По данным аналитического центра Карьерист.ру, по итогам первого полугодия 2016 года, количество актуальных вакансий увеличилось по меньшей мере на 15%, что нетипично для кризисного периода и не наблюдалось с конца 2014 года.
Между тем, даже небывалый рост количества вакансий не позволяет говорить о улучшении ситуации на рынке – россиянам все сложнее находить работу.
По данным, предоставленным Федеральной службой по труду и занятости, в среднем у безработных россиян на поиск работы уходит 8 месяцев.
При этом самые большие проблемы с трудоустройством, по официальной статистике, испытывают женщины после 30 – именно они составляют основную и самую многочисленную группу клиентов центров занятости.
Получается, что люди в самом расцвете сил, даже при наличии необходимого образования и опыта, все равно остаются без работы.
Почему так происходит, и как правительство и Роструд планируют решать эту проблему? Карьерист.ру попытается разобраться в этих довольно странных работных противоречиях.
Качество открытых вакансий
По данным Росстата, численность официально вставших на учет безработных сегодня составляет около 948 тыс. человек.
Ежемесячно показатели безработицы проявляют положительные тенденции, особенно если сравнивать их с началом года, когда количество находящихся в поисках перешагнуло отметку в 1 млн человек и до конца первого полугодия 2016 года оставалось на этом уровне.
При этом уменьшение количества безработных отмечается в большинстве регионов России, в то время, как число открытых вакансий превысило 1,4 млн.
Путем нехитрых расчетов, даже школьник может определить, что существующее количество свободных рабочих мест с лихвой позволяет трудоустроить всех безработных.
Конечно, тут не учитывается число нетрудоустроенных, которые не имеют официального статуса (которых в 5 раза больше), но сам факт превышения открытых вакансий числа безработных весьма настораживает.
Очевидно, что одна из основных причин, почему почти миллион россиян не может найти работу, состоит в качестве предлагаемых им вакансий. Роструд регулярно отчитывается о повышении этого качества, привлечении новых работодателей, обещающих более высокой зарплатой, установлении региональных коэффициентов, где средняя зарплата по предлагаемым вакансиям приближается к средней по региону и т.д.
Тем не менее, отказать в размещении вакансий тех предприятий, которые предлагают низкую зарплату, по словам представителей Роструда, они также не могут.
Но несмотря на весь оптимизм руководства государственных кадровых служб, соискатели изо дня в день убеждаются в низкой эффективности местных центров занятости, о чем и говорит колоссальный срок в 8 месяцев, необходимый для поиска работы.
Денис Васильев, заместитель руководителя Роструда оправдывает сложившуюся ситуацию специфической целевой аудиторией, с которой приходится работать городским центрам занятости.
Как он утверждает, соискатель с востребованной профессией, хорошим образованием и опытом работы, скорее всего, сам сориентируется и найдет себе место потеплее, а в службу чаще всего приходят лишь те, у кого имеются серьезные проблемы с трудоустройством.
Чиновник относит в такую категорию инвалидов, людей предпенсионного возраста, выпускников или же тех, кто потерял работу вследствие структурных изменений в местной экономике.
Очевидно, что человек, специальность которого попросту не имеет вакансий в конкретном населенном пункте ввиду своей специфичности, действительно будет испытывать проблемы с трудоустройством, что вполне ожидаемо.
Однако задача Роструда в такой ситуации переориентировать соискателя и все-таки трудоустроить его. Если же этого сделать не получается, то причиной могут быть только два фактора: либо дело все-таки в качестве вакансий (которое, по словам чиновников, постоянно повышается), либо в низком профессионализме специалистов по работе с безработными.
Однако, низкая удовлетворенность соискателей предлагаемыми вакансиями (17%) говорит сама за себя…
Диспропорции и низкая мобильность
Еще одно оправдание, которое называют чиновники в Роструда в качестве причины, по которой вакансии не устраивают соискателей – территориальные и профессиональные диспропорции рынка.
Например, в общероссийском выражении в центрах занятости преобладают вакансии, связанные с медперсоналом, на которые приходится свыше 4,1% от общего числа рабочих мест, водители – 3,8%, и вакансии в строительстве, которых около 2,5%.
При всем этом, ожидания соискателей сугубо индивидуальны и практически полностью распределены по региональному принципу.
Например, в Тольятти наибольшее количество безработных ориентировано на автомобильный сектор, хотя в городе фактически нет таких вакансий ввиду экономических проблем в этой отрасли.
Аналогичные проблемы в Вологде, Иваново, Воронеже и некоторых других городах, где люди пришли на биржу из легкой промышленности.
Решить эту проблему способны программы по стимулированию безработных к трудовой мобильности. Но даже ввиду их существования, они пока не дают должного эффекта – за 1,5 года ее существования в другую местность на работу переехало всего около 2 тыс. человек.
Россияне не видят перспектив переезда в другие города на работу в рамках государственных программ, которые даже создают некоторые условия для этого. По словам Дениса Васильева, это связано с тем, что на данном этапе их реализации нарабатывалась административная практика, теперь же, когда налицо конкретные проблемы, эти программы будут модернизироваться.
Прежде всего, проблема с переездом обусловлена обустройством на новом месте. Логично, что россияне, которым предложили переехать в другой регион думают не только про работу, но и про жилье. По словам чиновников, это не проблема – как минимум 200 тыс. открытых в центрах занятости вакансий предполагают возможность предоставления жилья.
Но подавляющее большинство из них предусматривают выделение лишь койко-места в общежитии, что могло бы устроить не более 1% от безработных, рассматривающих возможность переезда. Конечно, госпрограммы обещают зарплату выше среднего, оплату переезда, трудовой договор на 3 года (тем более что работодателю за это компенсируется 225 тыс. рублей)… Но обеспечение социально-бытовых условий в приоритете у россиян, и этот вопрос уж точно не получится решить выделением места в общежитии.
Учитывая портрет среднего безработного – женщины старше 30 лет, большинство из которых имеют детей и семью, едва ли их можно будет стимулировать к переезду такими условиями.
Проблема государственного участия
Но даже проблемы мобильности и диспропорции рынка все же не способны запятнать голые цифры – несмотря на все странности ситуации, количество вакансий, превышающее безработных, выглядит более чем оптимистично…
Все меняется, если вспомнить про уровень реальной безработицы, которая по методологии МОТ составляет 5,6%. Конечно, это показатели, которые рассчитываются по разному принципу и их нельзя сравнивать, но дело совсем в другом – разрыв с официальной безработицей (которая сегодня составляет 1,2%) почти в 5! раз, что куда выше, чем в других цивилизованных странах.
Безусловно, во всем этом можно обвинить местные центры занятости, эффективность и активность работы которых оставляет желать лучшего и точно требует модернизации. Одним словом, им точно есть над чем поработать. Но по нашему мнению, проблема совсем в другом, и она имеет более глобальные масштабы. Все это: разница в показателях безработицы, ужасающий срок для поиска работы, низкий уровень удовлетворенности предлагаемыми вакансиями и т.д., говорит лишь о низкой активности государства в присутствии его на рынке труда.
Несмотря на создаваемую видимость работы, внедряемые госпрограммы, еженедельные отчеты о понижении уровня безработицы и оптимистичные оценки, среднестатистический россиянин не чувствует государственной поддержки в ситуации, когда он остался в сложной экономической ситуации без работы.
Оставшись в таком положении, ему будет сложно говорить о каком-либо доверии к власти, а в преддверии сентябрьских парламентских выборов это лишь ухудшит положение дел.
Чувствуя это, чиновники не зря отложили внесение изменений в ФЗ «О занятости» до 2018 года, который должен будет якобы «оптимизировать» пособие по безработице и исключить иждивенческие настроения граждан на сумасшедшие 850 – 4,9 тыс. рублей такой помощи. Но сейчас не об этом…
Очевидно, что активность государства на рынке труда должна быть увеличена – только это позволит повысить эффективность государственных кадровых служб. В свою очередь, в Роструде оправдывают невозможность серьезного влияния, поскольку они имеют региональный статус. Все что в их силах – это мониторинг и введение единых стандартов.
В этих целях правительством был разработан некий план, который должен будет повысить качество предоставления государственных услуг в сфере занятости. В его рамках Роструд планирует проверять результативность центров занятости на протяжении определенного времени, после чего выявить самых лучших из них и определить, так сказать, «секрет их успеха». Впоследствии планируется тиражировать опыт самых успешных и когда-то в будущем, по прогнозам чиновников, это приведет к повышению эффективности всей системы.
На наш взгляд, такие планы могут быть эффективны, но не в нынешней ситуации, когда люди остро нуждаются в работе.
Сегодня эта сфера требует более радикальных решений, повышения уровня социальной поддержки безработных и помощи в поиске работы, задействуя электронные сервисы, в том числе и социальные сети. А пока этого не произойдет, россиянам все так же придется тратить 8 месяцев на поиск работы… Благо, у них есть Карьерист.ру…
Разместить резюме Добавить вакансию
Так же еще после собеседования обещают перезвонить и сообщить о результатах.А как показала практика не звонят. Или не принимают по ограничению в возрасте(до 30-35 лет).Сколько уже сталкивался.Считаю надо таких работодателей привлекать к ответственности.Может и уровень безработницы снизится.
Если бы государство имело право вмешиватся в част. сектор,тогда другое дело,а так всё фигня будет…
Вот пришёл в центр занятости, трудовой нету опыт есть, работал неофициально без договору, меня на учёт не ставят дают направление вакансией где зарплата от 7 до 10 т. ехать с пересадкой, квартплата 5 т. . Хотя в нашем городе пои следованиям чтоб семя из 3 человек была среднеобеспеченной доход должен составлять 50-60 т. исследование было проведено 7 лет назад. Сейчас поработи цена за работу упала в 2 раза, а продукты поднялись в 3.
То что написано в этой статье все правда,я как раз тот высоко квалифицированный специалист с опытом работы старше 30 и ищу уже 8 месяцев работу и пока что результат нулевой.
В наше правительство и в прочие органы я не верю и не надеюсь….И я думаю к следующему году безработица только вырастет.
У нас даже не ставят на безработицу
Никто этим не интересуется в государстве. Пока человек сам не окажется в кошмарной ситуации поиска, он не понимает как другие годами не могут найти никакой работы и тихо мучаются, проживая день за днём месяц, год за годом годы. Это страшно! Страшно, когда ты один во всём городе и этот город не твой родной. А если ты ещё и с ребёнком несовершеннолетним (и до совершеннолетия ещё, ох, как далеко!)..Когда знаешь, что всё в жизни зависит только от тебя одной, от твоих решений, и зависит жизнь твоего ребёнка — нет времени на тихие слёзы, да и самих слёз уже давно нет (они остались далеко во времени в родном городе Санкт-Петербурге) — тогда начинаешь жить цепляясь за всё. Только чтобы выжить вдвоём. И мысли о том, как бы только не заболеть, только бы сил хватило успеть вырастить дочь. Наступает предел твоих сил и никакая биржа не в состоянии помочь, когда уже нет здоровья. За 5 лет — не предложено ни одной вакансии (!). Самопоиск тоже не дает никаких результатов. А всё почему? Да потому, что профессии, на которые есть корочки — не требуются в этом небольшом городке Ленобласти. Переобучения тоже не дали ничего. Как нет вакансий, так и нет по-прежнему. Можно только удивляться КАК МЫ ЕЩЁ ОБЕ С ДОЧКОЙ ЖИВЁМ И ДЫШИМ НА ЭТОМ СВЕТЕ.. Но это уже не интересно, правда?..
Я уже больше года ищу работу, предлагают от 6204 до максимум 12 тыс рублей, а спрос с претендента на вакансию обширнеший, делай все, а захочу и по потолку будешь бегать. Стаж есть, послужной список тоже не плохой. В другой город ехать, тоже предлагали и з/п вроде бы больше35 тыс. -45 тыс. Только там жилье снять половину зарплаты, если не больше отдашь, а на хорошие з/п у них свои есть, что в нашем городе, что в других.Замкнутый круг какой-то……
А мне кажется что чиновники придумывают эти вакансии и печатают, чтобы самим работы не лишиться. Нужно поддерживать программы самозанятости населения, внедрять программы занятости населения в малых городах, поощрять систему создания рабочих мест….а у нас одни демагоги. Где это все???? Где программы трудоустройства молодежи после окончания учебных заведений? Одна болтовня кругом, только отчитаться и свой стул под задом сохранить-вот и вся цель.
Может быть действительно надо закрывать центры занятости в регионах ввиду их низкой эффективности? Люди довольно долго стоят там на учете, и данные центры не помогают им в трудоустройстве. Могут предложить работу разве что на низкую заработную плату или такую, которая вообще не соответсвует уровню образования и опыту соискателя. Но такую работу человек и сам в состоянии найти.
Ах, как хорошо работают сотрудники Клинского ЦЗН… в деле трудоустройства самих себя и своих родственников!
работа наших центров занятости настолько плоха, что можно поставить оценку: -1/10. людям не помогают совершенно, всё делается для липовой, по факту, отчётности. за любую мелочь тут же снимают с учёта. лишь бы было поменьше народа на учёте
Пытаюсь трудоустроиться в городскую поликлинику врачом аллергологом-иммунологом. В центре занятости вакансий ни в одной городской поликлинике нет, но и в поликлиниках врачей аллергологов-иммунологов нет ! Где же штатные единицы ? Или руководителям медучреждений не нужны аллергологи ? Зато пациенты ждут своей очереди в краевых аллергоцентрах около месяца ! А меня только частный сектор на работу берет, но … без официального трудоустройства…
А мне кажется , что всё дело как раз в рекрутёрах и именно «в консерватории» надо что-то менять . Ведь некоторые объявления висят по пол-года и более , но посылать на них отклики бесполезно . Ответа не будет . В лучшем случае придёт ответ о том , что эта вакансия уже занята . При этом , вакансия будет продолжать висеть . Или исчезнет , но очень не на долго , чтобы опять всплыть . И снова всё пойдёт по накатанному сценарию . Вакансия есть — откликов нет .
Что касается возрастного ценза , то в большиестве случаев требования вызывают когнитивный диссонанс . При всём желании у двадцатилетнего молодого человека или девушки не может быть тех навыков и опыта работы , которые от них хотят .
Господа рекрутёры , вы уж определитесь в своих желаниях . Выдвигайте разумные требования «или умный , или красивый»…
Да на фиг никому не нужны квалифицированные специалисты, всем этим частным рыночным структурам нужна тлолько дешёвая рабочая сила, лучше бы вовсе бесплатная. С государственными предприятиями практически картина такая же, только декларации одни, промышленность практически убили, с чего рабочим местам для квалифицированного народа взяться! В лучшем случае, предлагают что-либо торговое либо некую ныне модную псевдо работу. А чиновники, им что, они просто отчеты пишут, о том как хорошо, или о том, как плохо, и планы на бумаге составляют «по улучшению…»
И «Карьерист.ру, к сожалению нам в нахождении реальной работы, вряд способен помочь, как, впрочем и остальные сетевые ресурсы…
Два соображения. Вакантные должности либо мониторятся (с февраля- марта постоянно приходят, кого они там выбирают, теряюсь в догадках), либо на зарплату контингент набран, а на работу за себя и за этих парней- не получается.
«больше вакансий, меньше работы» — люди постепенно умнеют. Но до Европы нам ещё далеко!
«уменьшение количества безработных отмечается» — да не безработные уменьхаются, а зарегистрированные в ЦЗ! Всё больше людей убеждаются. что ничего путного в ЦЗ им не предложат. А из пособия в 850 руб. почти всё уйдёт на дорогу в этот ЦЗ.
С «хорошим образованием и опытом работы» — ещё труднее найти работу! Все хотят за копейку канарейку!
Скоро мы будем завидовать Сирийским беженцам.