, выстроенные в иерархическую лесенку. На нижней ступеньке — знаменитые изгои-неприкасаемые.

Это деление освящено религией индуизма и непоколебимо для любого индуса и сегодня. Варновая система привела в искренний ужас англичан, для которых, как и для всех европейцев, нет ничего хуже ограничений и предопределенности. Они сразу начали реформы с целью дать Индии свободу — и не были поняты коренными жителями. Индусам оказалась совершенно не нужна христианская свобода выбора, они хотели и дальше жить согласно древним принципам ведийской философии. А принципы и понятия этой религиозно-философской традиции таковы:

  • Мир един и неизменен, в нем действует один закон для всех, закон справедливости — Дхарма;
  • Человек, как и весь остальной мир, проходит этапы жизненного пути — от качества прохождения зависит следующее рождение и место в иерархии живых существ. Успех — это воздаяние за следование судьбе;
  • Все предопределено и просто не может не произойти. Надо как можно более точно следовать своей судьбе и не совершать мешающих Дхарме поступков, то есть соблюдать закон Кармы (воздаяния за поступки как здесь, так и в следующих воплощениях);
  • Мир — результат первоначального жертвоприношения, поэтому человек должен жертвовать вариантами развития ради продолжения жизни. Самоограничение — путь к свободе;
  • Дух — более устойчивая и важная сущность, чем тело. Ему следует уделять больше внимания, совершенствоваться в религиозном отношении к жизни;
  • Три пути ведут к совершенству — путь мысли, путь любви и самый распространенный -путь действия (карма-марга). Житейская рутина — тоже путь к Богу.

Свобода — в возможности осуществлять свой долг

Для западного и, в том числе, русского человека ключ к успеху — это возможность выбирать цели и средства, то есть свобода. Индусы считают иначе: цель известна, а средства не выбирают. Свобода выбора для жителя «серого Хиндустана» сводится к свободе выбора пути, способа применения уже заданных в определенной социальной группе средств. Родился брамином — тебе открыт путь наук и духовной деятельности, родился вайшьей (земледельцем и ремесленником) — совершенствуйся в мастерстве исполнения своего дела. Границы между варнами, несмотря на принятый в середине ХХ века закон, их отменяющий, по-прежнему почти непереходимы. Если браминка не покорится судьбе и выйдет замуж за кшатрия или, не дай Бог, за иностранца, то она лишается всех наследственных прав, имени и наследства. И это происходит сейчас, в современном прозрачном мире свобод и политкорректности.

Правда, такое случается крайне редко. Просто раньше брамины, следуя древнему закону прохождения стадий жизни, уходили в глухие индийские леса, а теперь уезжают учиться в Оксфорд, Гарвард или к нам, в «Лумумбу». Священная корова переходит улицу и мешает не пешеходному движению, а создает пробку из велорикш и «Мерседесов» в центре модернового делового центра Нью-Дели. Массовая средневековая неграмотность каким-то специфически индийским образом соседствует с огромным количеством людей с высшим образованием. Современная Индия ходит в джинсах и говорит по самой дешевой цифровой связи в восточном полушарии. Но мышление и ценности остались неизменными.

Принцип «судьбу не выбирают, а проживают» по-прежнему актуален.

Как ни странно, такая пассивность в отношении судьбы вполне устраивает индусов, более того — они достигли в своей философии жизни стабильности и… явно преуспевают. Для иллюстрации — почти 4% мирового рынка высоких технологий занимает индийская индустрия. Самый большой по численности средний класс — примерно 300 млн. человек — тоже в Индии. Темпы экономического роста всегда в первой тройке среди азиатских государств.

Индусы наглядно показали, что к успеху ведут не только западные пути, а свобода — не всегда свобода волеизъявления и выбора. Она может означать свободу исполнять свой долг.

Бизнес по-индийски: как быть успешным и не испортить карму

Индийцы верят, что в жизни есть некий неразложимый остаток, база. Есть нечто, что нельзя изменить, как ни старайся. Более того, попытки изменить данность приводят к плачевным результатам. Человек, идущий наперекор судьбе, просто глупец — ведь он воспринимает жизненную ситуацию как что-то серьезное и вечное, не видит леса за деревьями. (Кстати, индусы, пожившие в России, эту поговорку очень любят и приводят к месту и не очень, на наш взгляд). Но ведь воздаяние, что для индийского сознания тождественно успеху, возможно только в будущей жизни и имеет духовный нематериальный характер. Деньгами успех не измеряется. Скорее, внешним признаком качественного проживания можно считать общественное уважение, почет и одобрение. Родился нищим — прими это как данность, которую не надо изменять. Но и нищий, с точки зрения индийцев, может быть счастлив и успешен, как бы парадоксально это ни звучало. Любое положение дел — временно. В следующем воплощении хороший, «успешный» нищий будет вознагражден, а плохой, не принимающий закон судьбы брамин будет наказан и переродится в плохом теле.

Бизнес в Индии вездесущ и многообразен. Помимо упомянутой сферы высоких технологий, где по преимуществу трудятся кшатрии и вайшьи, очень хорошо развита сфера услуг и производства продуктов народного потребления — текстильная промышленность. Вездесущ и самый востребованный из бытовых — бизнес общепита, который в Индии чрезвычайно разнообразен.

Отличительная особенность индийской экономики — разумный баланс мелкого, среднего и крупного бизнеса, сдерживающий монополистов. Исключение — знаменитый центр киноиндустрии Болливуд, продукция которого — яркий пример минимальных вложений и сверхприбылей.

Еще одна бросающаяся в глаза черта — истинно восточный подход к торговле. Огромный выбор товаров самого разного качества на базарах и просто на улицах поражает воображение. Однако просто так приобрести их не получится. Торговаться просто необходимо, иначе не продадут вообще, обидятся. Все это, плюс добродушие местных жителей, делает покупки в Индии азартным и важным делом. Покупая, вы подтверждаете правоту и значимость торговца, демонстрируете согласие с его ролью.

Строить бизнес играючи

В индийской культуре очень силен игровой момент, а само понятие игры («лилы») освящено религиозной традицией, это божественная форма жизни. Подлинная реальность одна, но она покрыта покрывалом иллюзии («майи»), переливающимся всеми цветами радуги. Счастливый, успешный человек — это хороший игрок. Вопреки вульгарному представлению европейцев, индусы отнюдь не ленивы и не пассивны, просто они смотрят на работу и успех немного сверху, с точки зрения вечности. Везет только людям, умеющим так смотреть на бизнес, считают они. Бизнес и карьера — награда за честное участие в игре жизни, они важны, но не самоценны. Высшая цель — религиозна, это все то же воздаяние. Зарабатывая и богатея, человек становится наглядным подтверждением действия закона справедливости — если ему повезло сейчас, мне повезет потом, а в конечном итоге все равны.

Игровое отношение к бизнесу хорошо заметно и в отношении к конкуренции. Если ваши интересы и интересы коллеги по бизнесу сталкиваются, индус перепробует все ритуальные формы разрешения конфликта, пойдет в храм и, например, незлобиво поругается с конкурентом. И только если традиционные средства не действуют, начинается реальная конкурентная борьба, причем проигравший утешается не местью, а надеждой на вознаграждение в отдаленном будущем.

Успех не терпит суеты

Карьера по-индийски строится неспешно, без суеты. Суетливый человек путает приоритеты, для него важно внешнее, наносное, майя. Настоящий индус лучше упустит возможность сделать карьерный скачок, если с ним связана повышенная активность, суета. Он переждет час-пик столкновения мелких интересов и заявит о себе, когда его понимание судьбы и внешние обстоятельства сложатся в удачную игровую комбинацию. Карьеру следует разыгрывать как партию в шахматы, (индийское изобретение, между прочим), вдумчиво и точно, но всегда помнить, что это всего лишь игра. Начиная свой малый бизнес, индус обязательно обойдет всех коллег по цеху, пригласит их на пирушку по поводу первого заработка, всегда спросит совета. А чужого места не займешь, ведь свое — и то временно. Успешной может быть только поступательная плавная карьера человека, живущего будущим и реально оценивающим свои возможности в игре настоящего момента.

Еще один характерный штрих к бизнесу по-индийски — трепетное отношение к своему доброму имени и качеству товара. В Израиле, например, индийские рабочие ценятся именно за трудолюбие и добросовестность, в Америке нарасхват индусы-математики, англичане высоко ценят индийских эмигрантов за законопослушность и отсутствие агрессии. А мы до сих пор с ностальгией вспоминаем магазин «Ганг», ставший окном в мир гарантированного качества для советских людей.

Как же людям, принадлежащим к неторопливой, традиционной индийской культуре, удается так хорошо зарекомендовать себя в бизнесе? Ларчик открывается просто — карьеру с собой на небо не унесешь, а вот доброе имя может стать залогом успешной кармы в будущей жизни и хорошим стартом для потомков. Индусы в это верят со всей серьезностью древней цивилизации, а воплощают легко и добродушно, как умеют только они, наши далекие близкие родственники.

Разместить резюме Добавить вакансию