Еще 1 июля 2015 года в Москве был введен торговый сбор – налог с представителей розничной торговли, который они должны были уплачивать ежеквартально, независимо от результатов своей деятельности.
В качестве альтернативы, предприниматели, имеющие не более 15 нанятых сотрудников и годовую выручку, не превышающую 60 млн рублей, могли использовать патент, на что и рассчитывали столичные власти. И судя по результатам, расчет оказался правильным – это позволило вывести в правовое поле около 40% торговцев, которые ранее находились «в тени».
Имея сегодня статистику за первое полугодие, власть, эксперты и представители бизнеса в один голос твердят, что патенты позволяют облегчить жизнь предпринимателей, одновременно давая правительству возможность планировать доходную часть бюджета.
Полноценно же оценить результаты «двухходовки», можно будет лишь сравнивая годовые показатели. Карьерист.ру попытался разобраться, действительно ли патент лучше «упрощенки» и если таки да, то для кого?
Ставка на розницу
Департамент экономической политики Москвы обнародовал информацию, согласно которой за первые 6 месяцев 2016 года столичные предприниматели приобрели около 40 тыс. патентов (что на 80% выше, чем за 2-е полугодие 2015 года) что принесло в бюджет около 3 млрд рублей.
Большая часть приобретенных предпринимателями патентов пришлась как раз на розничных торговцев, которые купили 21 тыс. разрешений, увеличив их число в столице практически в 3 раза.
В то же время по данным Федеральной налоговой службы, за первое полугодие было оформлено лишь 17,7 тыс. патентов, что в департаменте экономической политики оправдывают тем, что предоставленная ими статистика учитывает и те патенты, которые уже перестали действовать (такое возможно, поскольку они могут быть приобретены и на 1 месяц).
Как утверждают в правительстве Москвы, повышение популярности патентной системы обусловлено простотой ее оформления и удобством использования. Там считают, что патент – лучшая система для бизнесменов, где задействовано до 15 человек, ведь он освобождает предпринимателя от иных налоговых обязанностей, необходимости вести бухгалтерию, использовать кассовые аппараты и решать прочие организационные вопросы. В частности, патент становится наиболее эффективным способом избежать уплаты торгового сбора, который так не нравится многим бизнесменам.
Тем не менее, поступления в бюджет от нелюбимого всеми торгового сбора за первое полугодие также оказались существенно выше, чем за последние 6 месяцев предшествующего года: 4 млрд и 2,3 млрд соответственно.
В правительстве Москвы считают, что торговый сбор позволил легализовать около 27 тыс. торговых точек, которые принадлежат около 15 тыс. собственников бизнеса. А это – около 42% от всего розничного рынка столицы, что также является прогрессом.
Ранее они либо находились в тени и вообще уклонялись от уплаты налогов, либо просто занижали свою налоговую нагрузку, и бюджет тем самым недополучал колоссальных средств.
Эти данные достаточно противоречивы, поскольку рост дохода от патентного налогообложения сопровождался ростом выручки от торгового сбора, что не позволяет говорить о полноценном отходе от первого в пользу второго. Однако окончательно судить можно будет по итогам года. Действительно ли выгода от покупки патента настолько очевидна?
Преимущества и недостатки
Большинство опрошенных нами экспертов едины во мнении, что патент – действительно самая удобная из предложенных столичными властями систем налогообложения предпринимателей. Мол, зачем тратить больше, если можно тратить меньше.
По мнению Сергея Зеленова, представителя московского отделения Общественной организации «Опора России», бизнесменам, находящимся «в тени» куда проще оформить ИП и купить патент, чем платить «мзду» и постоянно бояться проверок. Эксперт напоминает, что на патенте необязательно использовать контрольно-кассовые машины и это лишит многих предпринимателей лишних хлопот с ними.
По словам Зеленова, который, в свою очередь, цитирует налоговиков, за прошедший период 2016 года упразднили ИП около 16 тыс. предпринимателей, в то время как зарегистрировали новые – 29 тыс. лиц.
Однако, это вовсе не показатель работы патента – для получения объективных данных, нужно сравнивать количество новых ИП с количеством закрытых юр. лиц, данных по которым пока нет.
По словам Владимира Платонова, президента столичной торгово-промышленной палаты, патентная система старается «подстроиться» под бизнесменов, насколько это возможно. Он утверждает, что налоговое законодательство, которое регулирует этот вопрос, многократно изменялось и сегодня работает уже его 4-й вариант.
Самыми лучшими результатами такой редактуры он считает появление 2-летних налоговых каникул для новых ИП и расширение видов хозяйственной деятельности, представители которой имеют право приобретать патенты (сегодня их 80). Эксперт утверждает, что патентное налогообложение существенно снижает соблазн предпринимателей прятать доход и работать вне правового поля.
Но Зеленов, в свою очередь, говорит, что ставка патента как минимум несовершенная и даже несправедлива – конечно, она меньше торгового сбора, но для тех, чья торговая площадь меньше 50, ставка за 1 является слишком высокой. С ним согласен Михаил Вышегородцев, уполномоченный по правам предпринимателей при правительстве Москвы.
По словам омбудсмена, он получил уже массу жалоб от ИП, чья торговая площадь слишком мала и составляет меньше 20. Они считают, что изменение ставки, установленное на уровне в 50 – слишком высокий порог. Уполномоченный по правам предпринимателей заявляет, что он не раз уже вносил в мэрию предложения относительно понижения порога, однако, результаты таких предложений будут видны лишь к концу года.
Те предприниматели, для которых ставка патента оказалась непосильной, очевидно, уходят с рынка. Но, по мнению Зеленова, в этом тоже можно найти свои плюсы, ведь они очищают рынок для более крупных представителей, которые занимают освобожденные ИП торговые площади.
При этом они не стараются экономить на патенте и уплачивают торговый сбор, принося в бюджет столицы доходы, которые на порядок выше. Безусловно, доходы столичного бюджета – очень важный аспект, но что в такой ситуации делать лишившимся работы предпринимателям, эксперт не уточнил.
Практическое совершенство патентной системы отмечает и Платонов, утверждая, что, с экономической точки зрения, патент в большинстве случаев дешевле сбора. К тому же в законодательстве предусмотрены механизмы, позволяющие уплачивать его в рассрочку, а также самостоятельно определять период, за который осуществляется уплата налогов.
Тем не менее, по мнению Павла Орловского, эксперта компании «СКБ-Контур», если соблюдать все установленные законом условности применения патентного налогообложения, то стоимость приобретения патента будет равна торговому сбору, а реальная выгода будет состоять лишь в остальных законных освобождениях.
Немного фикции
Некоторые эксперты несогласны с мнением, что патент – это только попытка вывести бизнес из тени и помочь ему одновременно сэкономить. По словам Владимира Буева, вице-президента НИССПП, повышение популярности патентной системы выгодно и для столичных властей.
В условиях нестабильной экономики налоговая база многих резидентов существенно сокращается, что негативно отражается на «выручке» бюджета. Это толкает исполнительную власть на попытки увеличить эту самую базу путем изменения ставок, формул расчета или введением новых налогов, коим стал торговый сбор.
По словам эксперта из «СКБ-Контур», само внедрение такого сбора обусловлено желанием властей обязать весь бизнес платить некую фиксированную сумму, независимо от результатов их деятельности просто за то, что бизнес работает. Сама идея внедрения сбора изначально была рассчитана не только на торговлю, но и на иной бизнес, работающий в Москве. Но поскольку повлияла общественность, был введен только торговый налог. Теперь же, под маркой благих намерений, была внедрена патентная система.
Как утверждает Платонов, патенты куда удобнее для правительства Москвы: за счет 30% аванса или, вообще, предварительной его уплаты, они позволяют властям проводить объективное планирование доходов. Хотя, многие эксперты и утверждают, что наполняемость бюджета, в случае масштабного перехода со сбора на патенты, существенно пострадает.
В любом случае о потенциальных победах и поражениях бюджета от массового перехода на патентную систему говорить пока преждевременно. Но даже если показатели будут отрицательными, власти вполне могут откорректировать налогооблагаемые базы для достижения необходимого результата. В конце концов, еще никто не говорил о том, что стоимость патента для розничной торговли останется на том же уровне…
Разместить резюме Добавить вакансию