Период 2017-18 гг. считается в правительстве переломным для нянь, репетиторов и домработниц – пытаясь вывести эту «массовую прослойку трудящихся» из тени, чиновники предоставили ее представителям налоговые каникулы, освободив их на 2 года от уплаты НДФЛ. Что будет по окончании этих двух лет, и в каком статусе окажутся новоявленные самозанятые, решили определить позже. Вы, мол, регистрируйтесь, а сколько вы за это заплатите, мы решим потом. Изначально предполагалось, что няни и репетиторы будут оформляться в качестве индивидуальных предпринимателей, но теперь в Совфеде разработали новую модель.
Согласно новому документу от членов верхней палаты парламента, по окончании льготного периода, самозанятые смогут покупать патенты для осуществления профессиональной деятельности, а страховые взносы во внебюджетные фонды будут уплачивать также в качестве аванса, но по пониженной ставке. Конкретные нормативы и размеры платежей предлагается определять на местах, на региональном уровне. При этом об обещанном расширении списка льготных категорий предпринимателей речь до сих пор не идет. Чего ждать самозанятым после окончания 2019 года и налогового отпуска?
Патенты и взносы авансом
Законопроект, подготовленный сенаторами-единоросами, в конце прошлой недели был представлен Совету Федерации. Как сообщает «РБК», ссылаясь на текст документа, с которым удалось ознакомиться журналистам, теперь самозанятые смогут отказаться от регистрации в ФНС в качестве предпринимателя. Налоги же они будут платить путем покупки патента еще до начала налогооблагаемого периода трудовой деятельности. Чтоб внести ясность в порядок обложения налогами и использования патентов по отношению к няням и репетиторам, Налоговый кодекс предлагают дополнить двумя новыми статьями. При этом конкретных нормативов по отношению патентов, порядка их приобретения, стоимости и прочих значимых параметров не называется – полномочия по этому поводу сенаторы предлагают передать на места, чтоб каждый регион определял их самостоятельно.
Кроме уплаты авансом подоходного налога, аналогичным образом предлагается уплачивать и страховые взносы. Ставка платежей будет понижена и составит всего 5% от минимальной зарплаты в месяц, из которых 3% пойдут на пенсии, а 2% – в ФОМС. Для самозанятых это, безусловно, плюс, ведь тем же предпринимателям приходится отдавать ежемесячно 31% минималки. А учитывая, что МРОТ будет постепенно расти, ставка в 5% представляется весьма демократичной. Так, если исходить из действующего сегодня размера минимальной зарплаты, годовые расходы на уплату страховых платежей составят всего 4,5 тыс. рублей. По мнению инициаторов нововведения, новые правила обеспечат самозанятым понятные условия и принципы ведения легальной трудовой деятельности, налогообложения и социального страхования, гарантированного каждому трудящемуся.
Как уверяют разработчики документа, они пытаются найти конструкцию, которая устроит всех участников данного процесса. Они видят ее в рамочном подходе, когда федеральный центр определяет общие принципы, а субъекты самостоятельно регулируют ставки и решают, должен ли быть патент единым на всей территории страны и по отдельным профессиональным группам. Кроме того, сенаторы настаивают на расширении списка самозанятых, ведь это касается более широкого круга людей, чем только няни и репетиторы.
Как утверждают журналисты, данный документ уже должен быть рассмотрен верхней палатой совместно с профильными представителями правительства. Однако ни один из участников закрытого обсуждения существование новой концепции до сих пор не подтвердил, что говорит о неготовности властей к публичному диалогу и обсуждению вопроса самозанятых. Хотя важность этого вопроса в контексте легализации теневого рынка труда ни у кого не вызывает сомнений.
Неопределенность статуса
Несмотря на общественный запрос, самозанятые до сих пор не имеют конкретного правового статуса, что по факту относит их к теневой экономике и позволяет трактовать их деятельность как незаконное предпринимательство. С другой стороны, отсутствие в законодательстве вообще какого-либо определения самозанятости позволяет чиновникам относить к этой категории ИП, адвокатов, фермеров и прочих физических лиц, которые работают по найму на других физических лиц. Например, Пенсионный фонд дает официальную статистику, согласно которой самозанятые принесли в бюджет 92 млрд рублей налогов только за прошлый год. Хотя к субъектам, речь о которых идет в обсуждаемом законопроекте, они не имеют абсолютно никакого отношения, что вызывает некую коллизию. Дабы исключить возникновение подобных ситуаций, президент поручил профильным ведомствам правительства разобраться с правовым статусом, но консенсуса пока нет.
Как писал «Интерфакс», на прошлой неделе в правительстве очередной раз поднимали этот вопрос. Так, Минюст предлагает определять самозанятых по трем критериям: личное трудовое участие по оказанию услуг или выполнению работ; отсутствие статуса ИП; и неиспользование наемного труда. Эти критерии предлагается закрепить в законе «О занятости», с чем согласны в Минэке, и также предлагают дополнительно определить в законе еще и порядок упрощенного оформления статуса. В Минтруде считают такой подход неправильным и предлагают разработать новый нормативный акт. Минфин же вообще настаивает на отказе от внесения в законодательство понятия самозанятых, приравнивая их к ИП и прописывая порядок их регистрации в законе «О госрегистрации юрлиц и ИП».
На момент написания заметки устранить разногласия по этому вопросу пока не удалось, что по-прежнему лишает самозанятых официального статуса, хотя срок предоставленных им налоговых каникул продолжает истекать. Разногласия по поводу нормативного регулирования регистрации и критериев, к слову, не последнее препятствие – после их устранения, нормативные изменения необходимо также внести в НК и КоАП, иначе самозанятых на вполне законных основаниях можно будет привлекать к ответственности за незаконное предпринимательство. Что касается нянь, репетиторов и домработниц, кому официально уже предоставлены налоговые каникулы, то по сути это касается и их.
Аванс не оправдан
Возвращаясь к предложенным в Совете Федерации нормам разработанного законопроекта, следует отметить положительное отношение экспертов к патентной системе. Она, мол, уже подтвердила свою эффективность в работе по легализации трудовых мигрантов. Когда в стране был введен патентный механизм, процесс трудоустройства иностранцев стал гораздо проще и прозрачнее, что стимулировало многих гастарбайтеров соблюдать законодательство и находиться в правовое поле. Наличие патента у самозанятых обеспечит их правом на занятие трудовой деятельности в том режиме и формате, в котором им самим удобно. По сути, это своеобразный механизм лицензирования трудовой деятельности – получая патент-лицензию, самозанятый гражданин имеет право самостоятельно решать, пользоваться им или нет, что дает ему некую форму трудовой свободы. Получается, что патентная система для самозанятых – отличная идея?
Да, но только если это не будет касаться уплаты страховых взносов. Авансовый подход к социальным платежам изначально противоречит принципу страхования – в традиционной модели уплата страховых взносов осуществляется исходя из дохода человека, а если такового нет, о каких страховых взносах может идти речь? По факту, покупая себе патент, самозанятый не может быть уверен в том, что его трудовая деятельность принесет ему ожидаемый доход – он действует на собственный риск, но этот риск не может касаться страховых платежей. Даже если будет действовать 5-процентная пониженная ставка, и самозанятым придется платить по 4,5-5 тыс. в год – где они должны брать деньги при отсутствии дохода?
По сути, это все напоминает механизм введения повторного налогообложения или «налога на тунеядцев», дискуссии о котором продолжают точиться в правительственных кругах. Те же работодатели, уплачивая за наемных работников страховые платежи, делают это лишь по факту начисления зарплаты. Аналогичный подход логично применять и к самозанятым, предоставляя им право уплачивать фиксированный страховой платеж по истечении облагаемого периода или же отказаться от его уплаты в случае отсутствия дохода. Это, правда, потребует от самозанятого заполнения налоговой декларации и проведения надзорных мероприятий со стороны налоговых органов. Но в любом случае подобный подход будет куда демократичнее, чем требование авансовой уплаты социальных платежей еще до того, пока появится какой-то доход.
Разместить резюме Добавить вакансию