Первый корпоративный университет (КУ) был создан компанией McDonald’s в 1961 г. Компания с успехом завоевывала разные страны и континенты, поэтому перед руководством стояла задача сделать бренд узнаваемым в любой точке мира и внедрить единые стандарты обслуживания. Так возникла необходимость корпоративного обучения сотрудников навыкам работы в системе быстрого питания.
Наиболее интенсивно открывались корпоративные университеты в 90-х годах – к 1988 г. их насчитывалось уже четыре сотни, за одно десятилетие их количество выросло в четыре раза! В России первые корпоративные университеты открыли зарубежные компании – тот же McDonald’s, Coca-Cola, Motorola. В 1999 г. появился КУ у «Вымпелкома». Время показало эффективность создания собственной системы обучения, поэтому на сегодняшний день в России имеют корпоративные университеты «Росинтер», «Волга-Днепр», «Ростелеком», «Ингосстрах», «Северсталь», «Сухой» и др.
Учебные центры VS. корпоративные университеты
Существует мнение, что компании, следуя моде, учебные центры по подготовке кадров назвали «корпоративными университетами», при этом их суть не изменилась. Но эта система внутреннего образования имеет более сложную форму и целый ряд отличий. Учебные центры призваны обеспечить компанию более квалифицированными кадрами в настоящее время. Перед корпоративными университетами стоит задача не только повышать квалификацию сотрудников, но и разрабатывать стратегические цели по развитию компании.
Отличительные признаки корпоративного университета:
- общие методологические подходы к обучению персонала
- обучение сотрудников всех уровней
- система обучения подчинена единой концепции развития компании.
КУ исполняет роль аналитического центра, который соотносит кадровый потенциал компании со среднесрочными и долгосрочными задачами, стоящими перед ней. Этот анализ позволяет прогнозировать потребность в кадрах и степень его квалификации.
На площадке КУ формируется корпоративный климат, что особенно важно, если подразделения компании находятся в разных регионах. Он выражается в соблюдении единых стандартов, технологий и традиций бренда. Наиболее развитые корпоративные университеты занимаются научно-исследовательской работой, генерированием идей, созданием инновационных проектов.
Компании Санкт-Петербурга с корпоративными университетами
Компания «Электрон» производит компьютерные томографы и другое высокотехнологическое медицинское оборудование. Специфика производства требует от специалистов высокой квалификации. В компании работает 470 сотрудников, из которых 65% являются выпускниками вузов.
Руководство компании считает недостаточной квалификацию вчерашних студентов для создания конкурентоспособных продуктов и решения узких вопросов. Поэтому уникальных специалистов приходится готовить путем внутрифирменного образования. В корпоративном университете ежегодно обучается 140 сотрудников. В образовательном процессе используются все формы обучения: от тренингов и курсов до программ МВА.
Пивоваренная компания «Балтика» в 2006 г. открыла корпоративный учебный центр, который в 2010 г. был преобразован в корпоративный университет. Сотрудники получают дополнительное образование на следующих факультетах:
- лидерства и управления
- производственно-технический
- профессиональный (маркетинг, финансы, юриспруденция)
- бизнес-навыков (английский язык, коммуникабельность, работа с зарубежными партнерами)
- успешных продаж.
КУ принимает участие в решении стратегических задач развития компании. Была внедрена система наставничества и передачи принципов развития персонала. Успешные сотрудники становятся тренерами в Школе внутренних тренеров. КУ активно использует методы дистанционного обучения. Компания «Балтика» в разные годы становилась победителем конкурсов «Лучший кадровый проект» и People Investor.
Компания «Илим-Палпа» создала корпоративный университет для поиска и внедрения новых форм бизнеса. Эта площадка выполняет функции исследовательской лаборатории, где рождаются инновационные идеи и новые проекты. Университет помогает решать самые острые проблемы в производстве и управлении. Сотрудники, прошедшие курс обучения, получают диплом, который не котируется на внешнем рынке. Таким образом достигается основная цель – подготовка сотрудников для своей компании.
В корпоративном университете Балтийского завода обучаются сотрудники, а также студенты и школьники. Заводские кадры учатся по программам освоения новых технологий и оборудования и получения профессии на рабочем месте. Также КУ занимается переподготовкой кадров, адаптацией новых сотрудников и переаттестацией персонала по итогам работы за год. Корпоративный университет завода проводит Слет молодых судостроителей (молодежный форум) и конкурсы профессионального мастерства.
Компания «Вымпелком» готовит сотрудников в корпоративном университете «БиЛайн». Несмотря на то, что его дипломы котируются только внутри компании, конкурс желающих учиться составляет три человека на место. В компании работает 1600 сотрудников, из которых 45 учатся в университете. Они посещают лекции, сдают экзамены, а в конце курса пишут дипломные работы. Решения стратегических задач компании являются темами для защиты дипломных проектов.
Автор: Татьяна Мовчан
Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — www.spb.careerist.ru.
Разместить резюме Добавить вакансию