Зарплатные задолженности в России сегодня существенно меньше, чем были когда-то – на начало осени размер долгов составляет всего лишь 3,4 млрд рублей, что по-прежнему меньше 1% от фонда оплаты труда. Однако за этими сухими цифрами стоят судьбы целых российских семей, которые остаются фактически без средств к существованию. Оставляет желать лучшего и ситуация со взысканием задолженностей – процедура самостоятельного предъявления претензий к работодателю представляется весьма затруднительной, а для обращения к юристам у работников, перед которыми имеются долги по зарплате, фактически нет средств.
Чтоб разрешить этот вопрос, парламентарии от ЛДПР решили внести изменения в законодательство. Согласно внесенному в Госдуму проекту изменений в Трудовой кодекс, депутаты предлагают наделить инспекторов федеральной трудовой инспекции специальными полномочиями. Если изменения примут, должностные лица смогут осуществлять представительство работников, чьи зарплатные прав нарушены, в судах по вопросам взыскания зарплат. На данный момент такие функции есть у прокуроров, но они, однако, ссылаясь на некоторые законодательные ограничения, выполняют их не в должной мере. В результате работникам приходится решать свои проблемы самостоятельно, что далеко не всегда дает необходимый результат. Карьерист.ру постарался проанализировать ситуацию.
Число обращений растет
Как утверждается в пояснительной записке к документу, самостоятельное обращение в судебную инстанцию с целью взыскания невыплаченной зарплаты представляется проблемным. У работника при этом возникает масса препятствий: ему необходимо получить ряд документов у работодателя, в чем последний, конечно же, не заинтересован. Кроме того, ему придется оформлять множество других, необходимых для обращения в суд бумаг, грамотная подготовка которых без юридической помощи невозможна. А это ведь тоже расходы, средств на которые, по причине невыплаты зарплаты, у работника вероятнее всего не окажется. В таком случае единственное место, куда человек обращается – это инспекция труда – в ней «обиженный» работник пытается надеется найти безвозмездную помощь.
И в ГИТ ему действительно помогут, однако, лишь в рамках имеющихся у инспекции полномочий: в ней могут провести проверку, предписать выплатить задержанную зарплату и, максимум, выписать штраф. Однако не все осведомлены об ограниченных полномочиях, которые имеет ГИТ – в результате численность обращений неуклонно растет. В проблемных регионах количество произведенных в этом году проверок по результатам обращений граждан по задержке зарплаты почти на 50% больше, чем в прошлом. В самой инспекции отмечают, что граждане стали куда более активными в вопросе защиты собственных прав, а катализатором их активности стали участившиеся задержки.
Так, на начало сентября суммарная зарплатная задолженность составляла 3,354 млрд рублей, которые совокупно недополучили 61 тыс. работников. Подавляющее большинство задолженностей вызваны отсутствием собственных средств у организаций. При этом на прошлогодние и более старые задолженности приходится лишь 45% долга, остальные образованы в текущем 2017 году. Но даже такие данные не дают нам полной картины происходящего, ведь статистика по зарплатным задолженностям отражает лишь ситуацию в крупном и среднем бизнесе – задержки в мелких компаниях, у частников и индивидуальных предпринимателей Росстат не фиксирует. Да и потом, Росстат фиксирует лишь те данные, которые были предоставлены работодателями, а те, дабы не попасть под санкции надзорных органов, ситуацию по задержкам часто предпочитают скрывать.
В итоге информацию о проблемах и жалобы от работников надзорные органы начинают получать из СМИ или личного обращения. За предоставление недостоверной информации для работодателей предусмотрена админ. ответственность, однако это мелочи – за неуплату зарплаты можно попасть под уголовное преследование, так что об этом все же предпочитают чаще умалчивать.
Полномочия ограничены
Но это далеко не единственные ухищрения, на которые идут работодатели. Если раньше было «модно» попросту не оформлять работников, то сегодня наемный труд часто используют по гражданско-правовым договорам, оформляя договоры на оказание услуг, подрядные договоры и т.д. Инспекторы утверждают, что, несмотря на формальное отсутствие, в таком формате признаки трудовых отношений налицо: существует периодичность выплаты средств, внутренние правила и прочие характеристики наемного труда. Но вместе с тем такие работники лишены социальных гарантий, обеспеченных им ТК и прочими законами. Так, когда образуется зарплатная задержка, люди по традиции обращаются в трудовую инспекцию. Но характер правовых отношений делает такое обращение бесполезным – инспекторы не вправе вмешиваться в гражданские сделки, хоть они и являются таковыми лишь формально. В результате работник должен защищать себя самостоятельно.
Но даже если есть трудовой договор и все оформлено в рамках закона, в случаях задержки зарплат инспекторы трудовых инспекций не имеют самостоятельного права на обращение в суд для защиты прав работников. Выявляя факт задолженности, единственное, что могут сотрудники ГИТ – это выписать предписание на погашение. Если работодатель ослушается и не заплатит долга и пени, предписанной по закону, инспектор вправе выписать штраф. Он в будущем будет рассматриваться в судебном порядке. Как раз в таких заседаниях представители ГИТ имеют право присутствовать и высказывать собственную позицию. Однако, приглашать инспекторов на такие слушания, как и уведомлять их о дате и времени рассмотрения административных штрафов, суд не обязан. В итоге должностные лица, которые составляют протоколы о наложении штрафных санкций, не могут поддержать свою позицию, что часто выливается в отмену вынесенных протоколов.
Еще один инструмент – привлечение органов прокуратуры. Они обладают всем необходимым инструментарием как государственный надзорный орган. Тем не менее граждане крайне редко привлекают прокуроров, а должностные лица ГИТ на это не уполномочены.
Ожидают давления
Если внесенный в парламент документ таки будет принят, трудовая инспекция получит возможность с целью защиты трудовых прав и интересов работников обращаться в суд. Это, по мнению авторов законопроекта, существенно упростит жизнь населения, имеющего задержки по зарплате, ведь самостоятельно они в суды не идут. И на это есть множество объективных причин, среди которых фигурирует банальное отсутствие денег. А они-то потребуется: нужно оплатить госпошлину при подаче в суд, оплатить грамотное составление искового заявления, профинансировать проведение необходимых экспертиз, собрать другие необходимые документы, оплатить юридические консультации и т.д. Если деньги есть, многим попросту не хватает уверенности, других запугал работодатель, пригрозив расправой в случае чего. Многие не хотят терять старую работу, ожидая скорого разрешения финансовых проблем. Право инспекторов на обращение в суд поможет решить если не все, то большинство подобных проблем.
Но представители бизнеса выступают активно против таких нововведений. Они сетуют на то, что в результате может возрасти административное давление на тех, кто и так сводит концы с концами. Мол, работодатели, имеющие финансовые проблемы, и без того постоянно находятся под пристальным вниманием надзорных органов, а теперь им хотят добавить еще и судебных разбирательств. Хотя, подобные претензии трудно назвать обоснованными: сложившаяся практика подтверждает – работодатели идут на всяческие ухищрения дабы избежать соблюдения закона. Да и о вине работников в том, что организация имеет финансовые трудности, не может быть и речи. Они требуют то, что им положено, и если чиновники будут помогать им в этом, трудно узреть подспорье для дополнительного давления на бизнес.
Принятие изменений в ТК актуально сегодня как никогда – зарплату задерживают практически во всех регионах страны. Ситуации, безусловно, в каждом случае разные – часто имеют место объективные экономические причины вроде банкротства. В таком случае ни инспекция, ни суд не в состоянии заставить работодателя платить – помимо зарплатных долгов у таких компаний хватает огромных задолженностей перед кредиторами. К таким работодателям относятся снисходительно, обходясь лишь штрафами и предписаниями – взять с них действительно нечего, что, конечно, не должно удовлетворять работников. Но хватает и откровенно преступных примеров, когда работодатель злоупотребляет положением, пуская зарплатные средства на иные хозяйственные нужды. Таких должностных лиц привлекают к уголовной ответственности.
Хотелось бы верить, что новые изменения в ТК будут помогать работникам защищать свои права. Во всяком случае, анализ законодательных намерений усомниться в этом не позволил.
Разместить резюме Добавить вакансию