Аналитические материалы

Почему машины не вытеснят человека с рынка труда?

Последние несколько лет в информационном пространстве активно обсуждается тема противостояния машин и людей на рынке труда. Не новость, что автоматизация промышленности по всему миру оставляет тысячи людей без работы или, по крайней мере, заставляет их получать новые профессии. Так, например, сколковские ученые считают, что уже к 2030 году с российского рынка труда исчезнут более полусотни существующих сегодня профессий, а взамен им появятся новые футуристические направления, связанные с обслуживанием машин. Футуролог Мартин Форд вообще предрекает еще более худший расклад: по его прогнозам, окончательная победа роботов над людьми произойдет к 2100 году. К этому времени исчезнет минимум 50% существующих сегодня профессий, а мировая безработица достигнет 75%.

Можно ли верить таким прогнозам? По мнению экспертов Высшей школы экономики, им верить нельзя. Отдельные ученые уверены, что «безработный апокалипсис» рынка труда не имеет под собой никаких конкретных оснований. И вообще, подобные прогнозы уже неоднократно высказывались в современной истории, но так ни разу и не сбылись. Рассмотрим вопрос с точки зрения экспертов ВШЭ.

Технологии и безработица

По исследованиям американских HR-экспертов, в период с 1990-2007 года американская экономика, в результате автоматизации лишилась от 400 до 700 тыс. работников. Они посчитали, что в зависимости от сферы промышленности, установка одной производственной машины может заменить 3-6 работников. Насколько это много? Учитывая, что за это время прошло 17 лет, такой показатель представляется едва заметным для первой экономики мира – годовой «оборот» рабсилы (совокупность трудоустройств и сокращений) превышает 110 млн. Чтоб в таких условиях влияние роботов на рынок труда оказалось ощутимым, они должны ежегодно выталкивать на него от 500 тыс. до 1 млн человек.

Рассмотрение ситуации в отраслевом разрезе и на уровне мировых экономик дает еще более положительные результаты. Изучив производственные компании США, Германии, и Франции и динамику занятости на них за последние 30-40 лет, ученые пришли к выводу: чем больше инноваций внедряют компании, тем больше у них растет производительность и тем больше они рабочих мест открывают. Среднегодовой рост занятости у инновационных компаний за последние 20 лет составил 1,5-2%.

Безусловно, технологические инновации заменяют людей, лишая их работы и повышая безработицу. Но данное явление имеет место лишь краткосрочно – в течение нескольких лет рынок труда приспосабливается к новым условиям. Как показало исследование рынка труда европейских стран за последние 30 лет, вспышки безработицы, вызванные технологическими изменениями, не продолжаются дольше трех лет, после чего показатели снова возвращаются к былым показателям.

Профессии не умирают, а обновляются

5 лет назад оксфордские экономические эксперты Michael Osborne и Karl Frei шокировали американских обывателей своими прогнозами. По их уверениям, в течение следующих 10-15 лет автоматизации поддадутся профессии, в которых задействовано около 50% всех американцев. Естественно, эксперты пророчили им весьма скудное будущее. Используя метод, который был предложен учеными, другие европейские исследователи рассчитали потенциальные потери для стран ЕС. Они пришли к выводу, что работы также должны лишиться около 60% немцев, 35% французов и в целом 45% жителей Европы.

Эксперты из ВШЭ смотрят на такие прогнозы достаточно скептично. Как утверждают российские экономисты, за 5 последних лет, ни одна из более 40 «приговоренных» профессий, вошедших в исследование оксфордских ученых (это традиционно работники бухгалтерии, посыльные, юристы, сборщики и так далее) не была автоматизирована.

В частности, исследователи пророчили исчезновение кассиров, поскольку вырастет численность банкоматов и терминалов самообслуживания. Однако число кассиров, несмотря на четырехкратный рост банкоматов, выросло за последние 20 лет в только в одних американских банках  на 50 тыс. человек. В общей сложности их число выросло на 1,2 млн человек (учитывая кассиров фастфудов, супермаркетов и так далее). Похожее пророчили и юристам, однако их численность выросла и вообще в три раза.

В чем причина такого несоответствия? Ее обнаружила Melanie Arntz с коллегами из Центра Европейских Экономических Исследований. Дело в том, что предложенный оксфордскими экономистами метод расчета не обращает внимания на тот факт, что роботизации поддаются не целые профессии, а лишь отдельные трудовые функции по ним. Поэтому они не умирают, а лишь проходят обновление с учетом реалий современности. Учитывая это, ученые из ЦЕЭИ пришли к выводу, что сократится на 50%, а лишь 10% американских профессий. Похожие оценки имели место и в странах экономического сотрудничества (ОЭСР). Но даже это воспринимается исследователями весьма скептично. Почему? Несмотря на сумасшедший технологический скачок, из трех с половиной сотен американских профессий за последние 70 лет исчезла лишь одна – оператор лифтов.

Другие причины

Все это говорит о том, что радикальные прогнозы как минимум маловероятны. Но аргументы ученых Высшей школы экономики на этом не заканчиваются. Среди других причин, которые будут препятствовать колоссальному росту безработицы по причине автоматизации, ученые также называют:

  • Примитивность исследовательских методик. Дело в том, что все, кто прогнозируют апокалипсис и «восстание машин», делят рабочую силу лишь на два лагеря: работников с низкой и высокой квалификацией. На практике же градация рабочей силу во много раз больше. Учитывая это, ученые не исключают возможности пошагового профессионального роста для представителей каждой профессиональной группы. Это исключит взрывной всплеск безработицы даже в случае повальной автоматизации.
  • Скорость автоматизации. Она, по уверению исследователей ВШЭ, происходит отнюдь не такими темпами, как грезят футуристы. К тому же широкому распространению технологий препятствует масса субъективных факторов. Например, для широкого внедрения беспилотных автомобилей потребуется разработка принципиально иного дорожного законодательства, как и для массового использования БПЛА. По подсчетам Бостонской консалтинговой группы, в течение будущих 15-20 лет даже в США доля беспилотных транспортных средств едва ли превысит долю в 8-9% всего рынка транспортных услуг. Согласитесь, весьма скромный показатель.
  • Снижение прогресса. За последние 10 лет исследователи отмечают сокращение динамики факторной производительности – индикатора, определяющего долгосрочный технологический прогресс. В Америке он сократился с 1,7% до 0,5%, в Европе с 0,8% до 0,3% ежегодного прироста. Экономисты уверены: тенденция сохранится, и динамика и дальше будет отрицательной. То есть в среднесрочной перспективе нас ждет не технологический бум, а, наоборот, застой.

Было бы кому работать

В это же время в ВШЭ указывают и на другие вызовы, которые могут быть вызваны технологическим прогрессом и влиять на рынок труда. Они, в частности, приходят к выводу, что информационные технологии приводят к снижению занятости не потому, что снижается потребность в рабочей силе, а потому, что у людей снижается желание работать. И в этой логике есть смысл.

Так, никто не поспорит с тем, что распространение интернета снижает человеческую активность. Те развлечения, которые стали доступны людям онлайн, дали ему возможность занять свой досуг, не покидая дивана и не оставаясь при этом изолированным от внешнего мира. Наличие занятия и увлечения в свободное время повысили его ценность, одновременно снижая ценность занятости для людей. Проще говоря, распространение коммуникаций привело к тому, что люди имеют меньше желания работать. И это наглядно подтверждается цифрами исследований, проведенных в отношении молодых американцев (20-30 лет), среди которых за последние 15 лет:

  • занятость снизилась с 83% до 73%;
  • возросло число тех, кто в течение 12 месяцев вообще не ходил на работу ни дня с 11% до 23%;
  • на 290 часов уменьшилось среднее время, отработанное в году;
  • сократилась на 3 часа средняя рабочая неделя;
  • выросло время, проведенное за ПК – на 7 часов в неделю.

Учитывая все это, очевидно, что работать молодежь стала и так меньше. Впрочем, хоть и с небольшой разницей, но все это можно сказать и про другие группы общества. Как утверждают ВШЭ, подводя итоги своего доклада про технологический прогресс, новые технологии, не снижают, а, наоборот, повышают спрос на труд. В подтверждение этому имеется множество не только научных, но и исторических доказательств. Поэтому современное общество должно опасаться не ускорения технологического прогресса, а, наоборот, его торможения.

 

Разместить резюме Добавить вакансию