Совет HR-консультанта

Ко дню архивов России — что представляет собой нынешняя архивная служба?

Ко дню архивов России

10 марта - день архива

У большинства россиян, независимо от классовой принадлежности, сложилось устойчивое впечатление, что архивы – это склады покрывшихся сантиметровой пылью документов, совершенно не представляющих ценности и не несущих никакой пользы. Однако, для образованного человека очевидно, что в современном понимании, архив – это в первую очередь, бесценная сокровищница документально зафиксированных апробированных управленческих решений, которые, при правильном их применении, станут важным компонентом федерального или муниципального управления всех уровней.

Анализируя сохраненный архивами бесценный опыт предков, куда проще будет принимать правильные и продуктивные решения относительно всех сфер деятельности человека, общества и государства в целом.

К празднику всех российских архивистов, Карьерист.ру решил осветить актуальные проблемы современного архивного дела, а также рассказать соискателям, к чему нужно готовиться, устраиваясь на работу архивным работником.  

Современная архивная служба

Архивное дело берет свое начало в далеком 1720 году. 10 марта этого года Петром I был подписан Указ, который ввел архивы и должности архивариусов во все государственные структуры и органы власти. В обязанности архивистов-первопроходцев того времени входили такие обязанности

«письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…»

Именно эти императорские реформы и заложили основы нынешней архивной службы.

Современное архивное наследие, это не только горы документов каждого из государственных органов. Это также и сведения, содержащие основу государственного суверенитета и национальной безопасности РФ, внутренней и внешнеполитической деятельности, эффективного функционирования государственных институтов, развития отечественной науки и культуры. Все российские архивы непрерывно пополняются, отражая материальную и духовную составляющую русского общества. Они имеют бесценное не только историческое, но и социальное, культурное, политическое и даже экономическое значение.

Структуру российских архивных организаций составляют 15 федеральных архивов, 199 госархивов и центров хранения документации, 34 госархива по личному составу субъектов РФ, 2357 муниципальных структур, а также около 126 тыс. архивов государственных и частных организаций, во главе которых стоит Федеральное архивное агентство. Собранный ими архивный фонд РФ на сегодняшний день составляет более 620 млн единиц хранения на различных носителях, самые ранние из которых датируются еще X—XI веком. Если выразить длину всех полок российских архивов в километровом выражении, но она составит около 8,5 тыс. км!

Несмотря на такое существенное значение для жизни общества и государства, ведение архивного дела сопряжено с массой проблем. Одной из самых насущных является компьютеризация и информатизация управления и пополнения ныне существующих архивов.

Проблемы компьютеризации архивного дела

Проблема компьютеризации архивной отрасли не нова. Ее решением власть имущие занимаются с 1995 года, разрабатывая разного рода концепции и программы всеобщей архивной информатизации, внедрения программных комплексов и обеспечения архивов вычислительной техникой. И безусловно, с того времени данная отрасль кардинально изменилась, если сравнивать ее состояние с 1995 годом.

Однако, прошло уже больше чем два десятка лет, и в сравнении с темпами развития компьютерных технологий, архивная отрасль… мягко говоря «пасет задних». Анализируя нынешнее состояние дел, можно выделить несколько направлений, где состояние внедрения информационных технологий в архивное дело остается плачевным.

  • Состояние материально-технической базы. Наиболее проблемный вопрос. Подавляющее большинство компьютеров, которыми оснащены современные архивы попросту морально устарели. Из них лишь около 40% имеют доступ к интернету, и только 60% объединены локально-вычислительными архивными сетями. При этом большинство ПК находятся в структурных подразделениях – читальные залы практически не имеют компьютеров, что исключает возможность использования баз данных самими пользователями.

  • Разработка и внедрение программного обеспечения. Несмотря на разработку и направление во все структурные подразделения программного комплекса «Архивный фонд», многие архивы используют старые версии или вовсе кустарные программы, разработанные на заказ, что делает должную автоматизацию деятельности невозможной.

  • Острая нехватка квалифицированных кадров. Большинство архивных учреждений попросту не предусматривает штатных должностей IT-специалистов. Из 15 Федеральных архивов, только 9 имеют подразделения, занимающиеся информационной разработкой. В то же время, даже у имеющихся в штате специалистов, за счет низкой заработной платы, уровень профессиональной подготовки оставляет желать лучшего.

  • Проблема оцифровки архивных документов. Она заключается в отсутствии нормативного регулирования, устанавливающего единые стандарты, правила создания, учета и хранения оцифрованных документов.

Безусловно, это далеко не все проблемы информатизации архивных данных. Однако решение всего комплекса вопросов на региональном и муниципальном уровне уже идет полным ходом (по крайней мере, по мнению органов исполнительной власти) – в частности, уже как 5 лет реализуется «Программа информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных учреждений на 2011–2020 годы». Улучшит ли это ситуацию – время покажет, однако на данный момент проблемы очевидны.

Законодательные пробелы

Еще в далеком 2004 году был принят Федеральный закон «Об архивном деле в РФ». Он, помимо регулирования отношений в сфере организации хранения документов, разделил все архивные документы на федеральные, региональные и муниципальные. Однако, вводя такое разделение, законодатели не предусмотрели новую систему комплектации и хранения этих документов, оставив принцип, действующий еще с советских времен. В результате таких нововведений остро стал вопрос судьбы документов территориальных органов федеральной власти – местных прокуратур, налоговых органов, судов, Пенсионных фондов, образовательных и культурных учреждений и т.п. Вся их документация, являясь федеральной собственностью, должна храниться в федеральных архивах, коих всего 15, и естественно, их возможности в этом ограничены.

Иная норма, закрепленная ст. 21 вышеуказанного закона предусматривает передачу документов территориальных органов власти субъектов федерации в госархивы, расположенные в этом субъекте на основе договора на бесплатной основе! Тут законодатели не учли современных реалий, ведь очевидно, что договорные отношения предусматривают оказание платных услуг. А получилось, что государственные архивы обязали к обработке и хранению колоссальных массивов документов, совершенно не компенсируя такую дополнительную нагрузку.

По мнению В.П. Козлова, члена-корреспондента РАН, подобные нововведения, повлекшие за собой чрезмерную централизацию и разделение российских архивов и дробление их функций нанесли по архивному делу непоправимый урон. В частности, функции по организации ведомственных архивных и делопроизводственных служб попросту были исключены из государственной политики в этой сфере. Как утверждает Н. Храмцова, член Международного совета архивов, вводимые с 1994 года архивные реформы, поспособствовали утрате колоссального массива архивных документов, которые и до сих пор продолжают ежегодно утрачиваться.

Соискателям-архивистам

Несмотря на все вышесказанное, не стоит спешить с выводами, что архивист – скучная и бесперспективная профессия. Современный бизнес сыграл значительную роль в переосмыслении данной профессии, потребовав от таких узких специалистов не только новых профессиональных навыков, но и принципиально иного подхода к организации работы. Современный подход к пониманию роли архивиста не ограничивается систематизацией и организацией правильного хранения документов компаний, его функции можно свести к умению управлять огромными массивами данных. А это требует от соискателя (если он, конечно, не претендует на место в государственном архиве), огромного багажа знаний и количества компетенций. За это работодатели готовы платить неплохое жалование (опять же, если соискатель не претендует на место в государственном архиве).

Как правило, вакансии архивистов на Карьерист.ру, помимо высшего историко-архивного образования и опыта работы, требуют от соискателей:

  • Знаний порядка формирования и обработки дел;
  • Понимания особенностей налогового или бухгалтерского документооборота;
  • Знания современных технологий;
  • Умения создавать номенклатуру дел и вести бюджеты;
  • Навыков составления отчетов и письменных ответов на запросы;
  • Умения вести электронные архивы и базы данных;
  • Умения вести переговоры, взаимодействовать с субподрядчиками и т.д.

    За хорошего специалиста работодатели готовы неплохо платить. Так, среди представленных на нашем портале вакансий, диапазон озвученной заработной платы колеблется в пределах от 17 до 40 тыс. рублей. Более того, в некоторых московских компаниях, зарплата отвечающего вышеуказанным требованиям специалиста стартует от 65 тыс. рублей!

    Отвечая веяниям современной динамики бизнеса, соискатель-архивист, способный выстраивать необходимую коммуникацию, осваивать современные технологии и претворять их в жизнь, точно найдет свое место в отечественных компаниях. А портал Карьерист.ру, в свою очередь, будет всеми силами способствовать этому!

    С праздником, архивисты!

     

    Также о профессиональных праздниках недавно:
    23 марта — День работников гидрометеорологической службы России
    Вся жизнь — театр, а люди в ней – актеры

    Любая перепечатка в электронных или бумажных СМИ материалов портала возможна только с обозначением первоисточника — careerist.ru.

    Разместить резюме Добавить вакансию