Аналитические материалы

«Символический размер»: пособие по безработице не вырастет в 2018 году

С тем, что размер пособия по безработице остается на рекордно низком уровне, не поспорит никто. Выплата, пределы которой ограничены 850-4,9 тыс. рублей ни то чтоб не способна компенсировать утраченные доходы лишившегося работы гражданина – даже верхний ее предел более чем двукратно ниже, чем официальный прожиточный минимум! Что делать людям, чье пособие находится в нижних пределах, вопрос риторический. В такой ситуации единственно верным решением было бы повышение указанных пределов и самого пособия. Но нет, у правительства на этот счет иное мнение.

Кабмин уже опубликовал проект документа, которым планирует оставить пособие по потере работы на том же уровне, что он находился на протяжении последних нескольких лет. Эксперты уверены, что такой подход ошибочен – назначаемая выплата должна быть не менее 70% от «минималки», и даже тогда она бы удовлетворила лишь часть потребностей трудоспособного гражданина. Интересно, что чиновники и сами это понимают, но каких-либо конкретных шагов никто не предпринимает. Напомним, в прошлом году уже анонсировалась реформа, в результате которой пособие должно было вырасти до 8 тыс. рублей, но сократилось бы число его получателей.

Без изменений

В кабмине не планируют менять в будущем году размер пособия, выплачиваемого безработным. Таким образом, продолжит действовать уровень выплат, установленный еще в 2009 году – 9-й год подряд пособие по безработице перестанет увеличиваться, оставаясь в диапазоне 850-4,9 тыс. рублей. Проект соответствующего постановления правительства уже есть в открытом доступе. Обратим внимание, что с 2009 года национальная валюта двукратно обесценилась по отношению к доллару, 9 лет назад курс составлял 33-34 рубля/1 доллар. Но предлагаемое пособие ни тогда, ни уже тем более сейчас, не в состоянии обеспечить необходимый уровень компенсации потерянного в результате увольнения трудового дохода. Да что там заработок, если говорить не приходится даже о прожиточном минимуме. А он, напомним, совсем недавно был повышен кабмином до 10,3 тыс. рублей в общем и до 11,1 тыс. рублей – для трудоспособных россиян.

Никто из экспертов не соглашается с адекватностью пролонгации пособия, размер которого был установлен 9 лет назад и с тех пор ни разу не менялся. Продление действия ныне действующих нормативов вызывает массу критики, тем более что большая часть из получателей выплат по безработице получают его в размерах, приближенных явно к нижней границе. Как утверждает в интервью «Газете.ru» Татьяна Малева из РАНХиГС, назначая такое пособие человеку, не имеющему иного дохода, кроме как зарплаты, государство обрекает его на нищенствование. Нижняя граница в 850 рублей это 8% от прожиточного минимума, который, в свою очередь, также не отражает реальных потребностей для человека. Хотя, получая пособие в размере 1 тыс. рублей, 11 тыс. покажутся сумасшедшими деньгами.

Михаил Шмаков из ФНП называет такое пособие позорным и таковым, которое уже давно пора менять. По мнению эксперта, оставлять такой размер выплат для безработных – большая ошибка кабинета министров и позор для «великой страны», какой себя позиционирует Россия. Шмаков считает, что минимальные выплаты для безработных должны составлять не ниже 70% от «минималки», которая, напомним, уже с начала будущего года должна вырасти почти на 22% и составить 9,5 тыс. рублей. Пособие, безусловно, не должно быть лишено стимулирующей составляющей, поэтому оно не должно быть высоким, но при этом оно должно обеспечивать тот минимум жизнедеятельности, необходимый трудоспособному человеку. 850 рублей сделать этого явно не могут.

Никто не поддерживает

К 2019 году в России должны быть уравнены показатели прожиточного минимума и МРОТ – это позволит хотя бы формально привести их к единому знаменателю и обеспечит существенный рост зарплат для почти 5 млн россиян, входящих в число низкооплачиваемого персонала. В таких условиях размер пособия в нынешних размерах даже для них представляется мизерным. По мнению экспертов, такой размер пособия позволяет ставить вопрос о его отмене как нецелесообразном. По закону, согласно ст. 30 ФЗ «О занятости населения в РФ», пособие по безработице привязывается к средней зарплате гражданина в процентном соотношении, то есть в теории выступает неким частичным компенсатором потерянной заплаты, получаемой на протяжении последнего времени. Но как оно может реализовывать такую функцию, если размер пособия ограничивается мизерными верхним и нижним пределами?!

Ни работодатели, не профсоюзы не поддерживают идею сохранения существующего сегодня пособия. Против этого выступают и некоторые парламентарии. В частности, как заявил в интервью «РИА Новости» Ярослав Нилов, подходы к его определению уже давно должны быть изменены. Депутат уточнил, что прожиточный предел ежегодно увеличивается, цены растут, доходы населения в номинальном выражении увеличиваются, а выплаты безработным остаются на том же уровне, что и почти 10 лет назад. Нилов высказал заинтересованность в изменении подходов и повышении пособия, но сослался на «вечные» отговорки со стороны кабмина, мол, «денег нет».

Комитет по труду и соцполитике, который возглавляет Нилов, обратил внимание на проблему во время рассмотрения госбюджета. В своем итоговом заключении парламентарии отметили, что новый проект документа по-прежнему не учитывает повышения для пособия гражданам, потерявшим работу, оставляя его без индексации с 2009 года. При этом в самом правительстве прогнозируют, что по результатам будущего года размер прожиточного минимума вырастет по отношению к показателям 2009 года более чем в 2,2 раза. Отсутствие индексации в столь длительных временных пределах уничтожает покупательную способность пособия, демотивируя безработных обращаться за государственной помощью в трудоустройстве.

А это, в свою очередь, не только лишает их государственной поддержки и толкает «в тень», но и искажает реальную ситуацию на рынке труда. Сам же Росстат признает это, ведь даже по его информации число безработных в России близко к 4 млн человек, в то время как официально зарегистрированное количество безработных составляет лишь около 800 тыс. человек.

До 8 тыс. рублей

Обратим внимание, что еще с прошлого года чиновники из Минтруда разрабатывают проект закона, которым предлагается поднять нижние и верхние пределы пособия по безработице, оптимизировать его выдачу, сократить число получателей. Но пока никакой документальной оболочки эти предложения не обрели. Между тем изменения предлагались весьма существенные. Самое лучшее в этом документе – предложение повысить пределы пособия до 2-8 тыс. рублей, что, однако, все равно далеко от прожиточного минимума. На этом «хорошие» предложения, пожалуй, заканчиваются.

Например, срок выплаты чиновники из Минтруда предлагают сократить втрое – до полугода – это должно заставить безработного россиянина перестать надеяться на помощь государства и начать активно искать работу с первых дней ее утраты. Сокращается и число получателей – в Минтруде планируют ограничить в праве на получение пособия тех, кто потерял работу больше года назад – им предлагают вообще ничего не выплачивать. Максимальный размер выплат смогут получить лишь те, кто имел работу на протяжении последних полугода, из расчета средней зарплаты за которые и будет рассчитываться величина пособия. Минимальное пособие будет выплачиваться тем, кто такого полугодового рабочего минимума не имеет.

Сокращение срока выплаты до полугода вызывает наибольший интерес, ибо таким образом авторы инициативы планируют искоренить «иждивенческие настроения», которые процветают у россиян по отношению к пособию по безработице. Мол, в ряде случаев граждане не заинтересованы в поиске работы, а в центры занятости приходят исключительно с целью получить пособие на протяжении длительного времени. Например, каждый десятый стоит на учете длительно. С таким суждением, очевидно, сложно согласиться – активное население будет искать работу и без центров занятости, в нынешних условиях мало кто заинтересован в получении столь мизерного пособия в обмен на возможность сидеть дома.

При этом предложения Минтруда совершенно никоим образом не касаются изменений модели работы центров занятости. Дело в том, что основная аудитория центров занятости – это низкооплачиваемые категории работников, персонал низкой квалификации. Менеджеры, юристы и инженеры не идут в центры занятости, поскольку последние не могут им ничего не предложить. Для изменения ситуации необходимо изменение работы системы государственной помощи в трудоустройстве, а изменения, касающиеся лишь размера выплат и круга их получателей, никакого ощутимого положительного результата принести не смогут.  

Разместить резюме Добавить вакансию