Аналитические материалы

«Попадут под раздачу»: россиян «засыплют» деньгами?

В преддверии президентских выборов, чиновников все больше заботят проблемы простых людей, что уже, впрочем, стало некой традицией. В число таких предновогодне-предвыборных бонусов уже вошли налоговая амнистия и повышение зарплат для бюджетников на 23%. Но все это – точечные шаги, по сравнению с глобальной задумкой социального блока кабмина. там накануне выборов предлагают нормативно закрепить размер бюджетных расходов социального характера: на медицину, образование и другие социальные направления.

Речь идет о том, чтоб не просто повысить социальные расходы, но и определить минимум в виде размера доли ВВП, ниже которого указанные расходы в соответствии с законодательством опускаться не могут. Конечно, такие идеи традиционно не находят поддержки в финансовом блоке, а некоторые и вообще называют такие предложения «бессмысленными». Карьерист.ру предлагает разобраться, засыплют ли россиян деньгами перед выборами?

Социальное правило

Как утверждают отдельные СМИ, ссылаясь на свои источники в кабмине, социальный блок намерен предложить президенту узаконить некое «социальное правило». Предлагается определить на законодательном уровне определенный порог бюджетных расходов, ниже которого не могут опускаться затраты на медицину, образование и иные социально значимые ниши отечественной экономики, на которых держится весь человеческий капитал в России. Как утверждается, конкретных метрик и предлагаемых показателей минимального порога пока нет, но сами принципы якобы уже проработаны.

Подобные предложения поддерживаются многими: мол, такая практика существует во многих странах мира, к тому же социальные расходы – основа благополучия населения и удовлетворения существующей политикой в стране. Более того, такие шаги могут стать отличным подспорьем для решения долгосрочных, стратегических задач. В частности, в части накопления человеческого капитала, активная утечка которого продолжается до сих пор.

Если президент поддержит идею чиновников из социального блока, эта мера может возглавить «предвыборный пакет обещаний» поддержки электората. Рост расходов на социальные статьи уже анонсирован главой страны. Среди прочего, обещано ввести новое социальное пособие для семей, родивших первого ребенка. Помимо средств для материнского капитала, который, к слову, продлен еще на 3 года, на новые цели планируется выделить около 145 млрд рублей. И это далеко не все, что призвано сделать благоприятный предвыборный фон президенту, в число других социальных обещаний также вошел уже одобренный парламентом законопроект о поэтапном уравнивании МРОТ и ПМ, о налоговой амнистии, прощающей отдельным категориям населения налоговые долги в объеме 150 млрд рублей.

К слову, идея введения социального минимума для бюджета уже высказывалась в правительстве. В частности, выступая в этом году на ПМЭФ, о социальном правиле рассказывала вице-премьер Ольга Голодец. Тогда она в частности предлагала не опускать бюджетные расходы на медицину и образование не ниже 5% валового продукта в год. Что, к слову, существенно выше нынешних расходов, которые едва превышают 3,5%. По мнению Голодец, это если и не увеличит объемы финансирования больниц и школ, то, по крайней мере, не уменьшит их.

Кто против

Как только информация о предложениях социального блока появилась в информационном поле, представители Министерства финансов поспешили выразить свои негативные оценки по этому поводу.  Сам же глава ведомства и вообще сказал журналистам, что не в курсе какого-либо обсуждения данного вопроса и вообще его наличия на повестке дня президента, в отличие от ранее высказанных демографических инициатив. По словам Антона Силуанова, все президентские инициативы уже нашли отражение в бюджете на будущий год и трехлетку, иначе они не смогли бы быть реализованы уже с начала будущего года. Инициативы социального блока же, наоборот, по заверению Силуанова,  ни с кем не обсуждались, поэтому и в бюджете отражены не могут быть даже теоретически. Он выразил уверенность, что таких нововведений ожидать не стоит.

Главный аргумент министерства: закрепление каких-либо объемов расходов на законодательном уровне лишает чиновников маневренности – они не могут самостоятельно определять бюджетные приоритеты. Глава Минфина высказывает свою резко негативную позицию относительно законодательной фиксации, поскольку это, по его мнению, приведет к сокращению бюджета на тот объем, который будет передан дополнительно на социальные расходы.

И что интересно, немало экспертов разделяют позицию ведомства. Например, академик РАЕН, экономист Сергей Смирнов в интервью «Газете.ru» сказал, что бюджет, независимо от направления расходования, должен всегда действовать из существующих потребностей, без введения минимального уровня, который нужно потратить. По его словам, каждый год ситуация разнится. Силуанов, наоборот, уверяет, что с каждым годом все меньше бюджетных ресурсов терпит перераспределение. Поэтому привязка в процентном соотношении если и возможна, то только к затратам бюджета. Да и то, по мнению чиновника, сокращает «поле для маневров». Мол, выделить приоритетные направления в таких условиях не удастся. Что же касается привязки к объемам внутреннего продукта, так это вообще не приемлемо.

Глава Минфина считает, что бюджет должен формироваться не по объемам расходов на конкретные направления, а в силу конкретных целей, которые имеют место в сиюминутных условиях. Например, если деньги резко понадобятся на военные расходы или социальное финансирование. Приоритеты государства, заверяет Смирнов, постоянно меняются. Вчера у нас был демографический спад и поэтому финансирование дошкольного образования сокращалось. Завтра будет демографический подъем, потребуются дополнительные средства. Академик утверждает, что применение данного принципа справедливо по отношению и к другим социальным и не социальным расходам.

Хотя, возможно, именно такое непостоянство государственной политики и является главной проблемой страны.

Разместить резюме Добавить вакансию