Вот уже несколько лет все повторяют слова «кризис экономики». Одни говорят о кризисе как о причине неудач в работе (или ее поиске), другие со страхом ждут от этого явления неприятностей на свой бизнес, третьи и вовсе предпочитают «не высовываться», переждать, пока экономика стабилизируется, полагая, что запустить проект или получить прибыль с уже существующего сейчас нереально.
Действительно ли нужно пережидать тяжелые времена? Следуя этой логике, вся страна должна бы впасть в анабиоз. Конечно же, это не так! Многие уверены, что кризис – дает новые возможности для бизнеса, нужно только их увидеть. На примере таких предпринимателей мы убеждаемся, начать новое дело можно и в такое время.
В авангарде стартапов сегодня пребывают представители ИT-индустрии. Показательно, что и на государственном уровне ИT-отрасль считается одной из наиболее перспективных. Правительство РФ даже создало в минувшем году план мероприятий по развитию отрасли информационных технологий в перспективе до 2018 года, согласно которому особое внимание обращается на подготовку ИТ-специалистов, государством будет оказываться всяческая поддержка ИТ-бизнесу, в том числе смягчение налогового законодательства, разработка нормативных правовых актов, упрощающих ведение бизнеса в этой сфере.
Создание государством благоприятных условий для новых ИТ-проектов – чем не повод серьезно задуматься об открытии своего дела. А что еще нужно для старта своего проекта? Своим опытом с начинающими «ИТ-бизнесменами» поделился Григорович Сергей, человек, который на собственном примере продемонстрировал, что в «кризисной» среде можно благополучно развивать бизнес, связанный с инновационными технологиями.
Как считает Сергей, в кризис появляются новые возможности, на которых можно заработать. Самый простой пример: появляется больше безработных специалистов, нужных для твоего проекта, поиск сотрудников займет гораздо меньше времени и нанять их можно дешевле. В кризисе он видит некую движущую силу, которая лично ему помогла неожиданным образом: Сергей оставил направление, которым занимался раньше, и начал совсем другие проекты, затребованные на то время.
В Википедии указано, что Сергей Константинович Григорович — разработчик компьютерных игр, бизнесмен, основатель и генеральный директор компании GSC Game World. Один из авторов компьютерных игр Venom, «Казаки» и S.T.A.L.K.E.R. Родился 18 апреля 1978 года, уже в 12 лет заработал свои первые деньги, сдавая игру в аренду одноклассникам, через год начал торговать на рынке компьютерными играми и разными радиоэлектронными товарами. Уже в 16 лет создал компанию GSC Game World. В 20 лет Сергей Григорович стал долларовым миллионером.
Для геймеров без границ и разработчиков компьютерных игр не нужно рассказывать, кто такой Сергей Григорович, для них он легендарная личность. Суммарный тираж игр, созданных компанией GSC Game World, превысил 7 миллионов экземпляров.
Что послужило началом?
Как говорит Сергей, в начале возникает идея. Сам он никогда не знал недостатка в идеях. Еще в школьные годы, например он решил разработать игровые джойстики, да так серьезно проникся этой идеей, что ездил на завод пообщаться с инженерами, чтобы узнать тонкости производства. Тогда парнишку, планирующего запустить свое производство, никто серьезно не воспринимал: ты должен выучиться, набраться опыта, а потом предлагать идеи. Это пример одной из сотен задумок, которые появлялись у Сергея. Однажды он перевел из английского на русский язык озвучку для компьютерной игры Duke Nukem, записал на простейший трехдолларовый микрофон и предложил свой перевод крупнейшей российской пиратской студии. Они приняли предложение и издали игру со звуковой версией Сергея. Ему заплатили 1200 долларов, первые существенные деньги. «Моя идея была бредовая, реализация дешевая, но это было в нужное время и в нужном месте. Сейчас бы такая идея не прошла», — рассказывает Сергей.
Но само по себе наличие идеи не принесет прибыли. Идея ничего не стоит. Если вы что-то придумали, будьте уверены, что, по меньшей мере еще три человека в мире в эту же минуту подумали о том же самом. У нас не выдают патент на идеи. Идея может появиться и погаснуть так же быстро, не реализованная. Нет ничего предосудительного в том, чтобы брать чужие идеи, перерабатывать их так, как считаешь нужным. Особенно это важно в сфере ИТ.
Когда ты начинаешь воплощать идею, этот процесс должен приносить удовольствие. Если этого нет, то из двух компаний, которые имеют одинаковые цели и процессы, ваш конкурент, который при этом одухотворен идеей, добьется успеха быстрее. Сергей никогда не делал проекты, которые не были ему интересны.
Кто первый – тот выигрывает
Один из принципов при становлении бизнеса – не замечать несущественное. Сергей считает, что нужно как можно быстрее продвигаться по пути реализации идеи, а потом уже, после запуска проекта, выделить время и «довести все до ума». И целесообразнее выбирать экономный вариант реализации, чем дороже материалы вкладываешь в проект, тем дороже он будет стоить на выходе, при этом никто не знает, будет ли он прибыльным.
По мнению Сергея, «дешевле и быстрее» приоритетнее чем «качественно и долго». Ведь пока вы будете совершенствовать все до мелочей, появится кто-то, кто реализует эту идею быстрее вас (помните, идеи витают в воздухе, одновременно нескольким бизнесменам может прийти одинаковая идея). А вот когда вы уже первым заявили о выходе проекта, можно потратить время на его усовершенствование.
Что касается планирования (стратегического долгосрочного), которое является обязательным в теории менеджмента, на этот счет у Сергея свое мнение. В наше время сложно следовать плану, особенно долгосрочному. Важнее уметь решать проблемы здесь и сейчас.
Философия заработка и затрат
Создавая компанию GSC Game World, Сергей Григорович имел достаточный на то время стартовый капитал для ее основания. Все свои продукты он финансировал самостоятельно и никогда не пользовался заемным капиталом. Он считает, что люди, которые используют заемные деньги, не так эффективны в ведении бизнеса. Если человек берет кредит в банке под залог квартиры, вкладывает деньги в дело, а потом случается форс-мажор, и он может потерять все – и бизнес, и квартиру.
Сумма, которую можно вложить в проект, не должна быть больше 10% от суммы имеющихся у тебя денег. По такому принципу Сергей не только ведет бизнес, но и осуществляет личные траты. Не нужно покупать квартиру на последние деньги. Если бы перед началом работы над своим проектом у Сергея было меньше денег, чем требуется по его принципам (10%), он бы не начинал проект. И заканчивать проект нужно тоже только на свои деньги. Воодушевившись беспрепятственным продвижением работы над проектом, мечтая об успешном его запуске, не идите в банк за недостающей суммой. Это риск для вашего стартапа. В бизнесе нужно надеяться только на себя, на те суммы, которые у вас есть.
Диверсификация – минимизируем риски
По возможности продвигайте проекты сразу в нескольких направлениях. По принципу поговорки – «не храните все яйца в одной корзине». По этому же принципу заработанный вами капитал не храните в одном банке. Беритесь сразу за несколько идей и реализуйте их, потому что на стадии реализации вы никогда не можете знать, будет ли успешным результат.
Успех проекта – мотивированный персонал
Это сейчас GSC Game World – компания с громким именем, многие мечтают здесь работать. А при ее создании Сергею было 16 лет. Практически никто не воспринимал парня серьезно, какую еще работу он может предложить? Между тем, у Сергея был стартовый капитал, идея, и ему нужна была команда для воплощения этой идеи. Как убедить серьезных программистов, что это не детские выдумки, чтобы они начали работать? Сергей пообещал платить зарплату каждую неделю – и платил вовремя еженедельно. Так нарабатывался авторитет.
Подбирая персонал в свою команду, Сергей обращал внимание в первую очередь на внутреннюю мотивацию кандидата: почему он хочет работать, что им движет. У его будущих сотрудников должна быть цель, которой они будут достигать при помощи работы. Кроме того, он пытался разглядеть лидера в приходящих кандидатах. Если вам нужен человек на топовую позицию, нужно перебрать огромный вал кандидатов, из них выбрать тех, кто может стать лидером. В основном не искали «готовых» опытных руководителей, а выращивали их в своем коллективе. Причем, сам кандидат может и не знать о себе, что он потенциальный лидер. Тот, кто подбирает персонал, должен дать такому соискателю месседж – ты можешь стать лидером! С этим посланием в голове работник обязательно станет со временем таким, каким его увидел вначале рекрутер.
Не менее важным при подборе персонала является фактор — общие цели и взгляды на проект. Если для Сергея заведомо проигрышным является проект, который ему не интересен, которым он не одухотворен, то его команда должна быть точно так же увлечена проектом, как и он сам. Иначе не стоит мечтать об успехе.
Есть еще один секрет, самый важный мотивирующий фактор персонала, как его называет Сергей. Да, сотрудникам нравится работа над проектом, да, они увлечены идеей проекта. Но самым сильным мотиватором команды является осознание причастности к чему-то важному, вера в то, что мы делаем что-то особенное и уникальное. Такая команда придет к успеху!
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию